КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ломанова Ирина

КОНСПЕКТ НОД

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

 

Автор: Ломанова Ирина Николаевна

Учитель-логопед I кв.категории

МДОУ "ДС №7 «Рябинушка», г.Стрежевой, Томской обл.

 

Тема: «Как купить автомобиль»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»

 

Цели: развитие связной  речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-       обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

-       закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

-       закрепить название профессий людей;

-       активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

-       закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

-       учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;

-       закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

-       закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

 

коррекционно-развивающие:

-       развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;

-       развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;

-       развивать общую и мелкую моторику;

-       стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

 

коррекционно-воспитательные:

-       воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;

-       воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;


Оборудование:

-       силуэт грузовика и детали к нему;

-       «водительское удостоверение» на каждого ребенка;

-       игрушечные автомобили;

-       волшебный сундучок с двойным дном;

-       плакат-схема движения грузовика;

-       контурные картинки на тему «транспорт»;

-       опорная схема для описательных рассказов;

 

Ход занятия:


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Николаевна. Мне очень приятно видеть Вас. Глядя в ваши умные  и внимательные глазки, я поняла, что вы любите разгадывать загадки. Я угадала? (Дети стоят около логопеда у доски).

- Можно я одну вам загадаю?

- Слушайте:

Не летает не жужжит,

                                              Жук по улице бежит,

                                              И горят в глазах жука,

                                             Два блестящих огонька.    (Машина)

Л.:  Вы догадались, о чем я хочу с вами поговорить?

- Правильно, о машинах. Мы с вами посетим место, где можно приобрести машину,  каждый из вас попытается описать понравившуюся машину.

 

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

 

Л.: Раздаётся звонок (телефонный)

- Извините пожалуйста.

- Кто говорит?

(Слушает)

- Дети, сейчас  звонили малыши из детского сада. Вот что они сказали:

- У нас в группе было много  красивых  машин, но случилась беда!

К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звёздный воин.

3.  Д/игра: «Сборка грузовика»

Посмотрите, что он сделал с нашими грузовиками. Он разломал их на части.

Л.: Видите части грузовика у вас на столах?

Мы сможем помочь малышам? А как?  Снова соберём грузовики из частей. Пройдите к рабочим местам.

(дети стоя собирают грузовики по деталям).

Л.: Какие детали есть у грузовика, который ты собрал Витя? Света а твоего грузовика, какие детали? (крыло, бампер, сиденье, руль, колёса и т.д.)

Л.: Какие грузовики красивые получились? Удобно будет детям с ними играть?. Почему?

(Ответы детей: она плоская, детали могут рассыпаться …)

 

4. Л.: У меня есть волшебный сундучок, может он нам поможет? (на столе стоит сундук, накрытый тканью). Давайте проверим.

Л.: Поместим в сундучок  наши грузовики. (Дети складывают свои картинки в сундучок и логопед колдует).

Абра-кадабра, сим-соловим, плоские машины в настоящий грузовик превратись! (Л.- Достаёт игрушечную машину и показывает детям).

Л.: Дети, а кто управляет автомобилем? (Дети шофер.)

Л.: Можно сказать, водитель. А какие это люди по характеру?

(добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).

Л.: Если звёздный воин прилетит к нам ещё раз, как сделать, чтобы он не смог разломать грузовик? (Д.: сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звёздного, грузовик можно увеличить, можно уменьшить, сделать воина маленьким…)

 

5. Усвоение глагола «ехать» с различными приставками

Л.: Ребята, грузовик один, а вас много. Хотите чтобы,  у каждого из вас была машина? Дети: да.

Л.: Где можно приобрести машину? (Д.: в автомагазине).

Л.: Что такое автомагазин? (Ответы детей).

Л.: Представьте, что мы отправляемся на нашем грузовике в автомагазин.

А мы знаем дорогу в автомагазин?

У меня есть схема маршрута, по которой можно доехать до автомагазина.

(На мольберте плакат-схема движения грузовика). (Логопед  ведет грузовик по плакату, проговаривая  текст, а дети все вместе договаривают слова: доехали, въехали, съехали и т.д.) 

Ехали мы, ехали, до горки…(доехали),

(Въехали, съехали) и дальше… (поехали).

Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали),

Яму… (объехали) и дальше…(поехали).

Ехали мы, ехали, до речки…(доехали),

Мост…(переехали) и дальше …(поехали).

От моста…(отъехали) и дальше…(поехали).

Ехали мы, ехали, до дома…(доехали),

Во двор… (заехали), вот и …(приехали).

Л.: Ребята, а до автомагазина мы не доехали,  можно пешком дойти.

6. Д/и «Узнай по контуру»

Л.: И дружно пошли по улице гулять. (Вывести детей к столам, на которых лежат зашумованные машинки, и опорная схема  Дом, перевернутая).

Устали, присядьте .

Л.: Мимо нас проезжало много машин. Угадайте по контуру машину. Для этого обведите его указательным пальцем. Витя какую машину ты увидел?

 

Л.: Ребята но мы должны дальше ехать в автомагазин.

 

7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»

 

Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем,
(тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Мы шоферы хоть куда!
(поднять большой палец)

 

А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).  Вот и приехали.

Л.: Смотрите, какая красивая витрина. (На витрине стоят машины)

 

8. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДИН-МНОГО»

 

- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине скорая помощь, а в магазине... (машины скорой  помощи).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).
- На витрине полицейская машина, а в магазине... (полицейские машины).
- На витрине экскаватор, а в магазине…(экскаваторы).

 

Л.: Хотите приобрести машину?

Представьте, что я продавец, а вы покупатели. Покупатели машина продаётся одна на двоих. Какого цвета тебе Алёша  понравилась машина?

Какой она формы? Какой размер? Какая польза  людям  от работы этой машины? А тебе Саша?

 

9. Рассказывание по опорной схеме

Л.: Чтобы управлять машиной, нужно иметь «водительские удостоверения».

Права получит тот, кто хорошо знает свою машину и может её описать.

(Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме Домик, затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ). 

 10. ИТОГ

 

- Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
А вам звёздный воин просил передать, что больше никогда не будет ломать игрушки.

Ребята, эту посылку прислали вам малыши. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.

 

Спасибо дети за интересные ответы!

 

 

Используемая литература:

 

1.     Нищева Н.В. «Подгрупповые логопедические занятия в детском саду».

2.     Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».-М.:Аркти.2002 г.

3.      Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokupaem_avtomobildokument_microsoft_office_word.docx68.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

Автор: Ломанова Ирина Николаевна

Учитель-логопед I кв.категории

МБДОУ №7 детский сад «Рябинушка», г.Стрежевой, Томской обл.

Тема: «Как купить автомобиль»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»

Цели: развитие связной  речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные: 

  • обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
  • закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
  • закрепить название профессий людей;
  • активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
  • закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
  • учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
  • закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
  • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

 

коррекционно-развивающие:

  • развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
  • развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
  • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;


Оборудование:

  • силуэт грузовика и детали к нему;
  • «водительское удостоверение» на каждого ребенка;
  • игрушечные автомобили;
  • волшебный сундучок с двойным дном;
  • плакат-схема движения грузовика;
  • контурные картинки на тему «транспорт»;
  • опорная схема для описательных рассказов;

Ход занятия:


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Николаевна. Мне очень приятно видеть Вас. Глядя в ваши умные  и внимательные глазки, я поняла, что вы любите разгадывать загадки. Я угадала? (Дети стоят около логопеда у доски).

- Можно я одну вам загадаю?

- Слушайте:

Не летает не жужжит,

                                              Жук по улице бежит,

                                              И горят в глазах жука,

                                             Два блестящих огонька.    (Машина)

Л.:  Вы догадались, о чем я хочу с вами поговорить?

- Правильно, о машинах. Мы с вами посетим место, где можно приобрести машину,  каждый из вас попытается описать понравившуюся машину.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Л.: Раздаётся звонок (телефонный)

- Извините пожалуйста.

- Кто говорит?

(Слушает)

- Дети, сейчас  звонили малыши из детского сада. Вот что они сказали:

- У нас в группе было много  красивых  машин, но случилась беда!

К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звёздный воин.

3.  Д/игра: «Сборка грузовика»

Посмотрите, что он сделал с нашими грузовиками. Он разломал их на части.

Л.: Видите части грузовика у вас на столах?

Мы сможем помочь малышам? А как?  Снова соберём грузовики из частей. Пройдите к рабочим местам.

(дети стоя собирают грузовики по деталям).

Л.: Какие детали есть у грузовика, который ты собрал Витя? Света а твоего грузовика, какие детали? (крыло, бампер, сиденье, руль, колёса и т.д.)

Л.: Какие грузовики красивые получились? Удобно будет детям с ними играть?. Почему?

(Ответы детей: она плоская, детали могут рассыпаться …)

4. Л.: У меня есть волшебный сундучок, может он нам поможет? (на столе стоит сундук, накрытый тканью). Давайте проверим.

Л.: Поместим в сундучок  наши грузовики. (Дети складывают свои картинки в сундучок и логопед колдует).

Абра-кадабра, сим-соловим, плоские машины в настоящий грузовик превратись! (Л.- Достаёт игрушечную машину и показывает детям).

Л.: Дети, а кто управляет автомобилем? (Дети шофер.)

Л.: Можно сказать, водитель. А какие это люди по характеру?

(добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные). 

Л.: Если звёздный воин прилетит к нам ещё раз, как сделать, чтобы он не смог разломать грузовик? (Д.: сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звёздного, грузовик можно увеличить, можно уменьшить, сделать воина маленьким…)

5. Усвоение глагола «ехать» с различными приставками

Л.: Ребята, грузовик один, а вас много. Хотите чтобы,  у каждого из вас была машина? Дети: да.

Л.: Где можно приобрести машину? (Д.: в автомагазине).

Л.: Что такое автомагазин? (Ответы детей).

Л.: Представьте, что мы отправляемся на нашем грузовике в автомагазин.

А мы знаем дорогу в автомагазин?

У меня есть схема маршрута, по которой можно доехать до автомагазина.

(На мольберте плакат-схема движения грузовика). (Логопед  ведет грузовик по плакату, проговаривая  текст, а дети все вместе договаривают слова: доехали, въехали, съехали и т.д.)  

Ехали мы, ехали, до горки…(доехали),

(Въехали, съехали) и дальше… (поехали).

Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали),

Яму… (объехали) и дальше…(поехали).

Ехали мы, ехали, до речки…(доехали),

Мост…(переехали) и дальше …(поехали).

От моста…(отъехали) и дальше…(поехали).

Ехали мы, ехали, до дома…(доехали),

Во двор… (заехали), вот и …(приехали).

Л.: Ребята, а до автомагазина мы не доехали,  можно пешком дойти.

6. Д/и «Узнай по контуру»

Л.: И дружно пошли по улице гулять. (Вывести детей к столам, на которых лежат зашумованные машинки, и опорная схема  Дом, перевернутая).

Устали, присядьте .

Л.: Мимо нас проезжало много машин. Угадайте по контуру машину. Для этого обведите его указательным пальцем. Витя какую машину ты увидел?

Л.: Ребята но мы должны дальше ехать в автомагазин.

7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»

Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем,
(тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Мы шоферы хоть куда!
(поднять большой палец)

А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).  Вот и приехали.

Л.: Смотрите, какая красивая витрина. (На витрине стоят машины)

8. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДИН-МНОГО»

- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине скорая помощь, а в магазине...
(машины скорой  помощи).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине...
(легковые автомобили).
- На витрине полицейская машина, а в магазине...
(полицейские машины).
- На витрине экскаватор, а в магазине…
(экскаваторы).

Л.: Хотите приобрести машину?

Представьте, что я продавец, а вы покупатели. Покупатели машина продаётся одна на двоих. Какого цвета тебе Алёша  понравилась машина?

Какой она формы? Какой размер? Какая польза  людям  от работы этой машины? А тебе Саша?

9. Рассказывание по опорной схеме

Л.: Чтобы управлять машиной, нужно иметь «водительские удостоверения».

Права получит тот, кто хорошо знает свою машину и может её описать.

(Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме Домик, затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ).  Приложение №1

10. ИТОГ

- Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
А вам звёздный воин просил передать, что больше никогда не будет ломать игрушки.

Ребята, эту посылку прислали вам малыши. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.

Спасибо дети за интересные ответы!

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В. «Подгрупповые логопедические занятия в детском саду».
  2. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».-М.:Аркти.2002 г.
  3.  Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 2006.

Приложение №1

I:\домик 016.jpg

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языкаи развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНРпо лексической теме «Транспорт»...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Дикие животные».

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР...