КОНСПЕКТ НОД Тема: звук и буква Ч Возрастная группа: подготовительная Период коррекционной работы: 2период Форма работы: фронтальное занятие
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Фадеева Яна Александровна

 

                               КОНСПЕКТ НОД

Тема: звук и буква Ч

Возрастная группа: подготовительная

Период коррекционной работы: 2период

Форма работы: фронтальное занятие

 

 

 

 

 

      Подготовила: Фадеева  Я.А

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:

1) Познакомить детей с акустико-артикуляционной характеристикой звука Ч, дать представление о том, что звук Ч –согласный, глухой, всегда мягкий;

2) совершенствовать умение детей употреблять звук  Ч в словах и фразах;

3) упражнять детей в нахождении   графического образа буквы Ч среди других похожих; закрепить правило написания сочетаний ЧА-ЧУ;

4) упражнять в звукобуквенном  анализе слов на примере слова ГРАЧ;

- закреплять умение составлять предложение по предложенной схеме, активизировать словарь детей по теме « перелетные птицы»;

5)  развивать фонематический слух: учить выделять звук Ч из цепочки других звуков, слогов, слов, определять место звука  Ч в словах;

6) воспитывать толерантное отношение к людям со странным поведением.

Предварительная работа:

-Закрепление правильного произношения звука ч на индивидуальных занятиях;

- рассматривание буквы Ч, ее элементов, чтение сказки  « о букве Ч  и ее друзьях»;

 

Раздаточный материал:

Наборы фишек и букв по количеству детей для составления схемы «грач»,

Наборы листочков зеленого цвета и полоски –слова для определения места звука в слове, индивидуальные карточки с рядом букв, напечатанные слова с буквой Ч (часы, чашка, чайка, чудо, чудак, задача, добыча, чудеса), карандаши красного и зеленого цвета.

Демонстрационный материал:

Презентация «звук и буква Ч», фигуры разных цветов и формы с «половинками слов»,

Музыкальный ряд- запись песни  А. Герман « Человек Чудак», музыка « щебет птиц»

 

 

Ход НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukibukvach.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

                               КОНСПЕКТ НОД

Тема: звук и буква Ч

Возрастная группа: подготовительная

Период коррекционной работы: 2период

Форма работы: фронтальное занятие

      Подготовила: Фадеева  Я.А

Учитель-логопед

Задачи:

1) Познакомить детей с акустико-артикуляционной характеристикой звука Ч, дать представление о том, что звук Ч –согласный, глухой, всегда мягкий;

2) совершенствовать умение детей употреблять звук  Ч в словах и фразах;

3) упражнять детей в нахождении   графического образа буквы Ч среди других похожих; закрепить правило написания сочетаний ЧА-ЧУ;

4) упражнять в звукобуквенном  анализе слов на примере слова ГРАЧ;

- закреплять умение составлять предложение по предложенной схеме, активизировать словарь детей по теме « перелетные птицы»;

5)  развивать фонематический слух: учить выделять звук Ч из цепочки других звуков, слогов, слов, определять место звука  Ч в словах;

6) воспитывать толерантное отношение к людям со странным поведением.

Предварительная работа:

-Закрепление правильного произношения звука ч на индивидуальных занятиях;

- рассматривание буквы Ч, ее элементов, чтение сказки  « о букве Ч  и ее друзьях»;

Раздаточный материал:

Наборы фишек и букв по количеству детей для составления схемы «грач»,

Наборы листочков зеленого цвета и полоски –слова для определения места звука в слове, индивидуальные карточки с рядом букв, напечатанные слова с буквой Ч (часы, чашка, чайка, чудо, чудак, задача, добыча, чудеса), карандаши красного и зеленого цвета.

Демонстрационный материал:

Презентация «звук и буква Ч», фигуры разных цветов и формы с «половинками слов»,

Музыкальный ряд- запись песни  А. Герман « Человек Чудак», музыка « щебет птиц»

Ход НОД

  1. Вводная часть

Дети входят в кабинет и перестраиваются в круг

 Какое у вас сегодня настроение?  Подберите слова признаки…..

(хорошее, замечательное, веселое, доброе и т.д.) сегодня у нас  доброе, лучистое, весеннее настроение. А вот внимательны ли вы, мы сейчас проверим.

Игра «назови лишнее слово»

Я называю цепочку слов, а вы слушаете и хором называете 1 лишнее:

ВРАЧ   ВРАЧ    ВРАЧ   ГРАЧ (грач)

ВЕСНА   ВЕСНА   СОСНА    ВЕСНА (сосна)

ПОЧКА   ДОЧКА   ПОЧКА   ПОЧКА (дочка)

Вы были очень внимательны и правильно назвали «лишние слова»

Садитесь за столы.

Сегодня к нам  в гости пожаловал один человек, хотите с ним познакомиться? ….

  1. Основная часть

Объявление темы НОД, изолированное произнесение звука

Слайд 2

          Рассмотрите этого человека, что с ним не так?....

Верно, ребята, это  Чудак -  человек со странностями, его поступки вызывают недоумение, удивление.

С какого звука начинается слово Чудак?....Ч

звук Ч – любимый звук нашего Чудака,

повернитесь к соседу лицом и произнесем звук Ч ХОРОМ

( хоровое и индивидуальное проговаривание звука ч)

подарим Чудаку «паспорт» звука Ч

( дети по схеме описывают артикуляцию звука ):

Слайд3

 Акустико- артикуляционная характеристика звука

вопросы:

-в каком положении губы? -губы округлены ,похожи на бублик

 -в каком положении зубы? …сближены

-где находится кончик языка?

-Кончик языка прижат за верхними зубками, а потом опускается ниже

- Какая воздушная струйка ? Воздушная струйка короткая, взрывная

- Голосок? Голос не работает

- На что похож звук Ч?

 Какой буквой обозначим звук Ч?

Есть ли преграда при произношении звука?...

Так какой же это звук?

– согласный,

-глухой,

-всегда мягкий

Слайд 4

     Помогите Чудаку подобрать нужную фишку для звука Ч

 (дети определяют, что нужна зеленая фишка, остальные исчезают)

Наш Чудак заскучал, развеселим его?

( экран закрыт)

ФИЗПАУЗА

 закрепление звука в слогах. словах

Сначала произношу слова и движения я. Затем вы. Четко произносите   звук Ч!

ЧА ЧИ ЧА ЧИ ( шагают на месте)

Печет печка калачи ( руки на груди «полочкой»)

 ЧЕ ЧА ЧЕ ЧА ( шаги на месте)

Как хочу я калача!

ЧА-ЧО ЧА -ЧО  ( наклоны в стороны)

Ах, как пальцам ГОРЯЧО! ( пальцы сжать-разжать)

ЧИ-ЧУ ЧИ ЧУ ( наклоны)

Ем калач я и молчу!!!!

(дети присаживаются за столы)

  Ребята, для чего у вас на столах  листочки?...

Развитие фонематического слуха, звуковой анализ слов

Поможем чудаку научиться слышать звук Ч

Если слышим звук Ч,  кладем  листочек в ряд, запомните слова со звуком Ч.

- А, И, Ч, Ы

- МА, ТО, ЧА,  КУ

-ЧАЙНИК , СТОЛИК, ПЕРЧАТКИ, ЧЕРЕПАХА,

- ОДУВАНЧИК, ЦЫПЛЕНОК, МАШИНА, ЧАСЫ, ГРАЧ

Посчитайте, сколько всего звуков Ч вы услышали?

Проверим себя?

Слайд 5

Вспомните, в каких словах встретился нам звук Ч……

( когда дети вспомнили слова со звуком Ч)

Чудак предлагает нам проверить, верно ли вы вспомнили слова

(щелчок)

Помогите Чудаку определить место звука Ч  в словах

звук Ч обозначим листочком.

( ребенок напоминает правила размещения листочка)

Первое слово – ЧАЙНИК

Ребенок проговаривает: листочек слева. Так как в этом слове звук Ч в начале слова.

Какой по счету звук Ч?

Он первый.

 проверяем, справились ли мы с заданием  ?..

Слайд 6

     ЧЕРЕПАХА

Слайд 7

ПЕРЧАТКИ….

     ГРАЧ…  какой по счету звук Ч  в слове?

(дети выставляют фишку-листочек и сопоставляют с правильной позицией фишки на экране, один из детей рассказывает о том, где находится листочек-звук)

Слайд 9

Звукобуквенный анализ слова

Ребята, вспомните название перелетной птицы со звуком Ч  в конце слова….

Давайте поможем Чудаку составить схему к слову грач.

 (дети самостоятельно выкладывают звукобуквенную схему слова)

проверьте себя, сравните свои схемы со схемой Чудака.

Слайд 10

      Сколько всего звуков в слове грач?

Сколько гласных звуков в слове?

Сколько слогов?  Какое правило вы знаете о гласных звуках?

На какой звук в слове падает ударение?

щелчок

Сколько согласных?

Вы умницы, справились с заданием.

Физпауза 2 составление слов из слогов

Чудак приглашает нас поиграть в веселую игру «найди свою половинку»

Звучит музыка вы двигаетесь, нет музыки – ищете свою половинку слова.

( по окончании физпаузы дети составляют из половинок слова и читают их:

     Тучка, дочка, ночка, кочка, находят в словах одинаковые буквы и выявляют, что

      вторые половинки во всех словах одинаковые и во всех словах встретилась буква  

       Ч) 

       дети садятся за столы

Упражнение на предупреждение дисграфии, чтение слов с буквой Ч

Пока мы с вами играли, буква Ч  спряталась от Чудака, помогите  отыскать озорницу, обведите все правильные буквы Ч  зеленым цветом…

сколько букв Ч  у вас получилось?

 В какую сторону смотрит крючок у буквы Ч?.... влево

 Замечательно.

Чудак научился писать слова с буквой Ч.

Ребята, прочитайте слова по цепочке слева - направо: ЧАСЫ, ЧАЙКА, ЧАШКА, ЧУДО, ЧУДАК, ЧУДЕСА, ЗАДАЧА, ДОБЫЧА? (значение)

Какие буквы вы видите в словах после буквы Ч ( буквы У, А, буквы Я, Ю

после Ч не пишутся.

Подчеркните  ЧА ЧУ двумя красными линиями.

Наш Чудак очень любит любоваться  птицами,   полюбуемся и мы….

Следите за птицами не поворачивая головы, только глазами….

гимнастика для глаз «птицы»

слайды 11 12 13 14

     закрепление звука в словах, предложениях

работа над предложением.

      Назовите птиц, четко произносите звук Ч…..

(  ПЕНОЧКА, ЛАСТОЧКА. КРАЧКА, ЧИБИС, ГРАЧ, СИНИЧКА)

 А наш Чудак удивился, почему?

Слайд 15   Составим для Чудака предложения о перелетных птицах, используя схему…

( рассматривание схемы и выделение ее компонентов)

Весной Чудак увидел  пеночку и т.д.

Весной Чудак увидел  ласточку и  т.д.

Придумайте другие слова- действия, которые подойдут к нашей схеме.

  Весной чудак что сделал?

( сфотографировал, накормил  и т.д.)

Составление предложений с другими словами-действиями.

Ребята, у  вас получились замечательные предложения.

  1. Заключительная часть, итог

Напомните, какой звук у Чудака любимый?

Расскажите характеристику звука Ч….

 С какими буквами дружит буква Ч?

Какая игра вам больше всего понравилась?

Что вы хотите пожелать Чудаку?

Слайд16

Чудак прощается с вами, он очень доволен, что познакомился с такими замечательными ребятами, и дарит вам ребусы, в которых часто встречается буква Ч, желает вам успеха в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой НОД по теме "Звук и буква Ч" для детей подготовительной группы

Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа)

Программное содержание:Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.Продолжать знакомство ребенка...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Б» Возрастная группа: подготовительная группа

Конспект образовательной деятельности:«Обучение грамоте» Тема: Звуковой  анализ слова. Знакомство с буквой «Б»Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Зна...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Д» Возрастная группа: подготовительная группа

Задачи: Воспитательные:продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.Развивающие:развивать зрительное и слуховое восприятие, ф...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

Цели:Коррекционно-образовательные:- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;- Познакомить детей с графическим образом буквы;- Формировать навык слит...

Конспект занятия на тему "Звук и буква Ц" ( подготовительная группа)

Конспект занятия на тему "Звук и буква Ц" ( подготовительная группа)...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

Цели:Коррекционно-образовательные:- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;- Познакомить детей с графическим образом буквы;- Формировать навык слит...