Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи

Хрулёва Светлана Борисовна

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;

- Познакомить детей с графическим образом буквы;

- Формировать навык слитного чтения;

- Готовить руку к письму, формировать графические навыки;

- Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

- Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;

- Закрепить произношение гласных звуков;

Коррекционно-развивающие:

- Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;

-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

- Развивать общую моторику, координацию движений;

- Развивать мягкую голосоподачу;

- Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;

- Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;

Коррекционно- воспитательные:

- Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;

- Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, чувство любви  к диким животным.

Оборудование: картинки с дикими животными; мнемодорожка; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3327.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте.

Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

  

Автор:

Хрулёва Светлана Борисовна,

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад №32»

г. Троицк

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;

- Познакомить детей с графическим образом буквы;

- Формировать навык слитного чтения;

- Готовить руку к письму, формировать графические навыки;

- Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

- Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;

- Закрепить произношение гласных звуков;

Коррекционно-развивающие:

- Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;

-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

- Развивать общую моторику, координацию движений;

- Развивать мягкую голосоподачу;

- Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;

- Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;

Коррекционно- воспитательные:

- Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;

- Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, чувство любви  к диким животным.

Оборудование: картинки с дикими животными; мнемодорожка; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); магнитная азбука, карандаши, рабочие тетради, таблица для чтения В.Д. Юрчишина «Вижу, читаю, пишу», мяч.

 Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Войдет тот, кто правильно назовет гласный звук в конце слова: мак, кот, дым, суп, кит, жук, пыль.

II. Развитие мягкой голосоподачи.

И.п. стоя. Голосовое упражнение «Немое кино».

- Будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а потом мы с вами их пропоем. (Звукоряды: АУИ, ИУА,  ИАУ)

- Молодцы ребята, занимайте свои места.

III. Развитие произношения и обучение грамоте.

1. Сообщение темы.

- Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов: бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно звук «Б»). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.

2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед показывает мнемодорожку.

-Давайте вместе произнесем звук «Б».

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает  язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук «Б» звонкий.

- Звук «Б» - согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в  синем домике.

3. Развитие фонематического слуха.

- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.

 Ба,  ха,  па,  бы,  ты,  мы,  бо,  по,  но,  бу,  ту,   пу….

4. Произнесение звука «Б» в словах.

Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).

Логопед раздает детям картинки. И просит их обозначить звук «Б» на схематической полоске слова.

- Возьмите, полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте звук «Б», на полоске соответствующей фишкой.

ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы»

                              Под веселые напевы

                              Повернемся вправо, влево.

                              Руки вверх! Руки вниз!

                              Вверх! И снова наклонись!

5. Произношение звука «Б» в связной речи.

- Повторяйте за мной читстоговорки.

Ба – ба - ба – на избе была труба.

Бу – бу – бу - побелили мы трубу.

6. Обучение элементам грамоты.

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».  Из каких элементов состоит буква Б (из длинной и короткой палочки, полукруга).

                                        Буква Б – просыпается рано.

                                        Буква Б – бочонок с краном.                                   

- Построим из пальцев  букву «Б».

                                     Указательный с большим

                                      Мы в кольцо соединим

                                      Остальные мы дугой

                                      Над кольцом объединим.

- На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».

- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.                                  

7.  Слитное чтение слогов с  буквой «Б».

- Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

8. Дифференциация  в словах, предложении.

8.1. Звуковой анализ слова БЫК - запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )

-   Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.

- Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

- Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

- Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько согласных?

- Сколько гласных?

8.2. Игра «Преврати слово». Выкладывание слов: бык - бок – бак – бук. (Работа у доски)

- Перед вами на доске выложено слово БЫК.  Измените в этом слове  звук «Ы» на звук «О», какое слово получиться. Измените букву в слове.

 Измените в этом слове  звук «О» на звук «А», какое слово получиться. Измените букву в слове.

- Измените в этом слове  звук «А» на звук «У», какое слово получиться. Измените букву в слове. Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только буквы мы меняем смысл слова.

8.3. Работа с деформированной фразой. Анализ предложений, графическая запись схемы в тетради.

- Послушайте слова. Составьте из них предложения. Белка, запасать, шишки.

- Давайте запишем в тетради предложение «Белка запасает шишки» в виде схемы.

- Сколько слов в этом предложении. (Три слова). Обозначьте данные слова графически, полосками под предложением.

- Назовите первое слово в предложении. Назовите второе слово в предложении. Назовите третье слово в предложении. Обратите внимание, что слова в предложении следуют друг за другом, как солдаты в строю.

9. Итог занятия.

- С каким звуком мы познакомились? (Со звуком  «Б»)

Что вы можете рассказать о букве «Б»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их  классификация.-знакомить  с ударением; закреплят...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».

Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

Цели:Коррекционно-образовательные:- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;- Познакомить детей с графическим образом буквы;- Формировать навык слит...