Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ломанова Ирина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

 

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

 

 

Составила и провела: Ломанова И.Н.

Учитель-логопед I квалификационной категории

 МДОУ "ДС №7 «Рябинушка»

 

Пояснительная записка

Предлагаю Вашему вниманию конспект группового логопедического  занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматических средств языка на тему :«Зима. Зимующие птицы». В ходе занятия у детей закрепляются знания о зиме и зимующих птицах: почему их так называют, чем питаются, почему не улетают в теплые края? У детей совершенствуется грамматический строй речи, пополняется и активизируется словарь по теме «Зима. Зимующие птицы». Так же занятие направлено на развитие зрительного восприятия,  логического мышления, развитие дыхания, общей и мелкой моторики; на воспитание у детей желания помогать зимующим птицам.

Форма проведения занятия групповая. 

Использование и переключение детей на различные виды деятельности в течение занятия, помогает удерживать внимание детей, это повышает эффективность занятия, снимается утомляемость и перенапряжение, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия. На занятии  происходит частая смена динамических поз. 

При подготовке к занятию проводилась предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке за птицами, беседы, чтение художественной литературы о зимующих птицах, игры на развитие внимания, зрительной памяти. Рассматривались иллюстрации «В зимнем парке», зимующих птиц. Разучивались пальчиковая гимнастика: «Кормушка». Разучивали упражнение на развитие координации речи с движением, развитие общих речевых навыков «Скачет шустрая синица», упражнение на развитие дыхания , упражнения  по совершенствованию слоговой структуры слов.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы» (наступила, зима, снег, холодно; ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь;  голодный,  кормить, сыпать).  Совершенствование грамматического строя речи:  упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;  закреплять употребление в речи  предлогов - В;- НА; - ЗА, - НАД. Упражнять в проговаривании чистоговорки. Продолжать учить определять количество слогов в слове.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш­ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе и желание заботиться о зимующих птицах.
Оборудование. мультимедийные средства обучения, презентация к занятию. Пред­метные картинки по теме «Зимующие птицы», листы с заданиями по числу детей, карандаши.
Подготовка педагога: составление конспекта к занятию и необходимого материала; работа с родителями – изготовление кормушки для птиц.
Предварительная работа.  Наблюдение за зим­ними изменениями в природе. Разучивание физминутки «Скачет шустрая синица», пальчиковой гимнастики «Кормушка».
I Организационный момент

Логопед: -Здравствуйте! Я рада видеть всех вас! Давайте все вместе возьмемся за руки  и скажем доброе утро!

 Логопед: Ребята, сегодня я шла в наш детский сад и вдруг увидела в снегу лежит птичка, вот посмотрите, она  не может летать. Как ты думаешь Саша,  почему? Лёва, а как ты думаешь, почему?

Дети: Потому что на улице зима, холодно, она замёрзла.

Логопед: Правильно. Я тоже так думаю. Наступила зима, землю покрыло снегом, стало холодно. Как нам помочь нашей птичке? Как вы думаете?

Дети: Её надо согреть.

Упражнение на развитие дыхания.

Логопед: Правильно нам надо на неё подышать согреть её своим теплым дыханием. Подойдите поближе и подышите на птичку.

Логопед: - Посмотрите наша птичка согрелась и улетела.

Логопед:  Присядьте на ковёр. Кто узнал, что это за птица?

Дети: Синица.

Логопед: Правильно, это синица она зимующая птица.

2. Логопед: Ребята, про синиц есть много  пословиц и поговорок. Сейчас одну пословицу про синичку расскажет Семен.

 Синичка - воробью сестричка.

Коля, повтори эту пословицу.

3.Чистоговорки:    

Логопед: Порадуем синицу и произнесем про неё чистоговорку.

(Логопед обращает внимание на произношение детьми чистоговорки).

ЦА-ЦА-ЦА- красивая синица

ЦУ-ЦУ-ЦУ – отпустили мы синицу

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – какие молодцы.

Логопед:   Ребята, посмотрите на  зимующих птиц и вспомните, как они называются.

Дети: Сова, сорока, ворона, дятел, голубь, воробей, синица, снегирь.

Логопед: Почему их называют  зимующими  птицами?

Дети: Потому что они не улетают в тёплые края, а остаются зимовать.

Логопед: А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.

 4. Игра  «Четвёртый лишний»

Цель: классификация перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Посмотрите внимательно,  назовите. Каких птиц вы видите:

Дети: голубь, сорока, синица, ласточка.

Логопед: Как вы думаете, какая птица лишняя?

Дети: Ласточка, а ты Даша как думаешь?

Логопед: Почему она лишняя?

Дети: Потому что все птицы зимующие, а ласточка перелетная.

Логопед: Верно, ребята.

6. Слоговая структура слова.

Логопед: Сколько частей в слове синица.

Логопед: Ребята вставайте прохлопайте и определите: сова, ворона.

7. Игра с мячом «Назови  ласково»    

Логопед:  Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково. Кому кину мяч – тот называет.

Воробей – воробышек,

Ворона - воронушка,

Голубь - голубок,

Снегирь - снегирек,

Синица- синичка,

Сова – совушка.

 Логопед: Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Как же им помочь? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть. И сейчас смастерим кормушку для птиц.

8. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

 Цель: развитие мелкой моторики.

Ребята дощечки пилили, пилили.

пилящие движения ребром ладони

И дружно кормушку для птиц мастерили.

стучать кулаком по ладони

В нее мы насыплем для птиц угощенье:

растирание подушечек пальцев

Немного семян, и остатки печенья,

 

загибаем пальцы

Сушеные фрукты и хлебные крошки

И сала на ветки развесим немножко. 

А чтобы на птичий обед посмотреть

«очки» подносим к глазам

Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.

«Пальчики шагают», указательный палец поднести к губам.

9. Упр. «Угостим птиц»

Цель: Закреплять знания детей о том, чем питаются птицы.

Логопед: Кормушки мы сделали, вспомните, чем вы угощаете птиц, прилетающих к кормушке на нашем участке. Пройдите к столам, возьмите листы с заданиями и карандаши. Проведите карандашом линию от каждой птицы к угощению, предназначенному ей, расскажите, кого и чем вы угостили. Молодцы, всем птицам дали угощение.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
10. Физминутка «Скачет шустрая синица»  А.Барто

 Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Логопед: Подходите, ко мне.
Скачет шустрая синица,

(Прыжки на месте на двух ногах.) 

Ей на месте не сидится,

(Прыжки на месте на левой ноге.) 

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на месте на правой ноге.) 

Завертелась, как волчок.

(Кружимся на месте.) 

Вот присела на минутку,

 (Присели.) 

Почесала клювом грудку,

(Встали, наклоны головы влево-вправо.) 

И с дорожки — на плетень,

(Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири,

(Прыжки на месте на правой ноге.) 

Тень-тень-тень!

(Прыжки на месте на двух ногах.) 

Мы долго играли, наши глазоньки устали.

11.Зрительная гимнастика.

Цель: Развитие зрительного внимания.

Логопед: «Следите за птичкой».

Мы птичку увидали и с ней поиграли.
Птичка вправо полетела - глазки вправо посмотрели.
Птичка влево полетела- глазки влево посмотрели.
Полетела птичка вниз, 
Ой, смотри – не ушибись! 
Взмыла птичка за версту, 
И уселась на носу! 
Логопед держит птичку в руке и выполняет движения в соответствии с текстом, дети сопровождают движения взглядом.

12. Игра «Весёлая синичка» 

Логопед. Поиграем в игру «Весёлая синичка».

Цель: составление предложений с предлогами «в», «на», «за», «над».
Логопед.  Скажи полным предложением, где сидит синица.

 Дети: Синица над крышей дома.

Синица сидит в дупле.

 Синица сидит за забором.

 Синица сидит на ветке дерева.


13. Логопед:  Когда пойдёте на прогулку, возьмите с собой кормушки, которые вы сделали с родителями, чтобы прикрепить их на вашем участке и насыпать корм для птиц.
 14. Окончание занятия. 

Логопед: Кому помогли, как её можно назвать ласково?

 Вспомним о ком мы сегодня говорили?

(Мы говорили о зимующих птицах).

-Каких зимующих птиц ты Даша  запомнила?

(Дети перечисляют).

Что нового узнали?  (Ответы детей).

 

 Логопед: Саша ты сегодня много отвечала.

 

Лёва ты сегодня быстро думал.

Джавид, Даша вы сегодня правильно говорили.

Мне было с вами интересно.

 

 Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.

 

Используемая литература:

1.     Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО в старшей группе 5-6 лет». –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017

2.     О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно!». –СПб.: Издательский дом «Литера», 2005

3.     Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2/ Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.

4.     Останкова Ю.В. Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке к школе. Волгоград: Учитель, 2007.

5.     Интернет ресурсы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod._zima._zimuyushchie_ptitsy.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Составила и провела: Ломанова И.Н.

Учитель-логопед I квалификационной категории

 МДОУ №7 «Рябинушка»

Пояснительная записка

Предлагаю Вашему вниманию конспект группового логопедического  занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматических средств языка на тему :«Зима. Зимующие птицы». В ходе занятия у детей закрепляются знания о зиме и зимующих птицах: почему их так называют, чем питаются, почему не улетают в теплые края? У детей совершенствуется грамматический строй речи, пополняется и активизируется словарь по теме «Зима. Зимующие птицы». Так же занятие направлено на развитие зрительного восприятия,  логического мышления, развитие дыхания, общей и мелкой моторики; на воспитание у детей желания помогать зимующим птицам.

Форма проведения занятия групповая.  

Использование и переключение детей на различные виды деятельности в течение занятия, помогает удерживать внимание детей, это повышает эффективность занятия, снимается утомляемость и перенапряжение, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия. На занятии  происходит частая смена динамических поз.  

При подготовке к занятию проводилась предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке за птицами, беседы, чтение художественной литературы о зимующих птицах, игры на развитие внимания, зрительной памяти. Рассматривались иллюстрации «В зимнем парке», зимующих птиц. Разучивались пальчиковая гимнастика: «Кормушка». Разучивали упражнение на развитие координации речи с движением, развитие общих речевых навыков «Скачет шустрая синица», упражнение на развитие дыхания , упражнения  по совершенствованию слоговой структуры слов.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы» (наступила, зима, снег, холодно; ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь;  голодный,  кормить, сыпать).  Совершенствование грамматического строя речи:  упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;  закреплять употребление в речи  предлогов - В;- НА; - ЗА, - НАД. Упражнять в проговаривании чистоговорки. Продолжать учить определять количество слогов в слове.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе и желание заботиться о зимующих птицах.
Оборудование. мультимедийные средства обучения, презентация к занятию. Предметные картинки по теме «Зимующие птицы», листы с заданиями по числу детей, карандаши.
Подготовка педагога: составление конспекта к занятию и необходимого материала; работа с родителями – изготовление кормушки для птиц.
Предварительная работа.  Наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание физминутки «Скачет шустрая синица», пальчиковой гимнастики «Кормушка».
I Организационный момент

Логопед: -Здравствуйте! Я рада видеть всех вас! Давайте все вместе возьмемся за руки  и скажем доброе утро!

 Логопед: Ребята, сегодня я шла в наш детский сад и вдруг увидела в снегу лежит птичка, вот посмотрите, она  не может летать. Как ты думаешь Саша,  почему? Лёва, а как ты думаешь, почему?

Дети: Потому что на улице зима, холодно, она замёрзла.

Логопед: Правильно. Я тоже так думаю. Наступила зима, землю покрыло снегом, стало холодно. Как нам помочь нашей птичке? Как вы думаете?

Дети: Её надо согреть.

Упражнение на развитие дыхания.

Логопед: Правильно нам надо на неё подышать согреть её своим теплым дыханием. Подойдите поближе и подышите на птичку.

Логопед: - Посмотрите наша птичка согрелась и улетела.

Логопед:  Присядьте на ковёр. Кто узнал, что это за птица?

Дети: Синица.

Логопед: Правильно, это синица она зимующая птица.

2. Логопед: Ребята, про синиц есть много  пословиц и поговорок. Сейчас одну пословицу про синичку расскажет Семен.

 Синичка - воробью сестричка.

Коля, повтори эту пословицу.

3.Чистоговорки:    

Логопед: Порадуем синицу и произнесем про неё чистоговорку.

(Логопед обращает внимание на произношение детьми чистоговорки).

ЦА-ЦА-ЦА- красивая синица

ЦУ-ЦУ-ЦУ – отпустили мы синицу

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – какие молодцы.

Логопед:   Ребята, посмотрите на  зимующих птиц и вспомните, как они называются.

Дети: Сова, сорока, ворона, дятел, голубь, воробей, синица, снегирь.

Логопед: Почему их называют  зимующими  птицами?

Дети: Потому что они не улетают в тёплые края, а остаются зимовать.

Логопед: А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.

 4. Игра  «Четвёртый лишний»

Цель: классификация перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Посмотрите внимательно,  назовите. Каких птиц вы видите:

Дети: голубь, сорока, синица, ласточка.

Логопед: Как вы думаете, какая птица лишняя?

Дети: Ласточка, а ты Даша как думаешь?

Логопед: Почему она лишняя?

Дети: Потому что все птицы зимующие, а ласточка перелетная.

Логопед: Верно, ребята.

6. Слоговая структура слова.

Логопед: Сколько частей в слове синица.

Логопед: Ребята вставайте прохлопайте и определите: сова, ворона.

7. Игра с мячом «Назови  ласково»    

Логопед:  Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково. Кому кину мяч – тот называет.

Воробей – воробышек,

Ворона - воронушка,

Голубь - голубок,

Снегирь - снегирек,

Синица- синичка,

Сова – совушка.

 Логопед: Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Как же им помочь? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть. И сейчас смастерим кормушку для птиц.

8. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

 Цель: развитие мелкой моторики.

Ребята дощечки пилили, пилили.

пилящие движения ребром ладони

И дружно кормушку для птиц мастерили.

стучать кулаком по ладони

В нее мы насыплем для птиц угощенье:

растирание подушечек пальцев 

Немного семян, и остатки печенья,

загибаем пальцы

Сушеные фрукты и хлебные крошки

И сала на ветки развесим немножко. 

А чтобы на птичий обед посмотреть

«очки» подносим к глазам

Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.

«Пальчики шагают», указательный палец поднести к губам.

9. Упр. «Угостим птиц»

Цель: Закреплять знания детей о том, чем питаются птицы.

Логопед: Кормушки мы сделали, вспомните, чем вы угощаете птиц, прилетающих к кормушке на нашем участке. Пройдите к столам, возьмите листы с заданиями и карандаши. Проведите карандашом линию от каждой птицы к угощению, предназначенному ей, расскажите, кого и чем вы угостили. Молодцы, всем птицам дали угощение.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
10. Физминутка «Скачет шустрая синица»  А.Барто

 Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Логопед: Подходите, ко мне.
Скачет шустрая синица,

(Прыжки на месте на двух ногах.) 

Ей на месте не сидится,

(Прыжки на месте на левой ноге.) 

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на месте на правой ноге.) 

Завертелась, как волчок.

(Кружимся на месте.) 

Вот присела на минутку,

 (Присели.) 

Почесала клювом грудку,

(Встали, наклоны головы влево-вправо.) 

И с дорожки — на плетень,

(Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири,

(Прыжки на месте на правой ноге.) 

Тень-тень-тень!

(Прыжки на месте на двух ногах.) 

Мы долго играли, наши глазоньки устали.

11.Зрительная гимнастика.

Цель: Развитие зрительного внимания.

Логопед: «Следите за птичкой».

Мы птичку увидали и с ней поиграли.
Птичка вправо полетела - глазки вправо посмотрели.
Птичка влево полетела- глазки влево посмотрели.
Полетела птичка вниз, 
Ой, смотри – не ушибись! 
Взмыла птичка за версту, 
И уселась на носу! 
Логопед держит птичку в руке и выполняет движения в соответствии с текстом, дети сопровождают движения взглядом.

12. Игра «Весёлая синичка»  

Логопед. Поиграем в игру «Весёлая синичка».

Цель: составление предложений с предлогами «в», «на», «за», «над».
Логопед.  Скажи полным предложением, где сидит синица.

 Дети: Синица над крышей дома.

Синица сидит в дупле.

 Синица сидит за забором.

 Синица сидит на ветке дерева.


13. Логопед:  Когда пойдёте на прогулку, возьмите с собой кормушки, которые вы сделали с родителями, чтобы прикрепить их на вашем участке и насыпать корм для птиц.
 14. Окончание занятия. 

Логопед: Кому помогли, как её можно назвать ласково?

 Вспомним о ком мы сегодня говорили?

(Мы говорили о зимующих птицах).

-Каких зимующих птиц ты Даша  запомнила?

(Дети перечисляют).

Что нового узнали?  (Ответы детей).

 

 Логопед: Саша ты сегодня много отвечала.

Лёва ты сегодня быстро думал.

Джавид, Даша вы сегодня правильно говорили.

Мне было с вами интересно.

 Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.

Используемая литература:

  1. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО в старшей группе 5-6 лет». –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
  2. О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно!». –СПб.: Издательский дом «Литера», 2005
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2/ Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
  4. Останкова Ю.В. Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке к школе. Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Организованная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (аппликация) "Деревья в лесу" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР)

Программные задачи:Обучающие: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный заапас.Развивающие: Развивать творческое воображение, фантази...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".

Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Весенние капели" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми ...