Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Трясунова Татьяна Борисовна

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №25 компенсирующего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект

занятия с детьми старшего дошкольного возраста

в группе компенсирующей направленности  для детей с ТНР

по подготовке к обучению грамоте

Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

Разработала учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Трясунова Татьяна Борисовна

Санкт-Петербург

2018

Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжёлым нарушением речи), ГБДОУ детского сада №25 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга и в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

Деятельность ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Длительность занятия – 30 минут. В ходе занятия использованы следующие педагогические технологии: развивающие, здоровьесберегающие.

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель занятия:

Развивать способность самостоятельно анализировать, находить решения, осознанно относиться к собственной деятельности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать грамматический строй речи. Упражнять детей в разгадывании кроссвордов, чтении слов из стилизованных, недописанных и пунктирно отмеченных букв.
  • Закреплять навык «печатания» и чтения  слов при разгадывании кроссворда.
  • Закреплять умение проводить полный звуковой анализ слов и умение составлять предложение по опорным словам.
  • Упражнять в сложении и вычитании, пересчитывании, отсчитывании по единице при решении примеров.
  • Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку (вверху, внизу, слева, справа).

2.Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Координировать речь с движением, развивать общие речевые навыки (длительность речевого выдоха, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).
  • Развивать зрительно-пространственные функции, логическое и творческое мышление

3.Коррекционно-воспитательные:

  •  Воспитывать мотивацию к обучению
  • Формировать интерес к истокам русской народной культуры.
  • Воспитывать желание помогать другим.
  • Воспитывать активность, самостоятельность.

Технологии:

  • Развивающие
  • Здоровьесберегающие

Демонстрационный материал:

Камень, сундук, свиток, аудиозапись голоса «Камня», карта – схема, книга «Волшебные сказки», магнитная доска, магнитики и маркеры для доски, кроссворд, карточка с именем Василиса для звуко-буквенного анализа. «Волшебные предметы»: бусы, диадема, зеркало, перстень, лягушка.

Раздаточный материал:

Листы в клетку на каждого из детей для графического диктанта «ключ», листы бумаги и цветные карандаши для психологического теста «бусы», примеры в виде корзинок с малиной.

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок, потешек, пословиц и поговорок;
  • разучивание хороводных игр и чистоговорок;
  • рисование по данной теме.

Предполагаемый результат

Уверенное владение детьми предложенным материалом.

Ход занятия

Орг. Момент. Дети заходят в группу.

Логопед:  

Встанем, деточки, рядком

Да поговорим ладком

Про сказки русские, известные

И до сих пор нам интересные.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

-Да!

- Тогда мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.

- В волшебной стране живёт много сказок. Давайте вспомним названия некоторых из них. Поиграем в игру: «Отгадай сказку по картинкам»

- Дети отгадывают названия сказок (несколько).

А вы хотите попасть в сказку?

- Да

- Тогда скажем дружно волшебные слова:

  • В сказку тихо мы зайдём,

В мир волшебный попадём!...

- Ребята, а как нам попасть в сказку?

 (Детские варианты ответов)

-  А теперь закройте глаза, вокруг себя 3 раза обернитесь и тогда произойдёт волшебство!

В  этот момент «появляется» придорожный камень.

- Вот, ребята, и 1-ый волшебный предмет!

Раздаётся  «голос  камня»:

«Прямо пойдёте – в лесу пропадёте.

  Налево пойдёте – к Кощею придёте.

  Направо пойдёте – сундук найдёте».

- Дети определяются с выбором.

Идут направо и находят сундук.

- Чтобы нам сундук открыть, - старинные чистоговорки нам нужно повторить.

(Дети повторяют несколько чистоговорок хором):

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • У боярина-бобра нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра!

  • Съел молодец 33 пирога с молоком, да все с творогом…)

Сундук открывается. На дне сундука лягушка, свиток и схема.

Логопед удивляется, увидев лягушку. Спрашивает у детей, кому, по их мнению принадлежит этот волшебный предмет?

- А тут ещё свиток волшебный, читает:

Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Василиса Прекрасная. Кощей похитил меня и заколдовал. Помогите мне! Ищите меня в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Вы сможете меня вернуть в родную сказку, если выполните задания Кощея. Но и я вам помогу, есть у меня волшебные подсказки!..

