«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»
материал по математике (старшая группа) на тему

Видюшкина Лариса Борисовна

         Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

         Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.

         Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и.т.д. – основные черты диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить или исправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

         Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

         Монолог, рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свои мысли на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

         В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать логику выражения мысли, связность речевого изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konsultacija_dlja_vospitatelej-rehmp.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей

«Развитие связной речи

у детей с задержкой психического развития

на занятиях по математике»

        

        Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

        Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.

        Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и.т.д. – основные черты диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить или исправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

        Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

        Монолог, рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свои мысли на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

        В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать логику выражения мысли, связность речевого изложения.

        Если взрослые, окружающие ребенка начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать.

        С каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

        Речь– инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для дальнейшего успешного его обучения в школе.

        Развитие интеллектуальных способностей происходит на занятиях по РЭМП.

        Развитие элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

        Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

        На занятиях РЭМП для развития связной речи используются:

  1. Стимулирование полных, логических, развернутых ответов на поставленные вопросы.
  2. Заучивание стихотворений о цифрах и геометрических фигурах.

Пример: 1. Это цифра – единица.

                  Видишь, как она гордится?

                  А ты знаешь почему?-

                  Начинает счет всему!

               2.Каждый угол в нем

Все четыре стороны

Одинаковой длинны.

                  Вам его представить рад,

                  А зовут его квадрат.

  1. Отгадывание «Задач  в стихах» и загадок.

Пример: 1) Я рисую кошкин дом:

                 Три окошка, дверь с крыльцом.

                 Наверху еще окно,

                 Чтобы не было темно.

                 Посчитай окошки

                 В домике у кошки.

2) Жадным быть, разумеется, плохо.

Кого обманула лисица – пройдоха?

Припомните двух неразлучных зверей.

И сказку про них назовите скорей.

                                        («Два жадных медвежонка»)

  1. Составление задач по картинкам и схемам (прилагаются).

Это дает возможность детям логически мыслить и оформить мысль с помощью речи.

  1. Запоминание и выполнение физминутки, посвященной теме занятия, где речь сопровождается движением.

Пример: 1) «Два хлопка»

                  Два хлопка над головой,

                  Два хлопка перед собой,

                  Две руки за спину спрячем

                  И на двух ногах поскачем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование связной речи детей с задержкой психического развития

Обследование связной речи детей с задержкой психического развитияДля осуществление коррекционной деятельности на логопедических занятиях, необходимо иметь представление об особенностях связной речи де...

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность...

Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития

Консультационный материал для воспитателей об особенностях развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...