Конспект итоговой логопедической непосредственно- образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР в условиях группы логопедической деятельности с использованием средств ТСО.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ломага Галина Васильевна

Важнейшей задачей в работе учителя-логопеда является развитие у детей фонематического восприятия, формирование звуко- слогового и звуко-буквенного анализа, т.е. работа по предупреждению возникновения нарушений письменной речи и чтения. Особенно важно это для детей, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи, которые ежегодно попадают в группу логопедической деятельности массового детского сада. Предлагаемый ниже конспект непосредственно –образовательной деятельности является своеобразным отчетом перед родителями, демонстрирует успехи образовательно- коррекционных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_gramoteysk.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итоговой логопедической непосредственно- образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР в условиях группы логопедической деятельности с использованием средств ТСО.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ №3

Г.В.Ломага

2016г.

     

Важнейшей задачей в работе учителя-логопеда является развитие у детей фонематического восприятия, формирование звуко- слогового и звуко-буквенного анализа, т.е. работа по предупреждению возникновения нарушений письменной речи и чтения. Особенно важно это для детей, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи, которые ежегодно попадают в группу логопедической деятельности массового детского сада. Предлагаемый ниже конспект непосредственно –образовательной деятельности является своеобразным отчетом перед родителями, демонстрирует успехи образовательно- коррекционных задач.

Непосредственно-образовательная деятельность

 «Путешествие в город Грамотейск»

Возраст детей 5-6 лет.

Цели НОД:

  1. Повторение букв.
  2. Закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква)
  3. Формировать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа.
  4. Закреплять понятия о предложении и основных правилах его оформления.
  5. Развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.
  6. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  7. Развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  8. Обучать детей групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
  9. Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученным лексическим темам.

  1. Оценить умение детей использовать полученные знания в разных видах деятельности.
  2. Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
  3. Здоровьесбережение.

Оборудование:

  1. Предметные картинки со звуками С и З в разных позициях.
  2. Полоски для составления схемы предложения на доске.
  3. Магнитная доска. (2 шт.)
  4. Массажный коврик- «мостик»
  5. Куклы или картинки Зои и Сони. .(2 шт.)
  6. Домики на доску- синие и зеленые (по 2 шт.)+ фишки
  7. Пластиковые воротца
  8. Буквы В и Б и др.
  9. Фишки на доску- красные, синие, зеленые
  10. Обручи (4 шт.) с карточками цифр.1,2,3,4
  11. Картинки для «Цепочки слов»
  12. Бейджики с названиями команд «Звуки». «Буквы».
  13. «Пропуска»
  14. Экран и проектор.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети во время НОД без обуви. Логопед (Л): (показывает детям слайды с фотографиями  города Грамотейска»- 4 шт.) 

- В сказочном городе Грамотейске живут звуки, слоги, слова и предложения. Недавно там случилась беда: бегали по городу Незнайка и Буквоедик, Гласные  с согласными звуками перепутали, слоги в словах переставили, слова из предложений выбросили. Загрустили жители Грамотейска. Даже солнышко скрылось за тучкой. Мы с вами должны помочь жителям города. Давайте разделимся на две команды. Одна команда называется «Звуки», другая «Буквы». Иногда мы будем действовать вместе, а иногда, когда задания будут сложнее, будем делиться на две команды. Договорились?!

Основная часть.

2. Закрепление знания детей о единицах речи (звук, буква). Формирование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа.

А) Закрепление знаний о гласных звуках..

(Показ слайдов- 1 слайд: Л. показывает на карте красные, синие и зеленые домики и спрашивает)

Л.:  - Как вы думаете, какие звуки живут в красных домиках?

 Дети: - Гласные.

Л.: -Давайте со звуков начнем наводить порядок в городе. Я буду вам губами показывать артикуляцию звуков - гласных, а вы отгадайте эти звуки. В этом мне еще будут помогать девочки- звуки.

 (Показ слайдов -6 шт.- изображения девочек-  звуков + показ артикуляции звуков логопедом)

В русском языке 6 гласных звуков а,о,у,и,э,ы и 4 буквы, обозначающие гласные- я,ю,е,е.

Б) Закрепление знаний о согласных звуках -  твердых и мягких.

Л.: -А какие звуки живут в синих и зеленых домиках?

Дети: -Твердые и мягкие согласные звуки.

Л.: - Делимся на две команды. Команда «Звуки» придумает слова, начинающиеся с твердого согласного звука П, а команда «Буквы» – с мягкого - П.

 (На магнитные доски приклепляются синий и зеленый дома.У домов ставятся фишки , в соответствии с количеством придуманных слов).

Л.:- Вот сколько звуковых домиков появилось в Грамотейске. Идем дальше.


В) Закрепление знаний о согласных звуках - звонких и глухих. Повторение знаний о лексических темах: «Животные», «Насекомые»

Л.: - Мы с вами знаем, что есть  согласные звуки, которые очень похоже произносятся: С-З; П-Б; Т-Д (Дети повторяют за логопедом) и др. Какие это звуки? Чем они отличаются? Как их можно проверить?

Дети:- Это глухие и звонкие согласные. Звонкие согласные произносятся звонко- горлышко «дрожит», а глухие- произносятся глухо. Горлышко «спокойно».

Л.: - Верно. Посмотрите, на пути встретились жители Грамотейска -  куклы Соня и Зоя. Назовите первый звук в слове Соня (С), а в слове Зоя (З).Они загрустили. Их подарки перепутал Незнайка. Давайте, команда «Звуки» подарит Соне подарки, в названиях которых  есть С, а команда «Буквы» Зое подарки, в названиях которых  есть –З.

(Дети расставляют картинки, проверяя ладошкой наличие вибрации горла. Картинки лежат в рассыпную на столе.Сорока, майский жук, носорог, лиса; Коза, стрекоза, заяц, змея;).

Л.: - Определите место звуков С; З в словах.

-Я думаю, что вы очень помогли куклам и они рады вашей помощи.

Г) Работа над развитием зрительного восприятия. Закрепление знаний о понятиях «звуки» и «буквы». Развитие фонематического слуха.

Л.:- А что это за куча мала? (Показ слайдов – 1 шт. -картинки  с наложенными контурами предметов).

- Назовите, что вы видите.

Дети: - Бабочка, лампа, ландыш, молоток, балалайка, расческа

- Ведро, ножницы, грабли, топор, кисть, чайник, бутылка, Вилка, миска

(команды получают задание назвать слова начинающиеся на одинаковый звук и найти  соответствующие  буквы к этим звукам. Буквы лежат в рассыпную на столе -  В. Б- проверка 1 слайд)

Буквы мы пишем и видим (читаем), звуки мы слышим и говорим.

Д) Игра «Цепочка слов»- работа над фонематическим слухом. Повторение знаний о лексической теме «Птицы».

Л.: - И здесь вы справились с заданием. Нам надо идти дальше, но на реке сломан мост. Если мы правильно расставим картинки, то мост починим. Для этого надо расставить картинки так, чтобы последний звук каждого слова был первым звуком следующего слова .(Две «цепочки слов: индюк-кукушка-альбатрос-снегирь; гусь- синица-орел-ласточка)

(Дети выполняют задание, составляют цепочку слов. Л. чинит мост- кладет массажный коврик- дети без обуви проходят по «мостику» Показ 1 слайда).

3. Физминутка.

Все дети выходят на ковер и под руководством логопеда выполняют упражнения для рук:

 На поляне дом стоит

пальцы соединить, прямые ладошки под углом

Ну а к дому путь закрыт

ладошки соединить, большие пальцы отставить

Мы ворота открываем

разворачиваем ладошки

В этот домик

пальцы соединить

приглашаем

поманить

на двери висит замок

скрепить пальцы рук

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили, постучали и открыли

Выполняется сначало медленно, потом быстрее

4.Закрепление знания детей о единицах речи (звук, буква, слог). Формирование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа.

Л: -Посмотрите, мы открыли ворота (убрать пластиковые воротца)! Идем дальше по городу.

 А) Формирование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа.

Л.:- Вперед, ребята. Кто купался в синем море, а кто грелся на заборе, кто из вас разберет, где тут КИТ, а где тут КОТ? Каким звуком различаются эти слова? Составьте схемы этих слов. (Предлагаются составить звуковые схемы из цветных квадратиков, к словам КИТ и КОТ.. Команде «Звуки» - КИТ , а команде «Буквы» - - КОТ). (Показ слайдов – 1шт. - проверка на доске- 1 шт.).

Каким звуком различаются следующие слова: Дом-Том, Ком-Сом, лАпа-лУпа, бУтон-бАтон, Тушь-Душ.(Полный ответ детей).

 

Б) «Игра с обручами». Деление слов на слоги. Развитие общей моторики. Закрепление знаний по лексической теме «Профессии».

Л.: -Мы с вами знаем правило:

 Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. 

   - А какими способами  вы еще умеете делить слова на слоги? Перед вами лежат обручи и в них карточки с цифрами 1,2,3,4.Посмотрите на экран. Кто изображен на картинке? Разделите слово на слоги и пропрыгайте к обручу с соответствующей цифрой, т.е если в слове 3 слога, то вы встаете в обруч с цифрой…3.Хорошо.Начинаем игру .Игру начинает команда «Звуки», команда «Буквы» проверяет выполнение их задания.(Смотр 6 слайдов с изображением людей разных профессий. 3*3).

Л.- Доктор, парикмахер, строитель и др. –как это называется одним словом?

5. Закрепление и совершенствование знаний о слоге и слове.

 Л.: - Идем дальше по городу, Ах! Незнайка рассыпал слова на слоги. Давайте соберем слова из первых слогов. Я вам называю первый слог в слове, а вы придумываете разные слова с этим слогом в начале слова ( 3 слайда на экране): Ко –кот, конь, кошка, Коля; РУ-руки, ручка, рубашка, рукавицы; ЛО-лошадь, локоть, лом, ложка, логово.

6.  Закрепление понятия о предложениях и основных правилах его оформления. Развитие слухового восприятия.

Л.: - И к предложению подобрался озорник Незнайка, поссорил слова в предложении. Разве это верное предложение?

«Дом подъехал к машине». В предложении слова дружат. Как же правильно надо сказать? «Машина подъехала к дому». А сколько слов в этом предложении? (4).

«Стемнело, и фары включили водителя.

Дорога едет по машине.

Подснежник расцвела первыми.

Волчица привела волчат в теплое дупло.

Волчица учила зайчат охотиться.

Кошка клюет молоко»

Л.:- Давайте посчитаем сколько слов в последнем предложении и сделайте его схему. (Один из детей делает схему этого предложения на доске

 ___ ___ ___.) (Проверка -1 слайд)

Первое (начальное слово в предложении всегда пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка.

7. Подведение итогов

Л.: - Ребята, чем мы помогли жителям Грамотейска? Какие задания выполняли? Да, мы помогли жителям города Грамотейска: звукам, слогам, словам и предложениям навести порядок. Посмотрите, что изменилось? (Показать слайд)

Дети: -Солнышко вышло из-за тучки!

Л.:- Всем, кто помог, мэр Грамотейска выдает пропуска в свой город. Вот только Буквоедик буковки обкусал. Дома почините слово «пропуск» и вы будете в Грамотейске, как дома. Спасибо всем!

Список литературы:

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
  2. Богуславская З. И.  Подвижные игры для детей дошкольного возраста; М.: Учпедгиз, 1977. - 154 c.
  3. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие; М.: Академия, 2006. - 224 c.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 208 с.: ил. – (Серия готовимся к школе»). ISBN 5-94455-037-6
  5. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  6. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. – (Логопед в ДОУ). ISBN 978-5-89144-906-0
  7. Флерова Ж.М. Логопедия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 200. – 320 с. ISBN 5-222-01143-7
  8. Шалаева, Галина Грамота с мамой; М.: АСТ, 2009. - 176 c.


Для болельщиков:

Пожелаем вам ребята ПЕДАГОГАМ

Не скучать и не зевать,

На вопросы логопеда

Побыстрее отвечать!

Команде «Звуки» НАШИМ

Хотим пожелать

Уверенно, твердо

К победе шагать!

ЗВУКИ

БУКВЫ

ЗВУКИ

БУКВЫ

ЗВУКИ

БУКВЫ

ЗВУКИ

БУКВЫ

ПР  П  СК

ПР  П  СК

ПР  П  СК

ПР  П  СК

ПР  П  СК

ПР  П  СК

ПР  П  СК

ПР  П  СК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект интегрированного занятия непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе 6-7лет «Что? Где? Когда?»

Цель НОД: овладение речью как средством общения и культуры, совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте посредством закрепления способности ребён...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группе

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (итоговой) в подготовительной группеТема: «Спасение  волшебной радуги»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет. Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет.Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет с использованием технологий: здоровьесберегающая, проблемно-игровая. Тема «Звук и буква У»

Конспект непосредственно образовательной деятельности   по подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 летс использованием технологий: здоровьесберегающая, проблемно-игровая.Тема «Звук...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТЕМА: «Заведём мотор» (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

Данный материал предназначен для знакомства со звуками [р], [рь]; обучения подбора слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти...