Логопедическое подгрупповое занятие "Зима. Зимние забавы. Звук и буква С"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Неснова (Санникова) Маргарита Георгиевна

Занятие направлено на обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах, знакомство с буквой С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy_zvuk_s.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы». Буква и звук С.

 

Задачи:        

Коррекционно-образовательные:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.  
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»;  установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

         Коррекционно-развивающие:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

        Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

        Оборудование:

Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).

Ход занятия:

        1. Оргмомент

        2. Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О  каком времени  года эта загадка?        (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите признаки зимы.   (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

        3. Образование относительных прилагательных.

        Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

         Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

- Если метет метель, то погода какая? (метельная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

4. Массаж лица (поглаживающие движения).

Завтра снова будем мчаться 
(от середины лба к верхней части ушей)

На коньках и на санях. 
(от носа к средней части ушей)

И на лыжах с гор кататься - 
(от середины подбородка к нижней части ушей)

Ведь зима у нас в гостях!

        

        4.  Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

        Дидактическая игра «Назови ласково».

         Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка).

Метель – (метелица)

 

        6.  Дыхательные упражнения.

        Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

        

        Я вас превращу  в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки).  А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

        Дети рассказывают:  Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони.)

        А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

 7. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

 Логопед:  Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.  Ребята, давайте поиграем со  словом «снег».

 

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (
Снег.)

 С неба всё скользят пушинки —
 Серебристые ... (
Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (
Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (
Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (
Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (
Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (
Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (
Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (
Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова.

8. Физминутка.

 (Дети встают в кружок).

 

«Наконец пришла зима,                 Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома,                       Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт,                        Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт,                    Имитируют

Мы катаемся на санках,                 Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги,                   Руки закладывают за спину, медленно                                                          кружатся

Ловко бегаем на лыжах,                 Имитируют

И играем все в снежки.                   Лепят и бросают снежки

        9. Загадки

        Логопед: Зима  морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

 - Мои новые дружки и блестящи, и легки,

   И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся.            (Коньки)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

  На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.          (Лыжи)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

  За верёвочку-узду через двор коня веду,

  С  горки вниз на нем  лечу, а назад его  тащу.          (Санки)

- Меня не растили – из снега слепили.

  Вместо носа ловко вставили морковку.

  Глазки – угольки, ручки – сучки. 

  Холодный большой. Кто я такой?       (Снеговик)

10. Знакомство с буквой С. Работа над звуковой стороной речи.

  • отобрать картинки на звук С (снежинка, сосулька, санки, снеговик, снег);

разделить слова на слоги (лыжи, снег, коньки, санки, метель, елка). 

Затем дети соотносят звук и букву.

  • Что за буква светится в небе ясным месяцем?
  • В какую сторону смотрит?
  • Показать букву на пальцах.
  • Нарисовать в воздухе.

Определите место звука в слове.

  • Звук [С] очень шаловливый, может прятаться в слове и в начале, и в середине, и в конце. Давайте поиграем в игру "Поймай звук". Каким цветом фишку возьмем для этой игры? (синюю)

  • Логопед произносит слова, а дети на полоске бумаги, разделенной на 3 части (начало, середина, конец слова) размещают фишку в зависимости от места нахождения звука.
  • Оса, сахар, бусы, квас, суп, косы, сынок, вопрос.

Автоматизация в слогах 

  • Поиграем со снеговиком в снежки. Но снежки необычные, а со слогами.
  • Читайте слоги по цепочке.
  • Прочитайте слоги справа от снеговика. Что можете про них сказать? (обратные слоги)
  • Прочитайте слоги слева от снеговика. А про них что скажете? (прямые слоги)
  • Распределить картинки по слогам
  • Задание от снегурочки: распределить картинки под соответствующими слогами.

11. Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, - 
Со снежинкою играли. 
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели, 
Глазки вправо посмотрели. 
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Вот снежинки полетели, 
Глазки влево посмотрели. 
(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал 
И на землю опускал… 
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)

Дети сморят вверх и вниз. 
Все! На землю улеглись. 
(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем, 
(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки отдыхают. 
(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)

 12. Употребление существительных в Р. п.

        Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал  художник

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев  снеговичков,  но поторопился, и  не всё дорисовал.  Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.

        Садитесь за стол и выбирайте  картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

        «У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

 

        11.Заключительная часть.

        Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

 (Дети  передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают). 

http://www.detiseti.ru/images/library/tasks/logic/soobragalki_snegovik.gif

УС МЕ ЕС СЫ УМ СА

ИС СУ СО

ОС СЫ ЫС

СЕ СИ  ЕС

УС АМ МУ

СА СО СУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой НОД по теме "Звук и буква Ч" для детей подготовительной группы

Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению "звук и буква У"

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в подготовительной логопедической группе «Берёзка» с ОНР (III ур)...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Звук и буква Л. Путешествие в Голубую страну»

Цель: Познакомить  со звуком и буквой Л.Задачи:-научить правильно произносить звуки [Л] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;-упражнение в согласовании существительных с прилага...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Звук и буква Л. Путешествие в Голубую страну»

Цель: Познакомить  со звуком и буквой Л.Задачи:-научить правильно произносить звуки [Л] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;-упражнение в согласовании существительных с прилага...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....

Конспект подгруппового занятия по логопедии " Звук [Ч], буква Ч"

Тема: « Звук [Ч], буква Ч»Подгрупповое занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.Количество детей: 6 человек. Подготовительная группа.Речевой статус: общее  недоразвитие речи ...