Проектная деятельность в условиях логопункта ДОУ.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Щукина Елена Сергеевна

"Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное - научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя", сказал А. Эйнштейн. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obshchiy.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в условиях логопункта ДОУ

учитель-логопед:

Щукина Елена Сергеевна

МБДОУ №17 города Нерюнгри

Нерюнгринского района

Целью коррекционной работы учителя-логопеда является полноценная подготовка детей к школе и их социализация.

С учётом результатов обследования детей, изучения социального портрета семей воспитанников, мы используем разнообразные формы работы с детьми и родителями.

Актуальной, интересной и результативной, на наш взгляд, является работа по проектам. Именно в процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности (как известно, ребёнок лучше всего развивается в деятельности).

  • Речевая деятельность позволяет расширять, активизировать словарь детей, совершенствовать лексико-грамматические представления, развивать связную, выразительную речь.
  • Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, координации действий руки и глаза.

Активное включение в музыкальную деятельность развивает у ребёнка чувство ритма, способствует развитию фонематического слуха, формированию слоговой структуры речи.

Устраняя речевые нарушения, имеющиеся у детей, развивая все компоненты языковой системы, мы одновременно ставили перед собой следующие задачи:

  1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений;
  2. Пробуждать в детях, любовь к родителям, к родной земле, уважение к соседу, черты национального характера;

Используя метод проектирования, мы пришли к выводу, что реализация проектов:

  • позволяет развивать общие способности детей: познавательные, коммуникативные, регуляторные.
  • позволяет решать коррекционные логопедические задачи особенно успешно, так как материал нравственно-патриотического содержания вызывает у детей особый интерес и активность.
  • дети приобретают необходимые социальные навыки: формируется адекватная самооценка, уважительное отношение к родителям, близким, дети становятся внимательнее друг к другу, приходит понимание ценности семьи, возникает чувство гордости за свою страну и желание действовать во благо.
  • развиваются детско-родительские отношения. 

Метод проектов является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение. Проектная деятельность может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.

Для активизации совместной деятельность родителей, детей, воспитателей и логопеда был разработан проект взаимодействия с родителями «Семейная гостиная», в рамках которого отработаны: индивидуальный проект «Веселые прищепки», «Нарисуй стихотворение», «Семья карандашей».

Например, при работе над темой «Семья», в рамках проекта «Семейная гостиная», я дала домашнее задание: собрать семейные фото, совместно с родителями подписать имена и степень родства всех членов семьи, нарисовать семейное дерево, составить рассказ о своих предках (о жизни родителей, бабушек и дедушек, как в семье распределены обязанности по дому).  

Практические примеры проектных заданий выбираются при самом активном участии ребят и их родителей. Как показывает практика, у детей на таких занятиях, в сравнении с традиционными, гораздо выше интерес и качество выполняемого задания.

Можно сделать вывод, что работа над проектом разнообразит коррекционную деятельность, развивает творческое воображение, фантазию, мышление детей, обеспечивает условия для развития всех речевых умений, улучшает активность родителей, их стремление к совместной деятельности с детьми. А главное является огромной мотивационной сферой, способствующей более быстрой и качественной коррекционной работе, направленной на развитие всех речевых компонентов.

Работая над проектом, индивидуально, с логопедом или родителями, ребенок строит свою работу в соответствии с речевыми и интеллектуальными возможностями. Тема проекта подбирается в соответствии с закрепляемой лексической темой на занятии, либо соответствует этапу работы над звуком. Все предложенные речевые задания должны быть посильны для ребенка, чтобы исключить появление логофобий, речевых запинок.

В процессе работы над проектом, подбирая необходимый материал, ребенок пополняет свой пассивный и активный словарный запас, учится поэтапно планировать свою деятельность, работает в паре, а как итог работы - оречевляет весь процесс, рассказывая, описывая свои действия. Это поможет ему более грамотно оформлять свои мысли в последующем, при обучении в школе.

 Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть: рисунок, поделка, аппликация, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, а также совместные праздники с родителями, эстафеты и др.  

В работе с родителями метод проектирования помогает мне наиболее четко спланировать свою деятельность, увидеть всю картину в целом, найти наиболее интересные формы взаимодействия. Ведь участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, тем самым помогая мне более качественно провести коррекционную работу и совместно добиться положительной динамики.

Подготовительный этап работы по внедрению проектной деятельности, связанной с активностью родителей в коррекционных мероприятиях, совпал с программой развития семьи в рамках государственной политики.

В конкурсе, проведенном внутри прогимназии в проекте «Моя первая книжка» победителями стали Сергей. С. и Настя П. В данный момент активно идет работа по мини-проекту «Веселые прищепки», разрабатывается программа работы с использованием прищепкотерапии для развития мелкой моторики.

P1010363            P1010368

На этапе разработки проект в области развития мелкой моторики «Лексические темы на кончиках пальцев», смысл данного проекта активизировать родителей и детей в создании методического пособия по закреплению лексических тем, через пальчиковую гимнастику. Подготовить иллюстрации к каждому стихотворению, самостоятельно придумать соответствующие движения. Параллельно осуществить словарную работу и автоматизировать поставленные звуки. Приветствуется сочинительство своих произведений.

Список использованной литературы: 
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 
4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей)

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей). В данном материале освещены цель, задачи логопедической работы; содержание...

Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.

В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...

Как помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта.

      Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Основным из которых является развитие мелкой мото...

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «СИСТЕМА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА».

Оглавление Ι Информационно-справочный раздел ΙΙ  Технология опыта2.1.Актуальность2.2 Современный взгляд на проблему бронхиальной астмы2.3. Понятие речевого дыхания и его особеннос...

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...