- Ребята, как мы поступим?

- Поможем Василисе  Прекрасной!

- Достаёт карту-схему. Там под цифрой 1 - зеркало. Находят этот волшебный предмет.

- Чтобы хорошо нам выполнить 1-ое задание, давайте мы с вами потренируем внимание!

- Дети читают:

1) слово СКАЗКА, написанное из стилизованных букв;

2) слово ДОБРО, написанное из недописанных букв;

3) слово ЗЛО, написанное пунктирными линиями.

- Молодцы, хорошо справились! А теперь давайте попробуем составить предложение из этих слов, добавляя нужные по смыслу слова.

(В сказках добро всегда побеждает зло!)

Ребята, вы молодцы! А сейчас очень сложное задание приготовил Кощей, он зашифровал в кроссворде названия волшебных предметов из сказок и имя одной сказочной героини.

- Кроссворд по сказкам (из 6 слов) На схеме – цифра 2 (волшебный предмет – диадема)

- Дети читают по вертикали: Василиса и проводят звуко-буквенный анализ этого слова, выкладывая магнитами на доске, ставят в нём ударение («зовут»).

- Молодцы, ребята, хорошо справились с трудным заданием Кощея!

А сейчас вам нужно быть очень внимательными…

Ребята, что вы видите на нашей схеме  под цифрой  4?

- Бусы!

  (Находят бусы Василисы Прекрасной).

  - Нам нужно выполнить  следующее задание Кощея. (Дети подходят к столам с заданиями).

 На карточках нарисована ниточка от бус.

-  Вам надо для Василисы нарисовать бусы. Слушайте внимательно задание: вам нужно нарисовать 5 бусин, все бусины разного цвета, в середине должна быть красная круглая бусина, а другие бусы разноцветные, но не красные.

 - Молодцы ребята, хорошо справились с заданием!  

Снова обращаемся к карте-схеме и видим изображение физ. минутки. (4 на схеме)

- Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сейчас займемся? (ответы детей)

Логопед  -  Хорошо вы потрудились,

                   Схемы можете читать,

                   Все заданья выполнять.

                  А теперь мы вместе с вами

                  Дружно будем отдыхать!  

 Встанем вместе в  хоровод!

Проводится подвижная игра: «Весна, весна красная!»  

Весна, весна красная!         (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,      (меняют направление)

С великой милостью:

Со льном высоким,             (Останавливаются, поднимают руки вверх,  

                                                  встают на носочки, вдох.)

С корнем глубоким,            (Опускают руки, выдох.)

С хлебами обильными.       (Отступают шаг назад, раскрывают руки в                                      стороны).

Давайте посмотрим на схему. Что находится под цифрой 5? Правильно, - перстень.

Это следующее задание Кощея. (Дети садятся за столы, им выдаются карточки с заданиями.)

 - А задание такое:

 Василиса для трех медведей припасла малину, но кому какую они не знают. Вам надо решить примеры и от ответа провести дорожку к нужной тарелке.

 - Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Вы очень помогли Василисе Прекрасной, но вам предстоит выполнить еще одно задание. Посмотрите на схему. Что это?

Дети отвечают - Знак вопроса.

Дети выполняют графический диктант и у них по клеточкам выходит изображение ключа.

- Ключ волшебный, 1,2,3

  Сундучок наш отопри!

- Открывают сундук и находят в нём книгу «Волшебные сказки».

Ребята, вы помогли Василисе Прекрасной вернуться в книжку!

Добро всегда сильнее зла,

Исчезли чары колдовства!!!

Василиса Прекрасная дарит нам эту книгу сказок и мы будет снова и снова возвращаться к нашим любимым героям и помнить о наших истоках.

Спасибо, ребята, что помогли Василисе Прекрасной и были внимательными, активными и сообразительными как будущие ученики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Мы будущие олимпийцы»

Цель: формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры....

Статья Использование технологии «Петербургский калейдоскоп» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор: Толкачёва Т.Ю.

Рекомендую Вам, свой новый, интересный, авторский материал, который я разработала и успешно использовала в работе с детьми. Хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с использованием ТИКО конструктора «Домашние животные»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "Домашние животные  с использованием ТИКО конструктора...