ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бодюл Татьяна Александровна

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В  КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПРОЦЕССЕ   УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА   ДОШКОЛЬНОГО   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_tehnologii.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В  КОРРЕКЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПРОЦЕССЕ   УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА   ДОШКОЛЬНОГО   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Бодюл  Татьяна  Александровна                МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №13 « Солнышко»,  учитель-логопед        

Аннотация:  Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций.  Это некая  наглядность, дающая возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.  В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Ключевые слова: нарушение речи, коррекционная  работа, компьютерные логопедические игры , дошкольное  обучение и воспитание.

         Возможности компьютерных технологий в образовании огромны и еще далеко не полностью используемы. В наибольшей степени это относится к дошкольному образованию.

         Использование ИКТ при организации коррекционного воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях  детского сада принадлежит к числу эффективных средств в развитии коррекционного процесса, все чаще применяемые в специальной педагогике. Информационные компьютерные технологии помогают достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями. В образовании применение компьютерных технологий имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения и развития,  и  как средство коррекции.

         Первое, что представляется при словах «информационные технологии» – использование обучающих и развивающих компьютерных программ. Всем известно, как много всякого рода игр, пазлов, головоломок находится в «закромах»  специалистов. Порою про часть из них  просто забываем, а часть запрятана так далеко, что и не всегда легко достать. Развивающие компьютерные программы, конечно, не могут полностью заменить все дидактические пособия, да и не должны, но значительно освободить стеллажи и полки  может всего несколько дисков качественных компьютерных игр. Это значит - освободить место для  игр, дать ребенку свободу движения.  

          Коррекционные занятия  дошкольников с нарушениями  речи  имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуко- и видеозаписей. Все это обеспечивает компьютерная техника. При этом компьютер  только дополняет логопеда, а не заменять его.

          Для ребенка дошкольного возраста игра – ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Особенности восприятия дошкольника, тем более с проблемами в  речевом развитии, требуют достаточного количества реалистичной, динамичной наглядности, игровой формы представления информации. Для этих целей как нельзя лучше подходит компьютер. Дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нем служит дополнительным стимулом к выполнению заданий, которые в других случаях могли бы вызывать негативизм. Внимание и интерес при этом удерживаются значительно дольше. И здесь у компьютера имеются широкие возможности в  индивидуальной работе использовать специальные компьютерные логопедические программы: «Дельфа - 142», «Игры для Тигры» и др. Поэтому перспективным направлением в совершенствовании технологического компонента специального образования является освоение и внедрение в образовательный процесс информационных коррекционно-развивающих программ. Они помогают в игровой форме автоматизировать звуки, проводить артикуляционную гимнастику, организовывать игры на развитие речевого дыхания, силы голоса, слухового восприятия, развития лексики.

        Компьютерные  средства в работе учителя-логопеда весьма эффективны.

Использование ИКТ позволяет добиться более качественного всего коррекционно-образовательного процесса и дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие каждого ребенка. Иногда не хватает для работы предметных и сюжетных картинок, раздаточного материала. Бывает, что нужная для занятия картинка слишком мелкая или напечатана среди другого материала. Сканируя изображения и распечатывая их практически в любом формате, можно легко решить эту проблему. Найти в печатных изданиях такое количество подходящих заданий нереально. Информационные же технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала. При этом логопед может сам задавать уровень сложности заданий .  Необходимые фото- и видеоматериалы можно найти в Интернете или собрать самостоятельно и с помощью родителей..

          Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения. Дидактические игры и лото для развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя, упражнения, направленные на подготовку к обучению грамоте, на развитие высших психических функций, – все это легко сделать на компьютере. Системное логопедическое воздействие с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей.

         Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит логопед.

Использование презентаций (анимации в слайдах) позволяет дать дошкольникам более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в материал занятия, рассказывают дома об увиденном на экране. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка.                                                                С целью формирования навыков фонематического анализа в работе с  детьми-логопатами используются игровые компьютерные презентации «Послушай-определи нужный звук», «Распредели картинки  по  наличию  звука», «Поиграем». При  подготовке  детей  к  обучению  грамоте используются компьютерные  игры с любимыми  героями  детей «Букварик и  Смешарик». В  качестве  индивидуальных  форм  работы в  работе  используются икомпьютерные  игры на  артикуляционную  гимнастику «Весёлый  язычок»; специальные  игры  по  автоматизации  различных  звуков .                                                                                                                   Использование новых информационных технологий, базирующихся на применении компьютера, обладают рядом преимуществ  при обучении и коррекции детей с речевыми нарушениями:

1. Создание игровой среды с учётом коррекционных задач.

2. Разнообразная подача  материала

3. Действия обучаемого находятся под постоянным контролем.

4. Возможность выбора оптимального темпа прохождения материала

         Еще одним перспективным направлением применения компьютерных технологий -  создание электронной почты логопеда. Родители наших детей, в большинстве своем, работающие. Некоторые приезжают  в сад из других районов. У них не всегда есть возможность пообщаться с логопедом  в консультативные часы, а по Интернету, который есть теперь практически в каждой семье, в любое время можно задать вопрос, получить рекомендации специалиста, необходимые упражнения, если ребенок по каким-то причинам пропускает занятия в детском саду.  

          Следующее направление использования ИКТ в коррекционно-педагогическом процессе – повышение профессиональной компетентности логопедов и обмен опытом. Использование компьютерных технологий позволяет  в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться опытом с коллегами-логопедами, принять участие в различных интерактивных конкурсах, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах, методических объединениях  учителей-логопедов.  

         Мультимедийное сопровождение доклада способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное.    

         Существует  множество различных  преимуществ использования информационных технологий в работе учителя-логопеда.                                          

         Таким образом, различные варианты и преимущества использования информационных технологий в коррекционно-педагогическом процессе открывают возможности для активной коммуникации. Обучение и воспитание детей с нарушением речи становится творческим процессом, используются новые учебные методы, приёмы и техники, дающие возможности оптимального подбора учебного материала, систематизации знаний, определения индивидуальных траекторий в коррекционном процессе. Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества логопеда, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание  разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит логопеда  на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе   коррекционного воздействия.

         Таким образом, информационные  технологии открывают новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.                                                                                          Можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить обучение детей  имеющих  нарушения  речи ,всесторонне подготовить ребенка к  школе. Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения логопедических занятий, дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой аpгумент использования мультимедийных компонентов. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Компетентность в информационных компьютерных технологиях позволяет создавать свои учебные пособия в виде компьютерных презентаций с техническим исполнением (графика, текст, звук, видео) по методикам коррекционного дошкольного образования. Презентация – это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие рассказать детям об окружающем мире. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ: сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.

Коррекционные занятия  дошкольников с нарушением речи имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Информационно- коммуникационные  технологии являются эффективным  техническим  средством, при  помощи которых можно  значительно  обогатить коррекционно-развивающий  процесс, стимулировать  речевую  деятельность  детей-логопатов, развивать  познавательные  процессы  у  детей. Но, используя компьютер на занятии нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.

 Роль информационных инноваций в работе учителя-логопела велика. Во-первых, они дают широкие возможности  для реализации различных подходов к построению индивидуальной и  подгрупповой  работы  с  детьми. Во-вторых, помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

                             Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

                                   «Детский сад  присмотра  и  оздоровления №13 «Солнышко»

                    НОВЫЕ  ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В

                                        ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  РАБОТЕ

                                                                                                                   Подготовил:

                                                                                                                   Учитель-логопед МБДОУ №13

                                                                                                                    Бодюл Т.А.

                                                                              г.Губкин

                                                                                  2015

1.Гаркушина Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе //Логопед – 2004. - №2. – С.22-29.

2.Информационные технологии в образовании-2010. Сборник научных трудов участников X научно-практической конференции-выставки (23-24 ноября 2010 г.) - Ростов н/Д: Ростиздат, 2010. - 286 с.

3.Информатизация обучения и воспитания детей: проблемы и перспективы: Материалы II студенческой международной научно-педагогической конференции (Москва, 15 января 2010 г.). - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - 362 с.

4.Никитина О.Ю. Компьютерные игры для детей // Ребенок в детском саду – 2009. - № 1. - С. 62-63.

5.Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23 – 16 от 25.05.01.

6.Послание президента РФ Федеральному Собранию РФ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 05.11.08.

7.Лихова Е.В. Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

8.Синицкая Е.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением зрения  http://festival.1september.ru/articles/580259/

9.Осьмакова М. В. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников. http://do.gendocs.ru/docs/index-268744.html

 10. Сайты:.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/library/do...

                        http://festival.1september.ru/articles/605946/

                       http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/prezentatsiya-informat...

                   . http://www.pandia.ru/text/77/158/8844.php

                     Социальная сеть работников образования nsportal.ru

11.Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Дрофа, 2009.

1  слайд Сказкотерапия  как  средство  воздействия  на  речевые  и  моторные  нарушения  у  детей  дошкольного  возраста.

2  слайд  Метод  сказкотерапии  является  здоровьесберегающей  технологией.  Комплексной  системой,  направленной  на  коррекцию  речевых  нарушений,  личностное  развитие  ребёнка  и  сохранение  его  здоровья,  и  позволяет  в  рамках  сказки  решать  обучающие,  коррекционные,  воспитательные  задачи.

3 слайд   основными Формами  работы  комплексной  сказкотерапии являются:

1. Анализ  сказок (решение  открытых  сказочных  задач»

2. Рассказывание  сказок (групповое,  придумывание  по «кругу»,  рассказывание   «по  кругу»  известной  сказки,  индивидуальные  от  3-го  лица,  от  1-го  лица)

3. Постановка  сказок (игры-драмматизации)

4. Сочинение  сказок (сочинение  новых  сказок  и  историй)

5.Медитация  на  сказку (погружение  в  какой либо  процесс- статическое,  психодинамическое)

6. Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные  куклы. Фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые)

4 слайд   Перевоплощение  в  живое  существо Здесь дети  показывают  образы  животных (Медведи. Лисы, цапли, крокодил) таким  образом  у них  снимается  напряжение, активизируется  воображение

5 слайд Перевоплощение  в  неживое  существо  (например  перевоплощение  в  дом  или  камень)  здесь  идёт  чередование напряжения  с  расслоблением

6 слайд  Пантомимические  этюды несут  психопрофилактическую  функцию Когда  дети  воспроизводят  эмоции,  а  наблюдающие  за  игрой  «читают»  их.

7 слайд  (показывают   хитрость, усталость, радость,  стыд,  удивление,  злость)

8 слайд   Дети  показывают как они Хождят  по  лужам,  по  глубокому  снегу,по  болоту  Такие  упражнения  помогают  уравновешивать  психику  у  детей .

9 слайд Изображения  растений.  Эти  упражнения стабилизируют  психические  процессы    через  создание  позитивных  образов снимается  напряжение.

10 слайд  Цветные  лужицы  Упражнение  развивает  координацию  движений,  зрительный  гнозис.

11 слайд В  логопедической  работе  используем  два  вида  сказок, которые  конструируются  в  соответствии  с  актуальной  ситуацией.

- Дидактические  сказки

- Художественные  сказки : народные    авторские- народные( сказки  о  животных; бытовые  сказки;  волшебные  сказки

12 слайд Важно,  что  при  включении  сказок  в  занятия,  решаются  задачи  развития  просодической  стороны  речи:

- развитие  речевого  дыхания;

- плавности  речи,  дикции;

- на  выдохе  произносятся  фразы;

- развитие  различной  силы  выдыхания;

- развитие  голоса  с  постепенной  сменой  силы  голоса;

- развитие  темпа,  ритма  и  интонации  голоса.

13  слайд  Драмматизация  сказок раскрепощает  и  наполняет  детей  новой  силой. Дети  любят  драматизировать  сказки  Теремок,  3  медведя;  сказку  «Волк  и  7-ро  козлят;  сказку  про  Храброго  зайца».

14  слайд  Нравятся  детям  участвовать  в  Логопедических  спектаклях   «Муха  Цокотуха»

15  слайд  Для  постановки  звуков  Используются  дидактические  пособия  со  сказочными  героями

   Зондозаменители- «морские  обитатели»;  логопедическая  собачка «Пёс-барбос»; Логопедический  бегемотик «Жу-жа»

16  слайд  Для  того  чтобы  заинтересовать  и  удержать  внимание  детей  повысить их  мотивацию  к  учебному  процессу  используем  сказки  по  обучению  грамоте  Буквоград.  Девочек-помощниц.

17 слайд  Чтобы  погрузить  детей  в  скаку используем героев  сказок-такие помощники  как  - Колобок   Айболит

18  слайд   Уважаемые  коллеги!  Давайте  повышать  эффективность  логопедической  работы  за  счёт  включения  эмоционально-оздоровительного  компонента  в  образовательный  материал.

 

Сказкотерапия  как  средство воздействия  на  речевые  и  моторные  нарушения  у  детей дошкольного  возраста

                                                                                                 Подготовили:

                                                                                                 учитель-логопед

                                                                                                 Селезнёва Т.Н.

                                                                                                  Бодюл Т.А.

                                                                                                     

                             

                                                         г. Губкин, 2014

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                         «Детский  сад  присмотра  и  оздоровления №13 «Солнышко»

                       ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

                              С  РОДИТЕЛЯМИ   ВОСПИТАННИКОВ

                               (традиционные  и  инновационные  формы)

     выступление  из  опыта  работы на методическом объединении учителей – логопедов

                                                                                                                   Подготовил:

                                                                                                                   учитель-логопед МБДОУ №13

                                                                                                                   Бодюл Т.А

                                                                           г.Губкин

                                                                               2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида

 Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используетс...

ГОДОВОЙ ПЛАН работы ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений г. Троицка на 2019-2020 учебный год

Предстаавлен план подробный работы городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.

В данной презентации представлены основные задачи и направления коррекционно-развивающей работы , особенности организации в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста....