"Автоматизация звука [Л] в связной речи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект подгрупповой логопедической ООД на тему: "Автоматизация звука [Л] в связной речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskoy_ood.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой  логопедической  ООД

(вид НОД: тренировочная)  

Автор конспекта:  Дильман И. А. учитель-логопед филиала №2 «Солнышко» МДОУ детский сад «Родничок»

                           

Дата проведения занятия: 30. 03. 2017г.

Дети с речевым нарушением: ФФНР. 

Возраст детей: 5-6 лет.

Тема: Автоматизация звука [л] в связной речи.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:  Социально-коммуникативное развитие , художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Создание условий для автоматизации звука [л] в связной речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- закрепить артикуляционный уклад звука [л], характеристику звука;

-автоматизировать звук [л] в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, скороговорках, стихах, сказках;  

- совершенствовать умение образовывать сложные  прилагательные;

-совершенствовать умение согласовывать имя существительное с прилагательным в роде;

- совершенствовать умение составлять предложения с глаголом в прошедшем времени;

- формировать умение   декодировать информацию, используя  мнемотаблицы.

-закрепить знания цветов и оттенков;

коррекционно-развивающие:

- развивать  фонематическое восприятие;

- развивать зрительную память и произвольное внимание;

-развивать грамматический строй речи;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать способность контролировать свою речь;

-развивать координацию движений.

воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии;

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

- активно взаимодействует со   взрослым;

- достаточно хорошо владеет устной речью;

- может выделять звуки в словах;

- развита мелкая моторика;

- способен к волевым усилиям.

Оборудование:

- для детей: предметные картинки с изображением домашних и диких животных, сюжетные картинки, перфокарты, цветные карандаши, корзинка с золотым яйцом, индивидуальные зеркала по числу детей, салфетки.

- для учителя-логопеда: музыкальная артикуляционная гимнастика, музыкальные  чистоговорки,  мнемотаблица  скороговорки,   «сухой бассейн» с фасолью,  разноцветные картонные цветы, буква Л,  ноутбук, магнитная доска, магниты.

Ход ООД

1.Создание мотивационного поля

Дети и логопед  приветствуют друг друга.

  1. Приветствие

«Говорить с тобою мы

Четко, правильно должны         

Чтобы звуки все звучали,

Чтобы все нас понимали»

2)  Введение в игровую ситуацию

  -Ребята,  посмотрите, что вы видите в «сухом бассейне»? Мне кажется, здесь что-то спрятано (дети находят букву Л, написанную на цветке).                  

-Какая это буква? Какой звук обозначает буква Л?  Вспомните, ребята, звук [л] гласный или согласный? Глухой или звонкий? Твердый или мягкий? Расскажите нашим гостям какое положение должны принять язык и губы, чтобы произнести звук [л]?

 Эта буква не случайно появилась на нашем занятии, она хочет познакомить вас с новой игрой. Посмотрите, буква Л написана на цветке и на полу тоже разложены цветы, значит, нам нужно пройти к цветочной полянке.  Но для начала нам нужно приготовить ваши  язычки  для работы.

3) Артикуляционная гимнастика (укрепление мышц артикуляторного аппарата,):

 «Парус», «Маляр», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка».

4) Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики пальцев рук):  

        Мыло бывает разным-преразным:

Синим,

         Зеленым,

         Оранжевым,

Красным.

Но почему, не пойму я тогда,

Черной-пречерной бывает вода?

-Вот теперь мы готовы и говорить, и думать, и играть. Пройдем на цветочную поляну.

2. Актуализация знаний

  1. Дидактическая игра «Цветочная поляна» (Развитие фонематического слуха):

Ты кружись, кружись, кружись,

 И на красный становись.

- На красном цветке написано задание «Определите место звука «Л» в слове».  Чтобы выполнить это задание, нам нужно вернуться за столы.

( Работа с перфокартами ).

- Внимательно послушайте первое слово: дятел.  Где находится звук «Л»- в начале, середине или в конце слова?         Отметьте в перфокарте.                                                                                          

- Внимательно послушайте второе слово: слон.  Где находится звук «Л»- в начале, середине или в конце слова?         Отметьте в перфокарте.

-Внимательно послушайте третье  слово: ласточка.  Где находится звук «Л»- в начале, середине или в конце слова?         Отметьте в перфокарте.                                                                                          2)Дидактическая игра «Цветочная поляна»         (Развитие грамматического строя речи):                                        

Ты кружись, кружись, кружись,

         И на голубой становись.

- На этом  цветке написано задание «Придумайте сложное слово».  Чтобы выполнить это задание, нам нужно подойти к  столу, на котором разложены карточки с изображением животных.

- Ребята, посмотрите:

- У волка острые зубы, значит, волк какой? (острозубый волк).                

-У белки рыжий хвост, значит, белка какая? (рыжехвостая белка).         

-У лося большие рога, значит, лось какой? (большерогий лось)        .        

 - У зайца длинные уши, значит, заяц какой? (длинноухий заяц).

- У коровы белый лоб, значит, корова какая? (белолобая корова).

- У лошади быстрые ноги, значит, лошадь какая? (быстроногая лошадь).

- У кошки зеленые глаза, значит, кошка какая? (зеленоглазая кошка).

- У собаки черный нос, значит, собака какая? (черноносая собака).  

3)Физминутка.

 

Буквой «Л» расставим ноги,

Словно в пляске - руки в боки,

Наклонились влево – право,

Влево – вправо, влево – вправо,

Получается на славу.

Распрямились, потянулись,

Раз – согнулись, разогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем.

Влево – вправо, раз и два,

Думай, думай, голова,

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка!

3. Самостоятельное применение нового знания на практике

  1.  Дидактическая игра «Цветочная поляна» (Развитие связной  речи):

Ты кружись, кружись, кружись,

         И на оранжевый становись.

- На этом  цветке написано задание «Составь предложение по картинке».  Чтобы выполнить это задание, нам нужно подойти к  магнитной доске. Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос:

- Что вчера делала Лада? (Вчера Лада мыла руки).

- Что вчера делала Лада? (Вчера Лада чистила зубы).

- Что вчера делала Лада? (Вчера Лада расчесывала волосы).

- Что вчера делала Клава? (Вчера Клава мыла куклу).

- Что вчера делала Клава? (Вчера Клава одевала куклу).

- Что вчера делала Клава? (Вчера Клава баюкала куклу).

- Что вчера делала Лайка? (Вчера Лака лакала молоко).

 

-Что вчера делала Лайка? (Вчера Лайка спала).

  1. Дидактическая игра «Цветочная поляна» (Развитие связной речи):

Ты кружись, кружись, кружись,

         И на розовый становись.

- На этом  цветке написано задание «Проговори чистоговорки и скороговорку».  Чтобы выполнить это задание, нам нужно подойти к  ноутбуку.  Недавно мы  выучили музыкальные чистоговорки, я предлагаю

их пропеть гостям.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы, забивали мы голы.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу, возле окон на полу.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу, мы не били по стеклу.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, только нет в окне стекла!

- А вот  скороговорку нам нужно выучить новую. А чтобы вы быстрее запомнили ее, у меня есть для вас подсказка. (Разучивание скороговорки «Под столом клубок лежал, лапой кот клубок достал» с помощью мнемотаблицы).

  1. Дидактическая игра «Цветочная поляна» (Развитие связной речи):

Ты кружись, кружись, кружись,

         И на синий становись.

- На этом  цветке написано задание «Расскажи стихотворение».  Чтобы выполнить это задание, повернуться к гостям и красиво, правильно, выразительно рассказать те стихи, которые вы рассказывали на прошлых занятиях.

  1. Дидактическая игра «Цветочная поляна» (Развитие связной речи):

Ты кружись, кружись, кружись,

         И на фиолетовый  становись.

- На этом  цветке написано задание «Расскажи сказку».  Чтобы выполнить это задание, вернуться за стол.

-Ребята, как вы думаете, из какой это сказки? («Курочка Ряба»).

- Возьмите это золотое яйцо и, передавая друг другу, расскажите эту сказку. ( Дети рассказывают сказку).

 

4. Рефлексия (итог).

- Ребята, с каким звуком мы сегодня работали? Что вам понравилось?  Чему вы научились? За что вы себя  похвалите?

- Вы очень хорошо занимались, и  смогли подружиться со звуком [л]. Я хочу подарить вам эту букву.                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2. Конспект занятия «Автоматизация звука [ч] в связной речи »

  Цель занятия: разработать серию конспектов занятий по проблемам методики русский язык как иностранный....

Презентация по автоматизации звука [ЛЬ] в связной речи "Ледяная метель". (обновлённая версия).

Название презентации.Слайды с аудиозаписью, позволяющие ребёнку повторить за взрослым текст с опорой на иллюстративный материал. (обновлённая версия)....

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Р" в связной речи. День рождения у "Р"."

На занятии используются различные приёмы направленные на развитие фонематического слуха,   развивающая компьютерная логопедическая игра "Уроки тётушки совы" позволяет сделать занятие более разноо...

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"

Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи  у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...

Логопедическое занятие в подготовительной группе детей с ОНР Тема: «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема «Перелетные птицы».

Тема: « Автоматизация звука Л в связной речи»Лексическая тема «Перелетные птицы»Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Перелётные птицы»; закрепить навык произношения звука [Л]...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".

В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....