Занятие – игра по автоматизации звука [Л].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ежова Татьяна Геннадьевна

Совместное занятие детей с родителями. Цель: Привлечь родителей к Автоматизации звука [] в словах в предложениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_l.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  – игра по автоматизации звука [Л].

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения

1. «Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания.

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

3.«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

2. Пальчиковая гимнастика:

Кулачок – ладошка, кулачок – ладошка,

Я шагаю словно кошка.

( Выполняются движения согласно тексту)

3. Объявление темы занятия.

Сегодня мы поиграем со звуком [Л], ПОУПРАЖНЯЕМСЯ ЕГО ГОВОРИТЬ В словах, в предложениях, познакомимся с буквой Л.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

Отправляемся в полет,

Занимай свой самолет.

(Дети рассаживаются с родителями на стульчики – картинка самолет).

Полетели : Л –Л-Л… (хором);

Первый самолет, второй самолет, третий… (Произносят звук по очереди..)

 5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя.

Правильная артикуляция звука л: губы в улыбке,  язык поднят за верхние зубы, упирается в альвеолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Воздух выходит по краям языка. 

6.  Массаж спины деревянными ложками:

Ложкой глажу спинку я,

Потому что мы друзья.

Посильнее надавлю,

А потом и постучу.

Ла-ла-ла, Ла-ла-ла,

Чтобы не болела голова.

7. Связь звука с буквой.

К нам в гости буква Л пришла,
Её Лариса нам нашла,
Подарила Лене, Алле,
А вы её узнали?

8. Развитие фонематического слуха, автоматизация в словах.

Подскажи словечко, определи позицию звука в слове.

Игра - Подскажи словечко.

Положили кашу в плошку,

Нужно взять большую... (ложку).

 Кашу едят ложкой. А чем едят салат? (Вилкой.)

У медведя косолапы Все его четыре... (лапы).

У медведя — большая лапа, а у пчелы — маленькая... (лапка).

Белый гриб на толстой ножке Положил малыш в... (лукошко).

Произнеси слово «лукошко». Какое маленькое слово звучит в начале этого слова? (Лук.)

Если в луже мало воды, то она мелкая. А как будет называться лужа, если в ней много воды? (Глубокая.)

Вяжет бабушка носок, Нитки смотаны в... (клубок).

Куда может закатиться клубок? (Под стол, стул, лавку, кресло.)

Светит ночью нам она.

Это желтая... (луна).

Какой аппарат ездил по Луне? (Луноход.)

Не догнали волки зайку.

Убежал он на... (лужайку). 

Почему зайка убежал на лужайку? (Испугался.)

Дождь идет, но мы не тужим,

В сапогах идем по... (лужам).

Я ладони долго мыла.

И взяла, конечно... (мыло).

Какой цвет у детского мыла? (Белый.)

Клава плачет, слез поток.

Дайте девочке... (платок).

Куда можно повязать платок? (На голову?)

Забежала мышь в кладовку.

Нужно ставить... (мышеловку).

Для чего нужна мышеловка?

9.  Закрепление звука в словах.

  1. Игра - Слова «наоборот»

Дети встают в круг. В центр входит воспитатель. Все произносят слова:

Раз, два, раз, два,

Поиграем мы в слова.

Кому мячик попадет —

Скажет все наоборот.

Воспитатель бросает мяч одному из игроков и называет слово игрок должен вернуть мяч и назвать антоним.

Примерные слова для воспитателя: горький, грустный, боль шой, пожилой, умный, лысый, колючий, худой, пустой, горячий глубокий, трусливый, сытый, хороший и др.

2) Игра -  Солнышко и луна

Выбираются «Солнышко», «Луна» и ведущий. Ведущий вызывает то «Солнышко», то «Луну». Когда выходит «Луна», д приседают, замирают, будто спят. «Луна» ходит среди игроков и выбирает игрока, который замер и не шевелится. «Луна»

отводит этого игрока на свое место, и выбранный игрок становится «Луной». Когда выходит «Солнышко», игроки танцуют, кружат «Солнышко» выбирает себе игрока и меняется с ним ролями.

10. Закрепление звука в предложении.

 Игра - Ложки-лукошки

Дети делятся на две команды и встают за линию в две

колонны. Каждой команде дается столовая ложка. Напротив линии расстоянии 4 —5 метров ставятся два столика. На каждом столу лежат лукошко и коробочка с желудями. Количество желудей в коробках одинаковое. Затем все игроки произносят слова:

Положите ложкой Желуди в лукошко.

После этого первые игроки бегут с ложками к столикам, набирают ложками желуди и кладут в лукошки. Потом они отдают ложки следующим игрокам со словами:

Положите ложкой Желуди в лукошко.

Выигрывает команда, которая быстрее переложит все желуди из коробки в лукошко.

- Полное лукошко желудей!

12.  Итог логопедического занятия.

Литература: 

Т.А. Куликовская Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...

«Нескучная автоматизация» игры для автоматизации звуков дома и на прогулке"

Презентация рассказывает о способах автоматизации звуков в игровой форме....

Автоматизация звуков в домашних условиях . Игры для автоматизации звука.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаю...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...