Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).
статья по логопедии на тему

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с мгногочисленной категорией дислаликов- детьми,имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukorochennaya_podyazychnaya_svyazka.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

   В своей работе часто сталкиваюсь с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.                                             Сегодня расскажу о работе с детьми имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).                                                                                                                 В норме длина уздечки составляет 1,5 см.                                                       Если уздечка  укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующие поднятия языка вверх («ш»,«ж»,«р» и т.д.)                                                                                                                     Два способа :                                                                                                         1. Оперативная  коррекция.                                                                                 2. Растяжение подъязычной уздечки.                                                             Подрезать или не подрезать?                                                            Рассмотрим два случая.                                                                                                В первом случае, ребёнок  не  может нормально питаться, правильно сосать, иногда это приводит к тому, что малыш заметно отстаёт в росте и в весе от сверстников. Поэтому сразу после рождения  врачи обязательно осматривают полость рта ребёнка, в случае укороченной уздечки языка  они её подрезают.                                                                                                  Во втором случае, когда ребёнка  направляет логопед, причиной обращения служит то, что ребёнок не произносит отдельные звуки. Ограничивая    движения языка, укороченная уздечка затрудняет произношение  небных звуков. Ребёнку трудно высовывать язык, при открытом рте он может дотянуться кончиком языка до верхних резцов.  Идеальный  возраст  для пластики уздечки языка-5-9 лет.                                   В этом  случае  проводится  подрезание уздечки, операция под местной  анестезией, с наложением  швов и последующим после операционным    контролем.  Иногда  также требуется назначение лекарственных средств и выполнение некоторых рекомендаций с целью профилактики  после операционных осложнений. Швы снимаются на четвёртый день. Прооперированный  ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных  болевых   ощущений. Поэтому лучше растягивать    уздечку, чем оперировать. В  пользу  этого   говорит то, что после  операции  на уздечке остается  рубец , который  также  будет  сокращать  её подвижность.                                                                                                       В последние годы все чаще пользуются    способом  подрезания  уздечки  с помощью лазера. (практически  безболезненно, отсутствует  необходимость   накладывания швов, надрез выполняется точно, раны заживают быстро, минимум  последствий, дезинфицирующие  свойства не дают занести инфекцию, отсутствие кровотечения во время операции. Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм), то лучше её растягивать. Короткая  уздечка  языка  растягивается на необходимую  длину  с помощью  специальных упражнений. Если  она  очень  короткая  на её растягивание может потребоваться  достаточное  количество  времени  (может  быть около трёх месяцев).

    Правила выполнения  упражнений                                                                            

 1.При  выполнения упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребенок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.                                                                                                                2. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.                                                                                          3. Имейте в виду, что  выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть- дайте ему отдых.                                                                                                         Артикуляционные  упражнение для растягивания  уздечки языка.

Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком   языка погладить нёбо   от зубов  к  горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.         «Красить комнаты пора .                                                                               Пригласите  маляра.                                                                                   Челюсть  ниже  опускаем,                                                                                  Маляру мы помогаем».

Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка . как лошадка. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Нужно следить, чтобы он не поворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.                                                                                     «Едем, едем на лошадке                                                                                           По дорожке гладкой.                                                                                                        В гости нас звала  соседка                                                                                    Кушать пудинг  сладкий.                                                                                                  Мы приехали к обеду,                                                                                                                 А  соседа дома нету».                                                      

Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Эта шляпка гриба. Подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен  подворачиваться, губы –в  улыбке. Если  ребёнку не удаётся «присосать» язык , то можно пощёлкать языком, как в упражнении « Лошадка». В пощёлкивании    тренируется  нужное  движение   языка.                                                                                                          «Я  стою   на ножке  тонкой ,                                                                                                Я  стою  на ножке гладкой,                                                                                              Под коричневою шляпкой                                                                                             С бархатной   подкладкой».

 Гармошка. Положение языка как в упражнение  « Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать  рот.                                     «На   гармошке я играю,                                                                                              Рот по шире  открываю,                                                                                               К нёбу язычок прижму,                                                                                           Ниже  челюсть отведу»                                                                                        

Котёнок. Налить в блюдечко сгущёнки. Сметаны, варенья или мороженого. Слизывать язычком сгущёнку, как котёнок.                            

Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук «д-д-д». Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот  не закрывать. (Очень часто при выполнении  этого упражнения ребёнок закрывает рот). Чтобы этого не произошло, можно зажать зубами палочку шириной примерно  1 см или ручку  детской  зубной щётки  прямоугольной формы (ручка не должна  быть прямой, как линеечка).                                                                                                              В барабан мы  сильно бьем                                                                                       И все вместе мы поём:                                                                                                  «Д-д-д-д!»

Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.  Нижняя челюсть при этом  неподвижна.                                                                                              «На качелях я качаюсь                                                                                                    Вверх-вниз, вверх-вниз,                                                                                                   Я  всё выше  поднимаюсь.                                                                                      А потом –вниз».

Дотянись до носа.  Улыбнуться , открыть рот. Широкий кончик   поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Футбол. Рот закрыть, кончик языка  с напряжением упирать  то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой  надувались мячики.

Грибок с элементами самомассажа. Предложить выполнить упражнение « Грибок ». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении  артикуляционных  упражнений. Если язычок   провисает и ребёнок не может  выполнить упражнения  «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берёт зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка. Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке   языка снизу вверх.

Растягивание уздечки.                                                                                             Приём Е.В. Новиковой.                                                                                  Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу. Указательный и средний пальцы неподвижны.                   Приём Н.Г. Водовозовой- упражнение  «Крот».                                              Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.        – Во дворе горка,-  Указательным и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.                                                                                                      -Под    горкой норка,-                                                                                     Указательным пальцем с силой поглаживать  снизу  вверх   подъязычную уздечку, растягивая её.                                                                                           – В этой норке                                                                                                             -Крот стережёт  норку.                                                                                    Губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое   положение, без труда совершать многократные переходы  от одного движения к другому.

      Звуки  требующие заметного подъёма кончика языка(«р», «ш», «ж») ставятся после полного  вытягивания у ребёнка подъязычной связки. Звуки( «л», «ч», «щ», «ть», «дь») можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.                                                                                                 Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.                    

                                                             Литература

Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением//Логопед.-2009.-№2.

Косимова Е.М. Уроки логопеда. М., 2003.

Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения.-М.,2006.

Новиковская О.А. Речевая гимнастика.-М.,2008

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии Универсальное руководство.-М.,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

Нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми старшего возраста

Некоторые нетрадиционные приемы и методы  работы с детьми старшего возраста для  развития слухового развития и фонематического восприятия.         Работа с ребе...

Методы работы с детьми, имеющими укороченную уздечку

В норме длина уздечки составляет 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).Короткая уздеч...

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Что такое короткая уздечка языка? Уздечкой называется тонкая перегородка, соединяющая язык и нижнюю полость рта. В норме уздечка довольна эластична, хорошо тянется и прикрепляется к языку в средн...

Методы и приемы работы с детьми имеющими укороченную подъязычную уздечку языка

Методы и приемы работы с детьми имеющими укороченную подъязычную уздечку языка...