Заикание
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

информация для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Практика показывает, что наибольшая эффективность нейрореабилитации детей с системными нарушениями развития речи может быть обеспечена лишь при следующих условиях:

  •  максимально раннее начало реабилитационных мероприятии;
  •  непрерывность;
  •  интенсивность;
  •  длительность;
  •  комплексность реабилитационного процесса на разных этапах восстановительного лечения;
  •  клиническая и нейропспхологическая диагностика;
  •  систематический контроль за соматическим, неврологическим,

эмоцинально-поведенческим, психическим и психологическим состоянием ребенка;

  •  прогноз целесообразности применения тех или иных форм реабилитации;
  •  решение проблем интеграции детей в социум, создание мотивации учебно-интеллектуальной деятельности;
  •  включение в реабилитационный процесс родителей на всех этапах реабилитации, как равноправных партнерах;
  •  решение проблем психотерапевтической поддержки.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми ВПФ,

протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Эти связи проявляются не только при нормальном развитии, но и  при нарушениях речи.

Заикание – нарушение речи, которое не только широко распространено среди детей и взрослых, но оно отличается многофакторностью причин возникновения, сложностью патогенетических механизмов и наличием различных клинических проявлений. Многочисленные исследования современных авторов позволяют отнести заикание к системным нарушениям. Это системное нарушение речи, характеризующееся нарушением темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата.

Классификация заикания:

  • этиологическое,
  •  анатомо-физиологическое,
  • клиническое,  по форме заикания (тоническое и клоническое). 

Эволюционное (заикание развития) – развивается у детей в возрасте от 2 до 5-6 лет:

  •  инициальное,
  •  хроническое (закрепившееся);

Симптоматическое – может возникнуть в любом возрасте при заболеваниях центральной нервной системы – черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др.

В основном, придерживаясь традиционных представлений о предрасполагающих причинах заикания (И.  А. Сикорский, Н. П. Тяпугин и др.), этиологическими факторами возникновения заикания считали следующие:

1. общая предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребенка, а именно:

  •  возрастные особенности деятельности мозга,
  •  ускоренное развитие речи,
  •  социальные условия;

2. индивидуальная предрасположенность ребенка к заиканию:

  •  конституциональная предрасположенность,
  •  поражения головного мозга в раннем детском возрасте,
  •  формирующиеся аномальные черты характера,
  •  наследственные факторы,
  •  функциональная асимметрия мозга,
  •  соматическая ослабленность организма и инфекционные заболевания;

3. социальные факторы, способствующие возникновению заикания:

  •  влияние окружающей среды на ребенка,
  •  влияние хронических конфликтных переживаний,
  •  неправильное воспитание.

Содержание комплексной НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ

  • углубленный анализ речевого и социального поведения детей,
  •   изучение условий развития ребенка, языковой среды, воспитания,  микросоциального окружения,
  •   изучение эмоциональной сферы личности ребенка и эмоциональной стороны речи,  
  • психологические занятия по преодолению эмоционально-поведенческих   нарушений,  
  • развитие коммуникативной сферы,
  • формирование игровой деятельности, бытовых навыков,
  •   логопедические занятия, с учетом восприятия информации ребенка, фармакотерапия,
  •   соблюдение принципов психотерапевтической поддержки родителей и детей,
  •   коррекция детско-родительских отношений,
  •   включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...