Учимся говорить правильно, играя!
консультация по логопедии на тему

Королева Елена Валерьевна

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития, а  качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_govorit_pravilno_igraya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №949 г. Москва

Семинар – практикум

«Учимся говорить правильно, играя!»

(речь к презентации)

Подготовили и провели-

учителя логопеды:

Кондратьева С.В.,

 Королева Е.В.

1. Введение

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития устной речи и фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения), т.к. письменная речь формируется на основе устной речи.

 Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития.

       Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

     Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений органов артикуляционного аппарата. Точность и сила дифференцированности этих движений развивается у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

2. Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. 

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов:

- пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка)

-  активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. 

Выполнять артикуляционную гимнастику следует:

а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий

б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно

в) с родителями дома

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика проводится систематично.

Желательно заниматься 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

2. Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

 Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений (снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.)

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями органов артикуляционного аппарата: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык. Такое знакомство лучше провести в форме сказки.

6. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

  • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
  • Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
  • При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую: последовательностью идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
  • При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу.
  • На одном занятии не следует давать больше двух-трёх упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  • Инструкции следует давать подробно, например: «Улыбнись; покажи зубки; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком (д-д-д). Проверять выполнение ребёнком упражнения следует так же поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук ненапряженны и не двигаются).
  • Если звук поставлен, то его надо постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно, употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

2.1. Практическая часть. 

1.)  /Педагоги выполняют упражнения по показу перед зеркалом/

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

  1. Позевывание.
  2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
  3. Полоскание горла.
  4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  5. Покашливание.

Упражнения для нижней челюсти.

  1. Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
  2. Жевательные движения.
  3. Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

  1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  2. Перегонка воды, воздуха из одной щеки в другую.
  3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ.

  1. «Улыбка». Улыбнуться, не обнажая зубы.
  2. «Заборчик», «Лягушка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  3. «Волчонок». Выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
  4. «Трубочка», «Слоник». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
  5. «Окошко», «Бублик». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
  6. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
  7. Вибрация губ (фырканье лошади).
  8. «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо.
  9. Чмоканье.
  10. Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
  11. Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

  1. «Лопатка», «Блинчик». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
  2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  3. «Месим тесто». Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
  4. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая. Ребенок произносит: та-та-та.
  5. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
  6. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
  7. Слизывание капель сладкой воды кончиком  языка с вогнутой поверхности ложек.
  8. «Расческа». Протаскивание языка между зубами вперед-назад.
  9. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
  10. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
  11. «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
  12. Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
  13. «Иголочка», «Змея». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.  
  14. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
  15. «Индюк». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
  16. «Чашечка». Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти.
  17. «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
  18. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
  19. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

2) Разминка.  (видеоролик)

Ведущий (учитель-логопед) предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки

«У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок).

Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Блинчик жуём с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем «спасибо» и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

И на опушке мы видим грибочки.

3) ·  Знание органов артикуляции. 

Учитель-логопед поочерёдно задаёт вопросы командам.

·  - Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)

·  - Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

·  - Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)

·  Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)

4)  Задание для воспитателей :

- подобрать правильно артикуляционные упражнения для звуков.     (артикуляционные упражнения на столах)

1 стол — звук [с]                                 2 стол – звук [ш]

Логопед проверяет результаты.


Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики: (для раздачи воспитателям)

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.

 2.  Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.

3. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики :

 1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики буде крайне затруднено.

 2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3. Покажите правильное выполнение упражнения.

4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся говорить правильно в 6-7 лет

В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы  в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...

Учимся говорить правильно.

Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....

Учимся говорить правильно

Игры, дидактические упрожнения на формирование грамматически правильной речи у детей старшего возраста....

Проект "Учись говорить правильно"

Цель проекта: стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе  становления речи в условиях дошко...

Компьютерная игра для развития речи "Учимся говорить правильно "

Методические рекомендациипо использованию пособия «Учимся правильно говорить» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пособие «Учимся  правильно  говорить»  предназначено  для  коррек...

"Учись говорить правильно" проект

Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуж...