Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем.
методическая разработка по логопедии на тему

Шуклина Ольга

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей  и картинно-графических  схем.

           В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы – модели практиков – педагогов, мы обучаем детей рассказыванию на основе моделирования, что значительно облегчает процесс запоминания информации, а также повышает качество описательных рассказов и составление рассказов по сюжетным картинкам и картине, а также пересказ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx28.77 КБ
Файл mnemotehnika_v_rechevom_razvitii_doshkolnikov.pptx760.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей

и картинно-графических  схем.

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы – модели практиков – педагогов, мы обучаем детей рассказыванию на основе моделирования, что значительно облегчает процесс запоминания информации, а также повышает качество описательных рассказов и составление рассказов по сюжетным картинкам и картине, а также пересказ.

        Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), различные символы, знаки, наглядные модели.  

        На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А тем более у детей с ЗПР.

В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность правильно и грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
  • Плохая дикция.

        Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. 

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались  наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Иногда на занятиях  мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? Данный  опыт работы  показывает, как можно помочь ребенку при рассказывании, если использовать модельные и картинно-графические схемы.

Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

        В качестве второго вспомогательного фактора  выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.                                                          

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами  педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы используем в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники и наглядного моделирования. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы, у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели, у Глухова В.П. -  блоки-квадраты, у Большевой Т.В. – коллаж, у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов.

Мы отдаем предпочтение названию   «картинно-графические схемы», так как в них использовались и готовые картинки и схематично изображенные модели с использованием цифр, букв, знаков.

Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?                                              Моделирование рассматривается  как совместная деятельность педагога и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.       Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае.

Любое моделирование  начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.         Оказалось, что именно наглядные модели  наиболее применимы  и для занятий с детьми дошкольного возраста потому, что ребенку намного легче представить предмет,  выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Мнемотехника помогает развивать: 

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый  Охотник   Желает  Знать  Где  Сидит  Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах  часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. В подготовительной к школе группе дети должны уметь:

  • пользоваться  диалогической  и монологической речью;
  • вести координированный диалог с  воспитателем;
  • содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
  • составлять рассказы о предметах  с последовательно развивающимися действиями,  составлять план рассказа и придерживаться его,  сочинять короткие сказки на заданную тему;
  • пробовать составлять простые небылицы, загадки.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже  - к мнемотаблицам и картинно-графическим схемам. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Содержание таблицы-схемы – это графическое или частично-графическое изображение  предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное  -  нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В детском саду мы используем схемы:

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказа;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при  заучивании стихов.

        Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

 Например:

ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ

  1. Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.
  2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.
  3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».
  4. Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.
  5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.
  6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми  разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей ( например, машину можно кататьпривозить в ней песок, отвозить песок на стройку, перевозить в ней вещи, завести ее в гараж , ремонтировать и т.д.)

ОПИСАНИЕ ПОСУДЫ

  1. Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.
  2. Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник
  3. Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)
  4. Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.
  5. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).
  6. Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой  посудой (варить в ней  компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т.д.)
    ОПИСАНИЕ  И СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ
  1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна (красный, желтый, синий, зеленый). Детям объясняют, что цвет фруктов или овощей может быть и другим.
  2. Форма. Изображены геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.
  3. Величина. Изображены 2 яблока – большое и маленькое (напоминают, что овощи и фрукты могут быть длинными, крупными, мелкими).
  4. Вкус. Нарисованы конфета и лимон – контрастные по вкусу объекты. Детям предлагают вспомнить вкус описываемого предмета.
  5. Место произрастания.  Изображены дерево и грядка. Имеется ввиду:

растет в саду или в огороде.

  1. Как употреблять в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка,

     ложка  и нож. В предварительной работе уточняется,  какие овощи и

     фрукты можно есть сырыми, какие варят, жарят, консервируют.

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОДЕЖДЫ

  1. Цвет. В квадрате изображены 4 цветовых пятна (красный, желтый, зеленый, синий) Детям объясняют, что цвет одежды может быть разным (белым с синими цветочками, в клеточку, в желто-красную полоску и.т.д.)
  2. Материал. В квадрате 3-4 кусочка ткани (шерсть, хлопок, капрон). Естественно, что до составления описательного рассказа целесообразно провести предварительную работу по ознакомлению детей с разными тканями,  из которых шьется одежда.
  3. Части одежды.  Изображен костюм, все детали которого находятся на некотором расстоянии друг от друга.  Предварительно детей знакомят с названиями всех деталей костюма (воротник, рукава, карман, манжеты, юбка, оборка, пояс и т.д.)
  4. Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце (символ лета), кленовый желтый лист (символ осени), подснежник (символ весны), и снежинка (символ зимы).
  5. Назначение. В квадрате нарисованы дети (мальчик и девочка) и взрослые (мужчина и женщина). Под назначением понимается одежда для взрослых или для детей.
  6. Действия с одеждой. Нарисована рука с разведенными пальцами. Дети рассказывают,  как за одеждой ухаживают (гладят, чистят, стирают, сушат и т.д.).

Общие принципы  отбора предметов, произведений, картин  для составления описательных рассказов следующие:

  • Доступность детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу, показать картину или предмет -  важно побеседовать о прочитанном, увиденном, чтобы помочь ему прожить услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий. Ушинский говорил о том, что произведение искусства и литературы может воздействовать на чувства ребенка, только когда им понято.
  • Реалистичность.
  • Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать  предметы, простые по форме и картины, имеющие интересный сюжет, насыщенные поэтическими образами, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.                                                                                  

        Использование картинно-графических схем или мнемотаблиц особенно эффективно  при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текста, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и слова.

Работа по развитию связной речи:

  • Помогает детям достаточно быстро освоить алгоритм составления описательных рассказов по предметам и временам года.
  • Расширяет лексический и словарный запас детей.
  • Учит  детей сравнивать предметы по признакам сходства и различия.
  • Способствует развитию у детей логического мышления, внимания и памяти.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме, а также  использование словесных игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей,  речь, внимание, логическое мышление.

 Представленная система работы направлена не только на речевое развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности. На основе использования картинно-графических схем у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и познавательной деятельности. Составление описательных рассказов на основе картинно-графических схем  является базой для составления творческих рассказов и пересказов сказок.

Используя данный материал, рекомендую:

  • Первые мнемотаблицы или схемы должны быть легкими для восприятия (например, только форма и цвет, далее  - цвет и величина)
  • На каждом этапе обучения детям надо предлагать только 1-2 новых признака предмета,  обозначенных символом.
  • Не старайтесь показать сразу много схем, предлагайте разные варианты одной схемы по одной теме. Лишь через неделю можно переходить к новым.
  • Обучение должно проходить в игровой форме.
  • Время проведения занятия не должно превышать допустимое для конкретной возрастной группы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников

Слайд 2

Что такое мнемотехника Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 3

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь . Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи . Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .

Слайд 4

Мнемотехника строится от простого к сложному: Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица

Слайд 5

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Слайд 6

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Слайд 7

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)

Слайд 8

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Заучивания стихов, потешек ; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов

Слайд 9

Последовательность работы с мнемотаблицами 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено . 2 этап : Осуществляется перекодирование информации , т.е . преобразование из абстрактных символов слов в образы . 3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Слайд 10

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ОСЕНЬ 1- Солнце греет мало , 2-часто идут дожди, 3- Птицы улетают на юг, 4- дуют сильные ветры, 5- листья опадают, 6-звери готовятся к зиме, 7-люди тепло одеваются, 8-осень состоит из трех месяцев, 9-осенью может идти снег.

Слайд 11

Заучивания стихотворений

Слайд 12

Мнемозагадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...

«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и о...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития

Практический материал может быть использован в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.

Описывается как ведется поэтапная коррекционная работа  по развитию связной речи у детей с ЗПР....

Современный подход к использованию диафильмов в практике коррекционной работы по подготовке к овладению связной речью у дошкольников с задержкой психического развития

Очень трогательная, добрая сказка, как в потерянной рукавичке зимовали звери, пока хозяин не вернулся за пропажей....

Развитие связной речи у детей с Задержкой Психического Развития(ЗПР)

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальн...