Схема обследования ребенка с ОВЗ при отсутствии речи ( в возрасте от 1,5 до 3-х лет)
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

Сергеева Елена Игоревна

Предварительный просмотр:

Схема   обследования ребенка с ОВЗ при отсутствии речи (от 1 до 2,5лет)  

1. Ф. И. О.

Год рождения

Дата поступления в ДОУ

2. Возраст на данный момент.

3. Краткий анамнез.

 а) Где ребенок находился до поступления в ДОУ

б) С каким диагнозом?

 4. Состояние артикуляционного аппарата.

 а) Губы: толстые, тонкие.

 б) Зубы: наличие.

 в) Язык: норма, приросший, короткая или укороченная уздечка, положение языка, подвижность языка, тремор языка, тремор нижней челюсти.

 г) Нёбо: высокое, узкое, плоское, низкое, готическое, норма, нет ли расщелины, состояние увули.

5. Рефлексы орального автоматизма: хоботковый, ладонно-рото-головной, сосательный, хватательный.

6. Лицо: выражение осмысленное, выразительное, с живой мимикой, амимичное, безучастное, симметричное, асимметричное. .

7. Общее звучание речи: голос достаточной силы и звонкости, модулированный, слабый, форсированный, дрожащий, прерывистый, носовой, немодулированный, вибрирующий,  напряженный, истощающийся.

8. Зрительно-ориентировочные реакции: прослеживание движущегося предмета (ступенчатое, плавное), фиксация взгляда на лице взрослого или предмета (кратковременная, длительная), реакция на персонал группы.

 9. Слуховые ориентировочные реакции: неречевые звуки, резкий звук звучащей игрушки; речевые звуки: голос взрослого, сосредоточение зрительное, кратковременное, ищущие повороты головы, поиски невидимого источника звука и нахождение его глазами, адекватная реакция на эмоциональный тон речи.

10. Эмоции и социальное поведение: реакция на взрослого и окружающих его детей, быстрый ответ улыбкой на разговор, «Комплекс оживления», громкий смех, радость при виде другого ребенка, элементы вокализации

11. Экспрессивная речь: голосовые реакции —  произнесение гласных и согласных звуков, «свирель», произнесение звуков каскадом; лепет — произнесение слогов, модулированный лепет, произнесение слогов с модулированными интонациями, рудиментарный лепет, отсутствие лепета, ауто- /эхолалия.

12. Импрессивная речь: реакция на вопрос «Где?», находит взглядом предмет, неоднократно называемый, находящийся в определенном месте.

 

13. Моторика: случайно наталкивается на висящие игрушки, берет, захватывает предметы, низко висящие над грудью, ощупывает, четко берет игрушки из рук взрослого, удерживает ее, свободно берет игрушку из разных положений, перекладывает из одной руки в другую.

 Заключение: - Развитие речи в доречевой период в пределах нормы (до1года)

                          - Задержка речевого развития в доречевой период.

Рекомендации:

- Занятия воспитателя по развитию речи под контролем логопеда.

 - Индивидуальные логопедические занятия.

 - Групповые (подгрупповые) логопедические занятия.

Речевая карта

Анкетные данные ФИО   ребёнка

Дата   рождения

Домашний адрес

Дата обследования  

Родители:     мать-                                                                          отец-                               тел.:

Анамнез

1 Протекание беременности, родов

 № __  беременности   (без особенностей /с токсикозом _  половины, анемией; инфекци);

 роды (без особенностей / срочные / асфиксия / Кесарево сечение/ безводный период,);

Ребёнок закричал (сразу, через время, громко/сдавленно, прерывисто)

2 Раннее развитие

Без особенностей, с задержкой, терял сознание, были судороги, перенёс рахит, аллергию

3 Перенесённые заболевания, 

ППЦНС,ПЭП,ОРЗ,ОРВИ, ветряная оспа, бронхит, ангина ,               /др. заключение/

4 Речевое развитие

Без особенностей,  доречевое развитие с задержкой,  фразовая речь с 3лет  

Психолого-педагогическое и логопедическое обследование

1 Психологические особенности

Контактен,  с трудом идёт на контакт, замкнут, негативен

2 Зрительный гнозис:

Цвет

- определяет, затрудняется

Форма-

- определяет, затрудняется

Узнавание по контуру

 - узнаёт, затрудняется

3  Праксис

 оптико-пространственый

Верх-низ

 – определяет, затрудняется

Впереди –позади

- определяет, затрудняется

Лево-право

- определяет, затрудняется

4 Память

Соответствует возрасту,      снижен объём кратковременной, долговременной памяти

5 Внимание

Соответствует возрасту,     неустойчивое,  часто отвлекается

6 Мышление

Соответствует возрасту,     развито недостаточно

7 Мелкая моторика

Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр),

все движения выполняет правильно, моторика развита недостаточно, моторная неловкость

8 Строение,подвижнсть артикуляционного аппарата

Губы      – норма,

- толстые, тонкие, малоподвижные

Язык      -  норма,

вялый, массивный, малоподвижный

Твёрдое нёбо          – норма,

-высокое, узкое, низкое, готическое, широкое

Подъязычная связка  

-  норма,

- утолщена / укорочена, послеоперац. рубцы

Зубы         –  норма,

- мелкие, крупные, редкие, зубной ряд нарушен, отсутствие  резцов

Прикус      - норма,

- прогения, прогнатия, передний открытый, боковой открытый

Мягкое нёбо    - норма,

-длинное, короткое, неподвижное, подвижное, расщелина,  рубцы

Саливация незначительная, повышенная                      

Синкенизии

- нет

 – незначительные

Артикуляционную .позу

- удерживает

- не выполняет, 

Переключаемость

 – норма,

  -  нарушена, слабая

9 Состояние

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

щ

ч

р

рь

л

ль

й

г

к

х

звукопроизношения

10 Произношение слов сложной слоговой конструкции      --- произносит  /  затрудняется

11 Состояние дыхательной функции      -- свободное, ровное, затруднённое, поверхностное, неглубокое, неровное

12  Характеристика голоса                      --  сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый, тихий

13  Динамическая

        сторона речи

Темп       – норма,

- замедленный,

- ускоренный

Ритм      –  норма,

-словесное ударение  не верно

Паузы        – норма,

- речь неразборчива, сбивчивая

Интонирование

 – в норме,

-  невыразительно

14 Фонематические

    функции

Повторение слогов

Дифференциация звуков

Выделение ударного гласного

Выделение последнего звука

называет (+),

затрудняется (-)

Подбор картинок с заданным звуком

Фонематический синтез

Определение последова-

 тельности звуков

Подбор слов с заданным звуком

15 Понимание речи

В полном объёме  /на уровне фразы  / не понимает сложные грамматические конструкции

16  Лексический запас называет (+),

Игрушки        

Дом          

Овощи            

Животные

Посуда

Мебель

Фрукты

Транспорт

(+)     ( - )

Одежда          

Обувь

Птицы

Насекомые

Глагольный словарь

- норма,     беден,        неточен

Словарь прилагательных

- норма,      беден,      ограничен

17    Состояние словоизменения

Мн.ч. сущ-ых в Им.п

Мн.ч. сущ-х в Р.п

Изменение    существительных по падежам

называет (+),

затрудняется (-)

Употребление предлогов

Согласование сущ-х + прилагат

Согласование существительных и числительных 1,2,5

18 Состояние словообразования

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных-

Образование относительных прилагательных от существит-ных

называет (+),

затрудняется (-)

Образование притяжательных прилагательных от существительных

Образование приставочных глаголов  

19 Связная речь

- соответствует возрасту, недостаточно развита, не развита

Логопедическое заключение:

Зачисление:

Выпуск:

Логопед:

                                                                      Подпись родителей ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)...

Схема обследования ребенка

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи( от 4-х  до 7-ми лет)...

Схема обследования ребенка 3 лет

Схема обследования ребенка 3 лет...

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)

Анкетные данныеФамилия, имя ребенка_______________________________________________________Дата рождения, возраст ______________________________________________________Национальность (отметить, если ес...

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( от 2 до 4 лет)

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГОИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА( от 2 до 4 лет)...

Схема обследования ребенка раннего возраста

Данная схема  обследования ребенка раннего возраста будет полезна в практической деятельности и учителям-дефектологам и логопедам....