Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста. Проект индивидуального развития одаренного ребенка 6-7- лет
статья по музыке на тему

Косалапова О.И., музыкальный руководитель

МАДОУ «ЦРР-д/с №387»

Московский район г. Казань, Республика Татарстан

 

 «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми». Одаренность может проявляться и развиваться в связи с деятельностью. К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kosalapovoy_o.i.docx28.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста. Проект индивидуального развития одаренного ребенка 6-7- лет

Косалапова О.И., музыкальный руководитель

МАДОУ «ЦРР-д/с №387»

Московский район г. Казань, Республика Татарстан

 «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми». Одаренность может проявляться и развиваться в связи с деятельностью. К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.

Особо яркая одаренность или талант свидетельствует о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, и что особенно важно интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу. Системный характер обязывает выявлять хореографическую одаренность не как сумму некоторых компонентов (хореографических навыков, умений, знаний, результатов), а как интегративную личностную характеристику, как интенсивно влияющее на личность стремление к саморазвитию в хореографии. Хореографическую одаренность (как и любую другую) нельзя напрямую связывать с достижениями личности, в силу того, что ярко проявленная одаренность в детские годы не всегда обеспечивает высокие достижения в дальнейшей (в т.ч. профессиональной) деятельности человека. Однако судят о детской одаренности всё же по достижениям.

быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

1) Для поведения одаренного ребенка характерно новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему»

3) Ребенок с развитой хореографической одаренностью сразу схватывает и усваивает информацию о танце и отдельных движениях.

4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Модель работы с одаренными детьми

  • Выявление одаренных детей
  • Разработка индивидуальной программы и программно-методического обеспечения для ее реализации
  • Диагностика личностного и творческого развития воспитанника (индивидуальная карта, тестирование, наблюдение, практические задания)
  • Консалтинг для родителей по вопросам развития одаренности ребенка
  • Демонстрация творческих достижений воспитанников
  • Поощрение одаренных детей. Поддержка высокой самооценки ребенка
  • Формирование системы самообучения одаренного ребенка
  • Регулярное ознакомление с практикой проведения занятий с одаренными детьми

Условия успешности работы: безусловное понимание и уважение личности ребенка, личностное и профессиональное самосовершенствование педагога дополнительного

В наше, социально – ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения цели, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично успешной личности ребенка.

Самым главным  периодом для развития способностей детей, является,  дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Основными  чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей, необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия, специалистов,  педагога-психолога, воспитателей,  родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, чем занять ребенка и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребенка занятия танцем, а для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребенок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребенку раскрыться, показать окружающим как он видит мир.                                  

          Музыкально – ритмическая деятельность является составной частью музыкального обучения и развития ребенка. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности,  их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности, одним из видов такой деятельности является музыкально-ритмическая деятельность. В движениях под музыку дети легко ориентируются в композиции игры, в форме исполняемого танца, в характере музыки, а так же пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки.

          Систему музыкально-ритмического воспитания  одним из первых разработал швейцарский  педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Поняв активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, он подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь к эмоциональной окраске и передаче движений.

Музыкально - ритмические  упражнения - универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. С первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать развитие в нём "мышечного чувства", оно, в свою очередь, способствует... более живой и успешной работе мозга".

Сам процесс занятий должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены". Именно музыку, поскольку в ней заложен идеальный образец организованного движения; музыка регулирует движение и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

 Основная направленность данного проекта – активизировать самостоятельную музыкально-ритмическую  деятельность ребенка, достижение высшего уровня развития – детского творчества.

Цель: Приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством  хореографического искусства. Исходя из цели данного проекта, предусматривается решение следующих основных задач: 

Задачи:  Обогащать музыкально-двигательные представления, активизировать музыкальное мышление.

Развивать у ребенка в процессе занятий танцевально-игровое творчество,

инициативу и самостоятельность.

Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку.

 Обеспечивать эмоциональное благополучие и здоровье ребенка.

 Выявить детей с предпосылками одаренности.

 Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

Разработать план мероприятий одаренных детей.

Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

Данный проект программы отличается тем, что в нем представлены различные подвижные игры, музыкально-дидактические  игры, сюжетные игры и этюды, музыкально - дидактические игровые упражнения, танцы которые способствуют проявлению и развитию творческой инициативы ребенка. Придерживаемся  основному принципу – использовать основные навыки детей и запас танцевальных движений,

Этот  проект  индивидуального развития рассчитана на  один год обучения для одаренного ребенка шести- семи  лет.

          Музыкально-ритмические занятия проходят в разной форме:

индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, самостоятельная игровая деятельность.

          Отбирая  репертуар,  стремилась к тому, чтобы он был музыкальным, выразительным для ребенка, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела.

Диагностика достижения результатов:

В процессе  работы с одаренными детьми проводится диагностика: начальная, и заключительная.  В итоге воспитанник  будет знать и уметь:

  • правила поведения в хореографическом классе
  • требования к внешнему виду на занятиях
  • музыкальные размеры, темп и характер музыки
  • хореографические названия изученных элементов
  • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками
  • владеть корпусом во время исполнения движений
  • ориентироваться в пространстве
  • координировать свои движения
  • исполнять хореографический этюд в группе
  • корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога.

Список литературы

  1. Буренина А.И.  Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000 г.
  2. Зимина А.Н.  Мы играем, сочиняем! Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2002 г.
  3. Гогоберидзе А.Г.  Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
  4. Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М., 2013г.
  5. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных  руководителей. – М.: Айрис-пресс, 2004г.
  6. Горшкова Е.В. О соотношении обучения и творчества дошкольников в музыкальном движении и особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2007г.
  7. Буренина А.И., Сауко Т.Н. Топ-хлоп, малыши! (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет). – СПб. ЛОИРО, 2000 г.
  8. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 2013г. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте"  Платон  Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками -...

Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"

Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста. Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями....

Современные подходы в развитии ритмических способностей детей дошкольного возраста посредством музыкального оркестра

Оркестр – это группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. И каждый музыкант играет свою партию. У каждого инструмента своя партия и свой ритмический рисунок. Игра ...

Мастер-класс «Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста»

Обучение педагогов использованию педагогической технологии по развитию ритмических способностей детей дошкольного возраста....