Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Улюмджиева Делгр Эрдниевна

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным планом, проводятся 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут, в зависимости от сложности структуры дефекта ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx93.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах и словах.

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные задачи: 
  • автоматизация произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, слоговых сочетаниях, словах);
  • закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
  • закрепление знания графического изображения буквы Ш;
  • развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Ш и  С в словах)
  1. Коррекционно - развивающие задачи:
  • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления.
  • Развитие правильности выдоха при произношении шипящих звуков.
  1. Коррекционно – воспитательные  задачи:
  • Формирование навыков самостоятельности, усидчивости, сохраняя интерес к логопедическим занятиям;

Оборудование: кукла Язычок Вася, атрибут для зрительной гимнастики шмелёнок Шуня, дорожка «Следы», мячик су-джок, цветные карандаши, лист бумаги, мяч, предметные картинки со звуком Ш и без него, изображение мальчика, мишки и миски, карточка с шершавой буквой Ш.

Ход занятия:

1. Орг. момент, сообщение темы занятия:

- Сегодня на занятие к нам пришел Язычок Вася. Мы  покажем им, как правильно произносить звук Ш. Но сначала давайте поздороваемся.  

    - С добрым утром глазки! Вы проснулись? ( поглаживают веки глаз)

    - С добрым утром ушки! Вы проснулись ? (поглаживают уши)

    - С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживают ручки)

         - С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем)

         - С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).

     2. Дыхательная гимнастика:

А теперь выполним дыхательное упражнение «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

(вдох носом - живот наполняется воздухом, выдох ртом - воздух медленно выходит)

    3. Артикуляционная гимнастика.

Работа с настенным зеркалом.

Упражнения для звука "Ш":

1. Наказать непослушный язычок. 

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносит звуки пя-пя-пя... Теперь покусываем язык зубами, произносим та-та-та…  

2. Сделать язык широким. 

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

3. Вкусное варенье.

 Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

4. Приклей конфетку. 

Положить широкий кончик  языка на нижнюю губу. На самый край положить кусочек ириски, приклеить его к небу за верхними зубами.

    4. Уточнение артикуляционного уклада и характеристика звука Ш.

С Васей пришел шмеленок Шуня. Давай, познакомимся. Тебя зовут Алтуша, а его Шуня.

Я тебе сейчас произнесу несколько слов, а ты скажешь, какой звук часто повторяется:

Шкаф, шуба, машина, каштан, малыш, кошка, мышь.( Звук Ш)

-Правильно.

И сейчас мы расскажем Шуне об этом звуке Ш. Посмотри на картинку, что ты можешь рассказать об этом звуке.


https://pp.userapi.com/c831108/v831108971/bcf55/zcJYNItqLek.jpg

Когда мы произносим звук  [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Звук шипящий, глухой. Струя воздуха выходит теплая. Голосовые связки не дрожат, значит, звук глухой. Звук [ш] согласный, потому, что встречается преграда – язык.

        5.  Автоматизация звука Ш изолированно.

Песенка ветерка.

Длительное произношение звука "Ш" по подражанию.

Логопед:  Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш.  

Логопед называет слова: шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.

6. Автоматизация звука Ш в слогах и слоговых сочетаний:

Дорожка  «Следы» (дорожка с изображением следов с наклеенными на них элементами аппликатора Кузнецова).  

Ребенок наступает на «следы» и произносит слоги:

ша-шу-ши           аш-уш-иш        шта-шту-шты

ши-ша-шу           иш-аш-уш        шка-шко-шку

шу-ши-ша           уш-иш-аш        шма-шмо-шма

                                                             шну-шна-шны

Затем ребенок берет мячик су-джока, делает круговые движения и произносит сочетания со звуком Ш:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

       7.  Гимнастика для глаз.

Посмотри, как летает Шуня.  ( упражнения слева  направо и обратно, вверх- вниз, по кругу)

Автоматизация звука Ш в словах:

Логопед: Давай поиграем в игру “Подари игрушку”. Но помни, что мы будем дарить подарки, в названии которых есть звук Ш.

Предметные картинки и картинка с изображением мальчика лежат на столе. Ребенок берет картинку, правильно ее называет и “дарит мальчику” картинки со звуком Ш.

    Дидактическая игра «Где спрятался звук»

Выбери  картинки где звук «Ш»  стоит в начале, середине, конце слова.

Картинки: шапка, шуба, шина, машина, кувшин, башня, душ, карандаш, ландыш.

        8. Знакомство с буквой Ш (элементы технологии М.Монтессори).

Логопед: Давай познакомимся с буковкой Ш.  Звуки мы слышим и произносим. Каждый звук обозначается буквой.

Звук Ш – мы обозначаем вот такой буквой, она похожа на расческу. Возьми карточку с шершавой буквой, обведи ее двумя пальцами (указательным и средним). А потом попробуй прописать букву на манке.  Буквы можно не только прочитать, почувствовать пальцем, но и написать на манке.

        9. Физминутка

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку.

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

        10. Дифференциация звуков С и Ш.

Логопед: Как ты думаешь, что случится, если вдруг звук Ш исчезнет из русского языка и заменится звуком С? Вот, например, посмотри на картинки (мишка и миска). Что здесь нарисовано? Произнеси, только помни, что звук Ш поменялся на С.

Ребёнок: Миска – миска.

Логопед: Слова звучат одинаково, но предметы разные. А если я тебя попрошу “покажи мишку”, а говорить буду “покажи миску”. Что ты покажешь?

Ребёнок показывает миску.

Логопед: Что же получится?

Ребёнок: Получится путаница. Мы не будем друг друга понимать.

Логопед: Правильно. Вставай, поиграем с мячом. Я буду называть слова со звуком С, а ты в этих словах С меняй на Ш, получая новые слова. (Мяч кидаем друг другу при каждом слове).

усы - уши, коса - каша, крыса - крыша,

сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,

миска - мишка, сесть - шесть…

       10. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Перед тобой картинки, возьми карандаш и раскрась только те предметы, в названии которых есть звук Ш, и назови их.

Логопед: Какие предметы ты не раскрасил? Почему?

Ребенок: Не раскрасил предметы: носок, санки, парус, потому что в этих словах звук С, а не Ш.

           11. Итог занятия.

Логопед: Над каким звуком мы работали?

                Как он произносится?

                Какой это звук?

                Скажи, пожалуйста, что такое важное ты узнала сегодня?

Логопед: Молодец, сегодня ты замечательно позанималась. Язычок Вася и шмелёнок хотят подарить тебе медаль. Им сегодня очень понравилось, как ты занимаешься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".

В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах»

Задачи:Образовательные:- расширение знаний учащихся об окружающем мире;Коррекционно-развивающие:- коррекция звукопроизношения путем развития органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [р] в слогах и словах».

Индивидуальное логопедическое занятия для автоматизации звука [р] в слогах и словах. Занятие направлено на развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. На закрепление правильное п...