Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове «Путешествие в Королевство правильного звукопроизношения»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове разработан для ребенка с ФНР и минимальными дизартрическими расстройствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_avtomatizatsii_zvuka_sh.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове для ребенка с ФНР и минимальными дизартрическими расстройствами на тему

«Путешествие в Королевство правильного звукопроизношения»

Цели:

-автоматизация звука Ш в словах и словосочетаниях;

-активизация речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять артикуляционный и акустический образы звука Ш;

- совершенствовать навыки правильного произношения звука Ш разных позициях в слове, звукового анализа;

- учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Коррекционно-развивающие:

- развивать предпосылки к учебной деятельности (умения слушать взрослого и выполнять его инструкции, слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы), мелкую моторику;

- формировать внимательное отношение к собственной речи, общие речевые навыки (силу голоса, тембр, плавный продолжительный выдох).

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа: постановка звука Ш, проведение игр на развитие фонематического слуха, обучение фонематическому анализу.

Оборудование: настенное зеркало, кукла-принцесса с короной, разрезные картинки, предметные картинки, фишки звуко-буквенного анализа (кружки красного, синего, зеленого цвета), ноутбук.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

Логопед:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!» Н. Красильников

- Даша, ты любишь путешествовать? Как ты думаешь, на чем можно отправиться в сказку? (Ответы ребенка).

- Отправимся в путешествие на сказочном транспорте - ковре-самолете. Согласна? (Слайд 1 - ковер-самолет.) Тогда устраивайся поудобнее, закрой глаза и представь, что мы мчимся по волшебному лабиринту навстречу новым приключениям.

Логопед: Открываем глаза. Вот мы очутились с тобой в Королевстве правильного звукопроизношения. А это королевский замок.  (Слайд 2 - Королевский замок.) К нему ведет тропинка, но не простая, а артикуляционная. Чтобы по ней пройти, надо выполнить упражнения для язычка. Возьми зеркало и повторяй за мной.

2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Артикуляционное упражнение

Движение биоэнергопластики

Упражнение «Качели»

Пальцы опускаются вниз и поднимаются вверх, кисть неподвижна.

Упражнение «Вкусное варенье»

Запястье неподвижно, ладонь смотрит вверх  перпендикулярно столу, при облизывании губ пальцы складываются.

Упражнение «Гриб»

Развернуть ладонь вверх, локоть на столе.

Упражнение «Парус»

Локоть на столе, ладонь под углом приподнята вверх.

Упражнение «Чашечка»

Локоть на столе, ладонь смотрит вверх и пальцы соединены в форме чашечки.

Логопед: Немножко отдохнем и восстановим дыхание. Вдох через нос – руки в стороны, плавный длительный выдох через рот – опускаем руки.

3. Автоматизация Ш в изолированной позиции

- Умница, Даша! Мы быстро добрались до замка, но его охраняют змея, которая постоянно шипит. Чтобы с ней подружиться, надо пошипеть как она. У тебя на столе дорожки. Проведем пальцем по дорожке и произнесем звук Ш громко, тихо, шепотом. (Логопед предлагает ребенку картинку с дорожками. Ребенок работает с карточкой. Появляется принцесса без короны.)

Принцесса: Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут Шарлотта. Я хозяйка этого роскошного замка. Я вижу, что вы очень сообразительные и умные. Мне как раз такие нужны! Злая ведьма от зависти спрятала мою корону в самом дальнем зале замка. Я сама туда добраться не могу. Поможете мне получить свою корону? (Да!) А догадаетесь ли вы, какой звук у меня самый любимый? (Ответы ребенка.)

Принцесса: Какой он? (Согласный, твердый, глухой. Ребенку демонстрируются картинки-символы на компьютере.)

4. Автоматизация Ш в словах

Принцесса: Все правильно! У меня есть необычный музыкальный инструмент, но вот беда – он расстроен и не звучит. Чтобы войти в замок, вам надо настроить мой волшебный инструмент. Квадратные кнопочки звучат ША, а круглые кнопочки – ШИ. Играем правой рукой от большого пальца до мизинца и поем. А теперь левой рукой от мизинца к большому пальцу. (Ребенок произносит слоги и нажимает на «кнопочки».)  Приглашаю вас в мой замок. Следите за мной только глазами: поднимаемся по лестнице вверх, идем подлинному коридору налево, спускаемся вниз и поворачиваем направо. (Дети смотрят вверх, влево, вниз и вправо.)

Принцесса: Это первый зал моего замка. Здесь гуляет ветер. Все картины, которые висели на стене, ветер снес и разорвал. Поможете мне их собрать и восстановить? (Ребенок складывает из частей картины и называет то, что нарисовано.)

5. Нахождение места звука в слове

Принцесса: Во второй зал замка можно попасть одним способом: необходимо найти слово, в котором звук Ш стоит в начале (середине, конце) и выложить его схему (Ребенок выкладывает из фишек одно слово.)

        

6. Автоматизация Ш в чистоговорках

Принцесса: Вот мы и добрались до второго зала. Предлагаю исполнить веселую песенку. (Ребенок произносит чистоговорки, повторяя за логопедом слова и движения.)

Ша-ша-ша  - мама моет малыша,

Шу-шу-шу – дам конфету малышу,

Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши.

Ше-ше-ше – эта песня по душе.

6. Продолжение автоматизации Ш в словах

Принцесса: как же весело у нас, но нам нужно продолжить путь и открыть самую важную дверь, за которой спрятана моя корона. (Принцесса дает ребенку картинки с изображением животных и насекомых, в названии которых есть звук Ш.) Даша, познакомься, это мои друзья. Кто это? (Ребенок называет животных, изображенных на картинках.) На картинках мои друзья со своими детенышами. Даша, скажи, кто такой котенок? Жеребенок? Мышонок? (Ребенок отвечает: детеныш кошки, детеныш лошади, детеныш мыши.)

Принцесса: Молодец! Дверь открылась, вот она - моя корона! Спасибо тебе, Даша, за твою помощь.

Логопед: К счастью, Даша, мы нашли корону принцессы! Мы ей помогли! Но наше с тобой путешествие подошло к концу. Попрощаемся с принцессой Шарлоттой. Отправляемся на волшебном ковре-самолете обратно в детский сад.

III. Заключительная часть

Логопед: Ну вот мы и дома. Даша, тебе понравилось путешествие в Королевство правильного  произношения? Как звали хозяйку замка? Какой звук мы научились произносить правильно? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

(Ребенок отвечает.) Улыбнемся друг другу на прощание. До новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи...

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в различной позиции.

Конспект занятия для автоматизации поставленного звука....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в слогах и словах "Путешествие в страну Лулаландию"

Конспект позволит в игровой форме автоматизировать звук [л] в слогах и словах....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж] в прямых слогах и словах.

Задачи занятия:1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука [Ж] в прямых слогах, словах.2. Развивать фонематический слух: учить ребенка выявлять и правильно употреблять слова, в ко...