Развитие ритмической способности
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

информация для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ritmicheskoy_sposobnosti.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ

Развитие восприятия и воспроизведения темпа

 «Осенние листочки»

Цель. Формировать представление о темпе, ввести понятия «быстро» и «медленно».

Оборудование. Фонограмма «Тема из вариации» К. Вебер.

Описание. Детям, сидящим на ковре, предлагается выполнить импровизированные движения руками при прослушивании музыкального отрезка в быстром темпе и сидеть спокойно при прослушивании музыкального отрезка в медленном темпе.

Усложнение. Предложить детям дополнить движения рук движениями корпуса и ног.

«Курочка и цыплятки»

Цель. Обучать детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.

Оборудование. Фонограмма Русская народная мелодия (обработка Г. Фрида). Описание. Дети сидят на ковре полукругом. Прослушивая музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «курочка клюет зернышки»; при прослушивании музыкального отрезка в быстром темпе, дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе – «цыплята клюют зернышки».

«Барабанщик»

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом игрой на барабане.

Оборудование. Большой барабан для педагога, маленькие барабаны по количеству детей.

Описание. Педагог играет на барабане в быстром или медленном темпе, дети на своих барабанчиках отстукивают ладошками заданный темп. После 2-Зх воспроизведений педагог предлагает им поменяться барабанчиками, передав свой баран по кругу.

В этом упражнении барабаны детей можно заменить на «осязательные коврики», т.е. разные тактильные поверхности. Каждому ребенку дается импровизированный барабанчик - «осязательный коврик» размером 18х25см, выполненный из отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, деревянной доски,  бархатной бумаги, искусственного меха и по образцу педагога, играющего на настоящем барабане, он старается ладошками передать заданный темп. После 2-Зх воспроизведений педагог предлагал детям   новую осязательную поверхность, т.е. новый коврик.

«Паровоз»

Цель. Формировать у детей умение двигаться в соответствии с музыкальным темпом.

Оборудование. Фонограмма «Паровоз» Е. Тиличевой.

Описание. Положив руки на плечи друг другу, дети двигаются в колонне в соответствии с темпом музыки: быстро или медленно.

«Карусели»

Цель. Учить соотносить темп речи и движений, темп речи и движений с темпом музыки.

Оборудование. Длинный шнур, фонограмма «Лошадки в конюшне» М. Раухвергер.

Описание.

1-й вариант. Дети образуют круг и, держась одной рукой за шнур, концы которого связаны, начинают движение в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле        ходьба по кругу в медленном темпе

Завертелись карусели,                         ходьба по кругу в умеренном темпе

А потом кругом, кругом                    ходьба по кругу в быстром темпе

Все бегом, бегом, бегом.        бег по кругу

2-й вариант. Принцип игры остается прежним, но в качестве регулятора темпа выступает музыка.

Усложнение. После того как дети пробегут 2-3 раза по кругу, педагог меняет направление движения, говорит: «Поворот». Играющие должны повернуться, быстро перехватив шнур другой рукой, и бежать в другую сторону.

Развитие восприятия и воспроизведения метрических отношений

«Язычки-дразнилки»

Цель. Учить детей различать и двигательно выделять отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Оборудование. Игрушки «тещин язык» по количеству детей, фонограмма игры на барабане или бубне с ярко выделенным неожиданным акцентом.

Описание. Дети сидят на стульчиках или на ковре, выделив в аудиозаписи акцентированный удар, они должны один раз подуть в «тещин язык». Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки, барабаны и бубны.

«Птички в гнездышке»

Цель. Та же.

Оборудование. Обручи и эмблемы на шею с изображением птиц по количеству детей, фонограмма «Задача» О. Боромыковой.

Описание. На полу раскладываются обручи-гнездышки. Под музыку каждый ребенок ходит вокруг своего обруча, изображая птичку. На акцент прыгает в него двумя ногами и ждет следующего сильного сигнала, на который выпрыгивает из обруча и снова идет вокруг него по кругу.

«Забияки-петушки»

Цель. Закреплять у детей навык выделения на слух неожиданного акцента в музыке.

Оборудование. Шапочки петухов для каждого ребенка, фонограмма «Парная пляска» Т. Ломова.

Описание. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На сильный акцент они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

 «Слушай внимательно!»

Цель. Учить детей передавать в движении и речи метрические отношения, формировать навык синтеза речи и движения, закреплять умение выделять неожиданный акцент в музыке.

Оборудование. Палочки для игры на металлофоне по количеству детей, деревянный кубик, пластиковый стаканчик, стеклянная и металлическая банки для сыпучих веществ; фонограмма «Стуколка» (обработка В. Метлова).

Описание. Играющие образуют хоровод, в его центр встает ребенок-водящий, вокруг него по кругу располагаются предметы из разного материала. Под музыку или равномерные удары бубна группа и водящий начинают двигаться в разных направлениях (по и против часовой стрелки), услышав сильный удар, хоровод приседает на корточки, а водящий ударяет палочкой по тому предмету, около которого он остановился, стараясь правильно передать метрические отношения и проговаривая следующие слова:

Дин-до, Дин-до,   выделение голосом и чередование сильных и слабых ударов Дин-до, Дин-до –     в соответствии с 2-хдолъным метрическим размером

Так звенит стекло,    произносит вся группа

или

ук-Ук, ук-Ук,        (действия те же)

ук-Ук. ук-Ук –  

Я пластмассы слышу звук.

или

Тук-тук-тук,                   (выделение голосом и чередование сильных и слабых ударов

Тук-тук-тук –                   в соответствии с 3-хдолъным метрическим размером)

Деревянный это звук,    (произносит вся группа)

или

Тал-тал-тал-тал,               (выделение голосом и чередование сильных и слабых ударов

Тал-тал-тал-тал –              в соответствии с 4-хдолъным метрическим размером)

Так звучит металл.          (произносит вся группа)

«Веселые кегли»

Цель. Учить детей воспроизводить метрические отношения в движении.

Оборудование. Мячи и кегли для составления зрительно-наглядной модели двудольного, четырехдольного или трехдольного метрического размера.

Описание. Педагог и дети договариваются, что кегли будут обозначать сильные удары, а мячи – слабые. После этого педагог составляет с их помощью зрительно-наглядную модель, а дети воспроизводят хлопками или ударами в бубен, барабан заданные метрические отношения. В случае затруднений детей педагог сначала сам отхлопывает заданный ритм.

Варианты метрических отношений:

КмКмКмКм (двудольный метрический размер);

КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер);

КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).

Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка

 «Автобусы»

Цель. Учить детей выделять и соблюдать паузы, закреплять умение двигаться под музыку в соответствии с ее темпом.

Оборудование. Пластмассовые рули по количеству детей, фонограмма «Дождик» Т.

Ломова.

Описание.

1-й вариант. Педагог выполняет роль водителя автобуса, у него в руках руль, дети – пассажиры, они стоят друг за другом. «Автобус» двигается под музыку, внезапно музыка обрывается, и он делает «остановку», при этом все дети приседают и разводят руки в стороны (открываются двери). С началом музыки движение возобновляется.

2-й вариант. Каждый ребенок изображает автобус. Дети произвольно занимают всю площадь зала. Принцип игры остается прежним.

Усложнение. Длительность пауз и музыкальных отрезков должна быть различной, чтобы не допустить привыкания. Детям можно предложить одновременно с приседанием и разведением рук в стороны при остановке произносить звук «с».

«Прогулка»

Цель. Формировать у детей представление о длительности.

Оборудование. Человеческие следы, изготовленные из картона или бумаги.

Описание. На ковровом покрытии педагог располагает человеческие следы таким образом, что между следами 1-ой и 2-ой пар было расстояние 50 см, между следами

3-ей и 4-ой пар – 20 см.

1-й вариант. Дети встают парами, держатся за руки. Один ребенок из пары наступает на следы, другой идет рядом и произносит текст:

Большие ноги идут по дороге,

Маленькие ножки идут по дорожке.

2-й вариант. Идущий ребенок сам проговаривает текст.

«Сигнальщики»

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с музыкально-ритмическим рисунком мелодии.

Оборудование. Сигнальные флажки по 2 на каждого ребенка, фонограмма французская народная мелодия в обработке В.Витлина.

Описание. Дети стоят в шеренге лицом к педагогу, подражая ему, выполняют движения руками: поочередное отведение рук в стороны передает звучание «длинных» звуков, резкий подъем рук вверх – «коротких» звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития ритмической способности

Игры и упражнения для развития ритмической способности Упражнения на развитие чувства ритма    Звучащий ритм служит для воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства р...

"Развитие ритмических способностей у детей дошкольного возраста"

Развитие ритмических способностей у детей Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы...

Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста. Проект индивидуального развития одаренного ребенка 6-7- лет

Косалапова О.И., музыкальный руководительМАДОУ «ЦРР-д/с №387» Московский район г. Казань, Республика Татарстан  «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое ...

Развитие ритмических способностей у детей

консультация для родителей....

«Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Мастер - класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений...