«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (Народное декоративно-прикладное искусство)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Филиппова Марина Митрофановна

Ручной труд (вышивка, оригами), а также аппликация, в том числе объемная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиппова Марина Митрофановна

воспитатель ГДОУ д/с № 51

Калининского административного района

Санкт-Петербурга


Опыт работы воспитателя группы № 4

Филипповой Марины Митрофановны

по теме:

«Педагогические новации

художественно-творческого

развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»»

(Народное декоративно-прикладное искусство

ГДОУ детский сад № 51

Калининского административного района

Санкт-Петербурга


Введение

Логоневроз (или заикание) является одним из широко распространенных форм речевых нарушений, он чаще всего развивается у детей с нервно-психическими отклонениями.

Заикание – нарушение темпа и ритма речи. Возникая в период активного развития речи, оно нарушает коммуникативную функцию речи, препятствует правильному формированию личности ребенка и его социальной адаптации. У детей, страдающих заиканием, наблюдается нарушение просодий (темп речи, темп и ритм дыхания, паузация, интонирование).

Всем детям с данным диагнозом присущи особенности эмоционально-волевой сферы, часто обусловленные повышенной нервной возбудимостью и синдромом двигательной расторможенности. Дети неусидчивы, слишком подвижны, эмоционально неустойчивы, часто меняют виды деятельности, не доведя начатое дело до конца. Для них характерна недостаточная концентрация внимания, частая его переключаемость, быстрая утомляемость. Дети медленно усваивают обычный материал, их речь бедная. Часто они агрессивны, замкнуты, изменчивы в настроении. Двигательная расторможенность и повышенная нервная возбудимость обычно проявляются в привычной домашней обстановке. А так как многие дети с подобным диагнозом подвержены различным фобиям (страхам), то в обстановке вне дома (незнакомой) они часто робки, стеснительны, у них нарушено общение с взрослыми и сверстниками (с трудом вступают или практически не вступают в контакт). Дети боятся всякой новой деятельности, особенно самостоятельной.

Учитывая специфику диагноза детей, педагоги нашей группы пришли к выводу, что занятия ручным трудом могут принести пользу детям, решить некоторые проблемы психического развития, а также вопросы двигательной активности (в частности, развитие мелкой и общей моторики).

В ходе деятельности выявились интересы детей: разнообразная работа с бумагой (оригами, объемная аппликация, плетение из бумажных полосок, разные виды вышивания, работы-коллажи).

Занятия ручным трудом мы рассматриваем, как средство непосредственного воздействие на развитие тонкой моторики, коррекции психических процессов. В течение учебного года происходит постепенное усложнение заданий.


В нашей группе в течение учебного года проводится речевая коррекционная работа.

  • Обследование детей, заполнение специальных форм (в течение сентября)
  • Режим «Молчание» (1-я неделя)
  • Режим «Шепотная речь» (2 недели). Речь детей ограничена, разговаривают шепотом, короткими фразами при необходимости
  • Режим «Сопряженная речь» (4 недели) – ребенок после условного сигнала повторяет фразу вместе с взрослым
  • Режим «Отраженная речь» (4 недели) – ребенок после условного сигнала точно повторяет слова взрослого
  • Режим «Вопросно-ответная речь» (2 этапа, 2 месяца)
  • Режим «Пересказ» (1 месяц)
  • Режим «Рассказ» (1,5 месяца)
  • Самостоятельная речь

В связи с перечисленными режимами ограничения речи все занятия строятся по определенной речевой схеме.

Представленный материал можно рассматривать, как накопленный опыт работы с детьми по ознакомлению их с народным декоративно-прикладным творчеством через ручной труд, а также, как результат введения детей в мир ручного труда, творчества, фантазии.

В отчете представлены работы детей в основном подготовительного к школе возраста. Дети старшего возраста также принимали активное участие в создании работ.


Задачи и цели занятий по ручному труду:

  • Воспитание активности, самостоятельности, возможности общения без слов
  • Перевоспитание личности заикающихся детей
  • Коррекция личностных отклонений и воспитание произвольного, управляемого поведения
  • Возможность освобождаться от эмоционального давления
  • Воспитание самоудовлетворения в создании собственного творения
  • Увеличение промежутка детского внимания
  • Обучение планированию своей деятельности
  • Воспитание ответственности за сохранность материалов
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие координации руки и глаза
  • Отработка приемов складывания бумаги, вырезывания, вышивания
  • Знакомство с теплыми и холодными цветами
  • Упражнение детей в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного к более светлому оттенку и наоборот
  • Обучение в составлении узоров, орнаментов
  • Развитие тактильных ощущений
  • Совершенствование визуальных различий
  • Обучение использованию разной техники
  • Обучение ориентировке на листе бумаги
  • Изучение многого о цвете и форме
  • Закрепление знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве
  • Анализ произведений декоративного искусства
  • Активизация и пополнение словаря детей, в частности – обогащение словаря названиями элементов узоров
  • Закрепление навыков слитной плавной речи
  • Воспитание речевого дыхания
  • Коррекция нарушений звукопроизношения
  • Развитие просодических компонентов речи
  • Развитие неречевых психических процессов
  • Развитие связной речи

Рассматривая динамику развития детей, можно отметить следующие положительные результаты:

  • У всех без исключения детей значительно улучшилась мелкая и общая моторика
  • Отмечается улучшение психических процессов: у некоторых детей понизился уровень тревожности, неуверенности в себе, подверженности страхам, агрессивности; улучшилось восприятие, внимание, память, вербальное и невербальное мышление
  • Закрепилось умение работать дружно вместе, положительно оценивать свою работу и работу товарищей, получать положительный эмоциональный настрой при работе и по ее окончании

Оснащение уголка ручного труда

  • Бумага разная (газетная, белая, цветная, картон, гофрированная, цветочная, самоклеющаяся, папиросная)
  • Клей ПВА, клеящие карандаши
  • Кисти для клея
  • Детские ножницы
  • Фигурные ножницы
  • Трафареты
  • Карандаши
  • Фломастеры
  • Восковые мелки
  • Краски (акварель, гуашь, пастель)
  • Кисти для рисования
  • Крючки для вязания
  • Иглы для вышивания
  • Шерстяные и хлопчатобумажные нитки
  • Мелко нарезанный материал для коллажей
  • Лоскутки ткани, мех
  • Пуговицы
  • Природный материал
  • Искусственный материал: коробки, пробки, крышки и т.д.
  • Бисер, бусины, тонкая проволока
  • Игровое тесто, пластилин, глина
  • Шпатели, лопаточки
  • Некоторые материалы (крупа, соль, крахмал)
  • Клеенки, салфетки
  • Место для сушки
  • Дырокол
  • Степлеры
  • Скотч
  • Пооперационные карты для самостоятельной работы
  • Дидактические игры, раскраски
  • Книги, фотографии, иллюстрации, открытки, коллекции

Основные приемы работы в уголке ручного труда

Коллаж

Коллаж – это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме.

Материал для коллажа используется самый разнообразный: бумага, ткань, мех, нитки, засушенные плоды и листья, бусинки, пуговицы и т.д. коллаж дает возможность развиваться детской фантазии.

Аппликация

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм из однородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости на какой-либо поверхности, принятой за фон.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ.

Аппликация, как таковая, не относится к ручному труду, но в своей работе мы использовали ее при оформлении поделок в технике оригами (складывание фигур из бумаги), а также использовали ее в коллажах. В работах детей широко представлена объемная аппликация и аппликация с использованием бумажных полосок.

Плетение из бумажных полосок

К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги.

Вышивание

Особую роль  в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами, а также рукоделие (простейшие приемы).

Нами активно используется вышивание по картону по проколотым воспитателем отверстиям. Дети в несложной технике оформляют свои работы (швы «назад иглой», «крестик», «лицевая гладь»).

Оригами

Оригами – искусство складывания разных фигурок из бумаги


Как строится занятие по ручному труду

  • Обязательно учитывается речевой режим
  • В начале занятия дети выполняют дыхательную гимнастику, проводится работа над удлинением фразы
  • Проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры являются важной частью для развития мелкой моторики. Дети, повторяя движения за воспитателем, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Воспитатель создает условия для самостоятельной деятельности ребенка, одновременно не забывая о том, что в течение занятия ему обязательно требуется поддержка взрослого
  • После занятия оформляется выставка детских работ

Народное искусство и детское творчество

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.

Каждый образ в народе имеет свое значение, символ. Так, например, птица – это символ счастья, радости, она олицетворяет собой душу наших предков. Часто встречается образ птицы-сирин или изображение двух птиц на древе жизни. Птиц мы встречаем на полотенцах, на досках, видим их воплощение в посуде (например, ковш в виде птицы).

Конь – это символ солнца, медведь – символ могущества, пробуждения природы, баран и корова олицетворяют собой плодородие, козел – добрую силу, олень – изобилие, удачный брак.

Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии и точки между ними – землю и зерна; точки, капли, косые линии – дождь; спирали – ход солнца по небу, космос; ромбы – плодородие; круги – идею совершенства, солнце, дом; кресты – веру; наклонные кресты – связь с солнцем и огнем. Иногда одинаковые элементы росписи народных изделий, например, дымковской игрушки, имеют разное значение: на одной и той же фигурке оранжевый круг символизирует солнце, красный – дом.

Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых говорилось выше, входят в нашу жизнь с самого детства. То же самое можно сказать и о ставших уже привычными узорах, орнаментах.

Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей.

Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии, открытки). Отбираются доступные для восприятия детей определенного возраста предметы. Узоры на них должны быть простыми. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Заключительный этап обучения – предметы и игрушки с растительным узором (городецкая, хохломская, гжельская, жостовская роспись). Задача педагога – показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие композиций.


Задачи работы с детьми по изучению народного декоративно-прикладного искусства

  • Приобщать детей к истокам народного искусства
  • Учить детей различать и называть знакомые изделия народных промыслов
  • Знакомить с новыми видами изделий
  • Знакомить с растительными узорами (городец, хохлома, жостово, гжель)
  • Учить видеть разнообразие материалов: дерево, глина, фарфор, металл и их отличие друг от друга
  • Учить видеть красоту растительных узоров, стилизацию знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист), особенности изображения общих для всех видов декоративно-прикладного искусства образов (птица, конь)
  • Учить выделять средства художественной выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания (колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, их чередование, симметричные и асимметричные композиции)
  • Учить видеть связь узора с назначением предмета, его формой, величиной, материалом изделия
  • Учить составлять узоры на основе некоторых видов народного декоративно-прикладного искусства
  • Учить различать виды народного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках
  • Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать работы для оформления детского сада и дома
  • Воспитывать любовь к Родине, родной природе

Методы и приемы, используемые при обучении детей

  • Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ (работа в «мастерских» народных умельцев, посещение «ярмарок» и др.), что повышает интерес к занятиям
  • Сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива
  • Выделение элементов узора на предмете и определение расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения
  • Показ изготовления из бумаги или вышивания новых элементов
  • Предварительные упражнения с детьми в изготовлении элементов узора
  • Использование фланелеграфа или магнитной доски для обучения расположению узора, поискам вариантов заполнения
  • Называние элемента узора или действия при его воспроизведении в процессе деятельности («завиток вверх, теперь вниз»)
  • Взаимосвязь видов деятельности (рисования, аппликации, оригами, вышивания, изонити) в решении задач по декоративной деятельности
  • Использование художественного слова в создании образа
  • Сочетание музыки и ручной деятельности: создание образа, повышение эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения задания
  • Показ техники вырезывания, вышивания, раскрашивания

Схема знакомства детей с народным промыслом

  • Место, где родился промысел
  • Чем славится
  • Процесс создания изделия
  • Назначение предмета
  • Что существует в настоящее время по сохранению этих изделий

Показатели сформированности эстетического восприятия и оценок детей

  • Умеют ли отличать украшенную вещь от неукрашенной, отдают ли предпочтение украшенной вещи
  • Умеют ли рассказать, как и чем украшена вещь (предмет) по следующему плану: предметное содержание рисунка (птицы, кони, цветы и др.); цвет, колорит; расположение узора на вещи (предмете); эмоциональное содержание
  • Могут ли сравнить две вещи, украшенные орнаментом, указать, в чем их сходство и различие, выбрать ту, которая больше понравилась (если трудно выбрать, указать, чем они обе понравились)
  • Умеют ли найти в украшенной вещи знакомые мотивы, описать их
  • Могут ли выбрать из нескольких вещей с узором знакомые, пояснить, по каким признакам они их узнали, сравнить с другими, указать на сходство и различие
  • Могут ли найти вещи определенного вида народного художественного промысла, выделить их и пояснить, почему они принадлежат к этому виду (городец, хохлома и т.д.)
  • Могут ли определить вещи с узором, который ранее не видели и который не принадлежит к знакомым видам, рассказать, как они украшены (содержание узора, его характерный колорит, композиция – расположение узора на предмете), чем красива та или иная вещь и почему понравилась
  • Могут ли при рассмотрении творческих работ своих сверстников рассказать об их содержании, колорите, композиции
  • Умеют ли анализировать свои работы

Показатели степени овладения ребенком декоративной аппликацией (оригами)

  • Какие линии и формы может уверенно и легко воспроизвести ребенок
  • Какие комбинации элементов в мотиве запоминает и точно воспроизводит
  • Какие величинные отношения запоминает и воспроизводит
  • Какие цвета и их место в узоре запоминает и воспроизводит
  • Какие пространственно-композиционные построения узора воспроизводит

Показатели степени овладения ребенком самостоятельностью решения и творчеством

  • Может ли предложить свои варианты украшения предмета, соблюдает ли целостность орнаментального мотива с помощью входящих в него элементов
  • Соблюдает ли величинные отношения
  • Соблюдает ли эстетические отношения цветов в мотиве или в целом орнаменте
  • Заполняет ли пространство листа, предмета узором
  • Как создает узор при выполнении творческого задания, когда в наличии имеется только предмет для украшения, что и как использует из ранее усвоенного, что создает по-новому, насколько это удачно в художественном плане

        В процессе выполнения коллективных работ вырабатываются:

  1. Договариваться о совместной работе, её содержании;
  2. Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  3. Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию,         дополнение;
  4. Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся:

  • общаться друг с другом и с взрослыми:
  • разговаривать друг с другом;
  • планируют;
  • договариваются;
  • спрашивают;
  • подсказывают;
  • радуются;
  • хвалят товарища и пр.


Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:

  • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
  • Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
  • Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
  • Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
  • Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
  • Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
  • Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;
  • Использует несколько нетрадиционных техник;

•          Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;

•        Оригинальность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.  

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые, они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

        Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерческие зрелища, телевизионные экраны детской наводнила жестокость. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Как образно говорит наш народ, «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного -  оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.


В ходе знакомства детей с народно-прикладным искусством были решены следующие  задачи:

  • Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Развитие мелкой моторики рук детей;
  • Обогащение словарного запаса детей.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

  • Беседы;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду
  • Просмотр видеофильмов;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
  • Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
  • Использование физкультминуток;
  • Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Что удалось достигнуть в результате работы по указанной теме:

  • Дети имеют представление о народных промыслах;
  • Дети умеют различать изделия разных народных промыслов;
  • Дети приобрели практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
  • У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
  • У детей развился художественный вкус, они научились видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;
  • Дети приобрели трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.



Предварительный просмотр:

Занятие 1. «Городецкая роспись. Аппликация (гирлянда из цветов) на полосе

Цели:

  • Учить рассматривать городецкие узоры, выделить новую композицию – гирлянду из трех, пяти цветов
  • Составлять аппликацию на полосе, выделяя середину большим цветком, края маленькими цветами, располагая между ними листья
  • Вырезать цветы, листья из бумаги, сложенной в два или четыре раза, получая одинаковые круги и овалы, сочетать цвет и его оттенок, белый и черный цвета для украшения

Материал:

  • Предметы с городецкой росписью, в основе которой композиция из трех, пяти цветов, иллюстрации
  • Бумага цвета охры размером 10х27см, бумага разных цветов (красная, розовая, синяя, голубая) на выбор, бумага зеленого цвета, бумага белого и черного цвета
  • Ножницы, клей, кисти, салфетки

Ход занятия. Выставка предметов с городецкой росписью и их изображений.

В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Листьях зеленых

Привезли ларец

Из города …

(Городец)

Рассмотрев все предметы, иллюстрации, выделить композицию из трех, пяти цветов (гирлянду). Уточнить их расположение: в центре большой цветок, по краям один или два бутона, между ними расположены листья по одному, по два.

Для своего узора дети выбирают цвета бумаги (воспитатель помогает). Все цветы на узоре должны быть только голубыми или только розовыми или большой цветок должен быть одного цвета, маленькие цветки – другого.

Уточнить, как вырезать круг (для цветка) из квадрата, овал (для листьев) из полоски, сложенной пополам и еще раз пополам (четыре части). Из небольших обрезков бумаги можно вырезать мелкие детали (из уголков – дугу). Воспитатель показывает все эти приемы, дети упражняются в вырезывании.

После этого дети приступают к выполнению задания. Сначала вырезывают все необходимые детали для составления аппликации, а потом раскладывают на полосе вырезанные цветы, листья, другие украшения, приклеивают их.

В конце занятия – выставка работ.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.



Предварительный просмотр:

Занятие 5. «Городецкая роспись. Узор с птицами для доски»

Цели:

  • Учить рассматривать городецкие узоры, выделяя новый образ – птицу, видеть необычность ее росписи
  • Составлять городецкий узор на бумаге в виде доски, изображать птицу (аппликация, вышивание) и дополнять узор цветами (один, три), заполняя пространство листа
  • Передавать форму хвоста птицы, украшать в традициях росписи

Материал:

  • Городецкие доски с изображением птиц, иллюстрации, открытки
  • Бумага в форме доски формата А4 разной ширины
  • Цветная бумага, трафареты птицы, цветов, листьев
  • Клей, ножницы, кисточка

Ход занятия. Выставка предметов с городецкой росписью и их изображений.

Рассмотреть узоры, выделить знакомые цветы, новые и образ птицы. Предложить детям рассказать, какая она (красивая, гордая, важная и т.д.).

Уточнить цвет птицы (черная), цвет хвоста на разных досках (голубой или розовый, иногда красный). Хвост похож на крыло бабочки и украшен перьями – легкими черточками (голубые на синем, розовые на красном).

Крыло похоже на листок, оно бывает красного или зеленого цвета. Посмотреть, как птица украшена белым цветом (глаза, сережки, бусы, перышки). Сравнить двух птиц, показать различие в украшении.

Предложить детям рассмотреть лист и выбрать место для птицы и цветов. Можно разместить и два силуэта птицы.

Взрослый в ходе работы помогает детям выполнять узор в определенной последовательности: силуэт птицы, хвост, крыло, круги для цветов, листья, украшение хвоста перышками и цветы (кружок и дуга), оживление всего узора.



Предварительный просмотр:

Занятие 7. «Городецкая роспись. Аппликация (коллективная) «Городецкие птицы»»

Цели:

  • Продолжать учить рассматривать городецких птиц, цветы на панно, досках, сундучках
  • Выделить силуэт птицы, хвост, определить исходную форму бумаги для них
  • Учить вырезать силуэт птицы (из треугольника), хвост (из прямоугольника), цветы, листья из бумаги, сложенной гармошкой, передавать сочетание цвета и оттенка, белый цвет для украшения
  • Выполнять коллективную работу, уметь договариваться, создавать общую композицию

Материал:

  • Предметы с городецкой росписью, иллюстрации, открытки
  • Бумага черного, красного цвета и цвета охры формата А1, наборы цветной бумаги
  • Ножницы, клей, кисти, клеенка, салфетки

Ход занятия. Выставка предметов с городецкой росписью, украшенных городецкими птицами.

Воспитатель рассказывает детям о том, что в городецкой росписи птица – это символ счастья и радости, которые входят с ней в каждый дом.

Городецкие мастера изображают птиц по-своему – они всегда черные, с красивыми хвостами, похожими на крыло бабочки или крыло из перьев.

В ходе занятия рассмотреть птиц и выделить их украшения, сочетание цвета и оттенка при изображении хвоста, цветов. Назвать и показать украшения белым цветом (глаза, сережки, перья и пр.).

Определить форму бумаги, из которой дети будут вырезать птиц (треугольник из прямоугольника), хвост (прямоугольник).

Воспитатель показывает детям приемы вырезывания силуэта: закруглить верхнюю часть треугольника (голова), затем шея, грудь, закруглить угол и немного вырезать там, где шея соединяется со спиной. Нужно называть ту часть, которую вырезаешь. Если сложить два треугольника, то получатся две одинаковые птицы. Затем показать, как вырезать хвост: из прямоугольника вырезается полкруга с одной стороны и два с другой стороны.

В украшении использовать обрезки бумаги.

Дети выбирают цвет бумаги и оттенки (для хвоста, цветов). Уточнить, как вырезать круги для цветов из квадрата и листья из полоски, сложенной гармошкой.

Затем дети вырезают птиц, соединяют части и наклеивают на общий лист, договариваясь, кто и где их расположит. Композицию дополняют цветами и листьями.

В конце занятия рассматривают композицию.

Городецкая роспись –

Как ее нам не знать …

Здесь такие узоры,

Что ни в сказке сказать.

Здесь такие сюжеты –

Ни пером описать.

Городецкая роспись –

Как ее нам не знать!



Предварительный просмотр:

Занятия 9. «Городецкая роспись. Сказочный сад»

Цели:

  • Закрепить знания детей о городецкой росписи и промысле: содержание и назначение предметов, средства выразительности, сочетание цветов
  • Составлять композицию в стиле росписи, выбирая фон, элементы узора, цвет

Материалы:

  • Предметы с городецкой росписью, иллюстрации, открытки, детские работы
  • Бумага цвета охра, красная, синяя, зеленая формата А4
  • Набор цветной бумаги для узоров, трафареты
  • Ножницы, клей, кисти

Ход занятия. Выставка предметов с городецкой росписью и их изображений.

На выставке обратить внимание на необычную яркость городецких узоров, как на разном фоне совсем по-другому смотрится узор, найти новые варианты цветов, птиц, коней, композиций на разных формах.

Предложить детям на своем листе изобразить сказочный сад, в котором могут жить птицы, кони, радовать своей красотой цветы на поляне.

Дети выбирают цвет фона, украшают по своему замыслу.

В конце занятия дели объединяют работы по цвету фона бумаги – получится яркая и красивая картина-панно.

Здесь купавки, розаны

На деревьях, кустах,

Городецкие кони

В Городецких лугах.



Предварительный просмотр:

Городецкая роспись

В городе Городце на Волге, недалеко от города Нижний Новгород, на фабрике создаются деревянные расписные Городецкие изделия: детская мебель – столы, стулья, кресла-качалки, кони-качалки, настенные панно, комплекты кухонной посуды – ложки, солонки, поставцы, разделочные доски, хлебницы, сундучки.

Роспись яркая, живописная. Это букеты, гирлянды цветов, птицы с необычными хвостами, гордый конь с изогнутой шеей.

Основной мотив – цветок. В разных сочетаниях варьируются пышные розы, округлые купавки (или яблоко), листочки, букеты из мелких цветов типа ромашки.

Цветы – это пятна круглой формы розового, красного, оранжевого, голубого цветов, украшенные более темными оттенками. Цвет сочетается с оттенком: голубой с синим, розовый и оранжевый  с темно-красным. Вся поверхность цветов мерцает белыми штрихами (оживками). Это подчеркивает нарядность, красочность, что придает орнаменту изящность, оживляет узор.

Птица бывает черного и синего цветов с веерообразным хвостом. Сочетания синего и голубого цветов, розового и красного используются в изображении хвоста, перьев. Красное или зеленое крыло придает птице фантастичность, необычность. Белым цветом украшаются хвост, крыло, голова и шея птицы.

Важные птицы разгуливают в городских композициях (одна птица или две, которые смотрят друг на друга). Также изображаются кони. Они располагаются в центре композиции, а цветы, листья – в виде гирлянды или букета. Цветы изображаются близко друг к другу, как будто соединены веточкой. Листья расположены симметрично с двух сторон от цветов.

Фон предметов чаще не окрашен, имеет цвет дерева, но встречаются композиции на черном фоне (кони-качалки), красном, зеленом, синем (кресло-качалка, декоративные панно).

Народные мастера стремятся к радостной гамме цветов, к богатству и разнообразию форм. В узоре выделяется несколько вариантов композиции: чередование цветов и листьев, расположение цветов в виде гирлянды (в середине один крупный цветок, по краям по одному или по два цветка), симметричная композиция с птицами, свободная композиция (веточка – большой цветок, а от него идут меньшие цветы)


Перспективный план работы по знакомству детей с городецкой росписью

Название видов росписи

Основные направления работы с детьми

Разные виды росписи: городецкая, хохломская, гжельская, жостовская и т.д.

Выставка предметов быта (посуда, деревянные панно, подносы), и их изображений

Учить детей узнавать знакомые виды росписи: городецкую, хохломскую, гжельскую, жостовскую идр. Различать по некоторым признакам росписи с растительным узором (цветы, ягоды, листья, птицы, типичные сочетания цветов)

Видеть красоту народных предметов быта, связь формы, величины и узора. Воспитывать интерес к предметам, знать об их назначении.

Воспитывать любовь к русскому творчеству, любовь к Родине

Городецкая роспись

Выставка деревянных предметов быта и их изображений

Узнавать предметы с городецкой росписью, выделять элементы растительного узора: цветы, листья

Выделить самый простой цветок-бутон (яблоко, купавка), сочетание цвета и оттенка, роль белого цвета в оживлении узора

Дидактическая игра «Выложи узор» на полосе из одинаковых цветов

Рассмотреть предметы (сундучок, солонка), украшенные гирляндой из трех, пяти цветов, большого цветка и бутонов

Найти бутоны, листья, определить их расположение в разных композициях

Определить назначения предметов, связь предмета и украшения (мелкий узор – на ложках, кубышках; крупный – на коне, кресле-качалке)

Рассмотреть изображения птиц на предметах: они черного цвета, крыло красное или зеленое. «Оживки» - это сережки, бусы, перышки.

Темы занятий по ручному труду (в технике оригами, вышивки, коллажа)

  • Гирлянда  из цветов на полосе
  • Составление узора для кубышки
  • Составление узора для солонки
  • Составление узора для доски
  • Узор с птицами для доски
  • Узор с двумя птицами
  • Коллективная аппликация «Городецкие птицы»
  • Композиция с конем
  • Сказочный сад



Предварительный просмотр:

Некоторые особенности городецкой росписи

Узоры

Цветы: розы, купавки, ромашки

Птицы, кони

Используемые цвета

Цветы: синий, голубой, розовый, оранжевый, темно-красный, белый

Птицы: черный, синий, белый; хвост – сочетание синего и голубого, розового и красного; крылья – зеленый и красный

Композиционное решение

Птицы и кони – в центре, если две птицы, то они смотрят друг на друга.

Цветы – в виде гирлянды или букета (близко друг к другу); веточка (от большого цветка идут меньшие)

Листья – симметрично с двух сторон от цветов

Цвет фона

Естественный под дерево (охра)

Черный для коня-качалки

Красный, зеленый, синий – для кресел-качалок, декоративных панно



Предварительный просмотр:

Некоторые особенности жостовской росписи

Узоры

Букеты, венки, гирлянды из цветов

Цветы: розы, мак, шиповник, астра, тюльпан, василек, реже - фрукты

Используемые цвета

Красный, розовый, оранжевый, желтый, зеленый, белый, синий

Цвет фона

Черный, реже – красный, зеленый, синий

Форма подносов

Круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, фигурная

Композиционное решение

Букеты в центре подноса

Веточки – справа или слева, внизу веточки  располагается самый большой цветок



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по знакомству детей с жостовской росписью

Название видов искусств и предметов

Основные направления работы с детьми

Разные виды народного искусства с растительным узором

Выставка разных видов народного искусства (городец, хохлома, гжель, жостовские подносы) и их изображений

Сравнить все виды, назвать знакомые виды и те признаки, по которым их узнали

Отделить предметы нового вида – жостовские подносы, определить их отличие (металлические подносы, черные, расписные, разной формы)

Видеть красоту основных элементов жостовских подносов: цветы, определить, на какие цветы они похожи (розы, ромашки, незабудки, бутоны), листья, травинки

Обвести букет рукой, показать зависимость его формы от формы подноса (круглый букет на круглом подносе, овальный – на овальном)

Рассмотреть золотую кайму по краю подноса, выделить самую простую (прямая линия), сложную (разного типа завитки), назвать знакомые элементы из других видов народного творчества (точки, завитки и т.д.)

Жостовские подносы

Выставка подносов разной формы (в том числе маленьких) и их изображений

Определить форму подносов, как расположены цветы; затем рассмотреть маленькие подносы и показать, как они украшены (внизу один большой цветок, потом один-два поменьше, бутоны, травинки)

Выделить сочетание цветов на подносе, цвет и оттенок, как белый цвет оживляет все цветы, блики на лепестках, листья.

Обвести кайму (тонкая линия вокруг подноса по краю)

Темы занятий:

  • Кайма для подноса
  • Узор для маленького подноса
  • Узор для большого подноса (коллективная работа)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»»

Опыт работы воспитателя речевой группы по художественно-творческому развитию детей через разнообразные техники ручного труда (оригами, вышивание по картону, другие виды ниткографии и т.д.)...

«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (продолжение)

Опыт работы воспитателя речевой группы по художественно-творческому развитию детей через разнообразные техники ручного труда (оригами, вышивание по картону, другие виды ниткографии и т.д.). Нетра...

Электронный образовательный маршрут для детей и родителей старшей группы в сети интернет "Народное декоративно-прикладное искусство"

 В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. ...