Конспект индивидуального детско – родительского занятия для ребенка со сложным дефектом «Прогулка c Колобком в сказочном лесу»
план-конспект занятия по логопедии

Совместное детско-родительское занятие 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  №23 «Солнышко»

Конспект индивидуального

детско – родительского занятия для ребенка со сложным дефектом

«Прогулка c Колобком в сказочном лесу»

Составила:  учитель – логопед

Кушнарева В.В.

Ребенок со сложным дефектом: ДЦП, стастический тетрапарез; легкая умственная отсталость; ОНР 3 уровня, дизартрия.

Цель: Обучение родителей ребенка со сложным дефектом приемам работы по дифференциации и закреплению правильного произношения звуков [С – Ш] в слогах, в словах, во фразах.

Задачи:

• автоматизация звуков [С - Ш] в слогах, словах, фразах;

• развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

• активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, элементов логического мышления;

• формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

• стимулирование ребенка к речевым высказыванием.

Оборудование и материалы: презентация с картинками леса и животных: зайца, волка, медведя и лисы; колобок – игрушка; картинки к д\играм  «Самолет летит», «Четвёртый лишний», «Сосчитай-ка», «Что в шкаф, что на стол», непрозрачный тканевый мешочек с шоколадкой.

Организация работы. Занятие проводится учителем-логопедом индивидуально для ребенка со сложным дефектом и его родителей.

Ход занятия

Педагог  предлагает вспомнить сказку «Колобок».  

«Жили-были дед и баба….»  (дальше рассказывает ребенок до того момента, как бабка решила испечь колобка).

- Поможем бабке испечь колобка?

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто месим, месим, месим,

Тесто мнём, мнём, мнём,

Колобка мы испечём.

Остудили (дыхание через нос)

На окно положили.

Колобок лежал-лежал,

Да и в лес убежал.

Педагог:   Давайте поможем колобку преодолеть все препятствия в сказочном лесу. Но для этого нам надо запомнить пароль: Поспешишь — людей насмешишь. В трудных ситуациях он нам пригодится.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы у нас всё получилось, давайте улыбнёмся (упражнение «Лягушка»). К прогулке нужно как следует подготовиться – сытно позавтракать. Давайте напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнения «Месим тесто» и «Блинчики»). К блинам возьмём с  собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Проверим, готовы ли у нас чашечки для чая (упражнение «Чашка»). Чистим зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправляемся на прогулку в сказочный лес. 

Педагог: - А ты пароль помнишь? [Вспоминаем пароль].

Звучит музыка, на слайде - картинка леса.

Психогимнастика.

Представь, что мы сейчас в сказочном лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(поднимают руки).

Подул теплый ветерок: Ш-Ш-Ш, зашелестели листочки.

(быстро- быстро сгибают и разгибают пальчики)

Подул холодный ветер: С-С-С, закачались ели

(покачиваются и машут руками.)

Ветер затих – не шелестят больше ни листочки, ни ветки.

(расслабляются)

Снова подул ветер.

(вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)

Как подул холодный ветер? (С-С-С)

Давай покажем, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, я зык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
           А теперь, «пошипим». Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.

- Посмотри на картинку. Над сказочным лесом летит  самолет. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.

С – Ш – С – С- Ш – С ...

СА – ША – СА – СА – ША ...

На слайде появляется заяц.

Заяц:- Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!

Мама с ребенком: Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Заяц: - Тогда скажите пароль. [Ребенок говорит]. Я вас отпущу, если выполните моё задание.

Игра с мячом «Наоборот»

Шутки – … (сутки), уши -. ..(усы), Машка - … (маска), мишка - … (миска), мыс - … (мышь), масса - … (Маша), басня - … (башня), каска - …. (кашка), наш - … (нас), вас - … (ваш).

Заяц: - Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!

На слайде изображение волка.

Волк: - Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!

Мама с ребенком: Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Волк: - Тогда скажите пароль. [Ребенок говорит]. Я вас отпущу, если выполните моё задание.

Упражнение «Четвёртый лишний»

Ребенок называет картинки,  чётко выделяя звук С или Ш голосом (например, кошка, картошка, душ, лиса – лишнее лиса – звук С).

Волк: - Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!

На слайде появляется изображение медведя: - Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!

Мама с ребенком Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Медведь: - Тогда скажите пароль. [Ребенок говорит]. Я вас отпущу, если выполните моё задание. Помогите посчитать запасы.

Упражнение «Посчитай-ка»

(Ребенку дается цифра шесть и картинки фруктов. Ребенок четко проговаривает, называя числительное и существительное): шесть абрикосов, шесть слив, шесть апельсинов и т.д.

Медведь: - Устали вы, пора вам подвигаться, а я по делам пойду.

Проводится динамическая пауза сидя на валике:

Совушка – сова

Большая голова  (круг руками)

На суку сидит      (покачаться на валике)

Во все стороны глядит (повертеть головой по сторонам)

На слайде появляется  изображение лисы: - Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»

Мама с ребенком:-  Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Лиса: - Тогда  скажите пароль. [Ребенок говорит]. Я вас отпущу, если выполните моё задание. Помогите мне вещи разобрать.

Упражнение «Что в шкаф, что на стол»

Ребенку предлагают картинки на прищепках со звуками С - Ш и большие картинки стола и шкафа.  Нужно прицепить картинки: со звуком С – на картинку  стола, со звуком Ш - на картинку шкафа.  Проговаривать предложением: я поставил кактус на стол, я положил шапку в шкаф и т.д.

Лиса: - Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!

Педагог: - Чтобы помочь колобку вернуться домой, мы должны проговорить волшебные предложения без ошибок.

Упражнение «Я, ОН, ОНА, ОНИ»

«Я пришел в сосновый лес за шишками, он пришел в лес за сосновыми шишками...»

Итог занятия. Вот и закончилось наше путешествие с колобком и  сказка заканчивается. Придумай новый конец нашей сказке.

(Ребенок рассказывает и прощается с колобком)

Педагог: «И последняя игра, в которую мы поиграем, называется «Да и нет». Угадай, что лежит в мешочке (подсказка: начинается на звук Ш). Ребенок задает вопросы, педагог отвечает только либо «Да», либо «Нет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С КРУГОМ.

ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С КРУГОМ.ЦЕЛЬ: Учить различать форму круга.1. Образовательные задачи: выявлять знания детей о форме «круг», знакомить  с  понятием «круг»; различать форму «круг».2. Ко...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ТЕМА: КРУГ И РАЗМЕР. СКАЗКА «КОЛОБОК».

ТЕМА: КРУГ И  РАЗМЕР. СКАЗКА «КОЛОБОК».ЦЕЛЬ: учить различать форму круга и его размер. Образовательные  задачи: продолжать формировать  понятия «круглая форма»;выявлять  знани...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ТЕМА: КРУГ И РАЗМЕР. СКАЗКА «КОЛОБОК». (обобщение)

ТЕМА: КРУГ И РАЗМЕР. СКАЗКА «КОЛОБОК».(обобщение)ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о форме, его размерах.ЗАДАЧИ: а) образовательные задачи: обобщить знания  детей  о  понятиях « круглая фор...

Конспект комплексного открытого занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта в возрасте 3 лет.

В настоящее время  всё чаще в Домах ребёнка (ЦССВ) появляются дети,   имеющие сложную структуру дефекта. Понятие сложный дефект это сочетание двух или нескольких дефектов развития. Слия...

Итоговое индивидуальное логопедическое занятие для ребенка со сложным дефектом по теме: «Транспорт»

Ребенок со сложным дефектом: ДЦП, стастический тетрапарез; легкая умственная отсталость; ОНР 3 уровня, дизартрия....

Конспект индивидуального занятия по ФЭМП с ребенком со сложным дефектом

Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога по ФЭМП с ребенком со сложным дефектом...