Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Звуки [С] – [З]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Хамраева Ольга Сергеевна

Дифференциация звуков С-З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_s-z.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе.

Тема: «Звуки [С] – [З]»

Цели:

1. Учить дифференцировать звуки [С] – [З] на слух

2. Познакомить с написанием парных согласных на конце слова        

3. Развивать слуховую память.

4. Закреплять навык печатания слов со слуха.

Оборудование: предметные картинки со звуками [С] – [З], тетради, карандаши, маркеры, доска, буквы С-З.

                     Ход занятия

1.  Оргмомент.

- Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и читаем.

Логопед выставляет на доску букву С

- Назовите букву. Припомните и назовите слова со звуком [С] (дети называют букву и слова со звуком С) 

Логопед выставляет на доску букву З.

- Назовите эту букву и слова с данным звуком. (дети называют букву и слова со звуком З) 

- Сегодня мы будем различать звуки [С] – [З].

 2.  Акустико-артикуляционный образ звуков.

- Произнесите звук [С], какой это звук? (дети дают характеристику звуку С - согласный, твердый, глухой, свистящий, если дети затрудняются с ответом логопед с помощью наводящих вопросов добивается правильного ответа)

- Произнесите звук [З], какой это звук? (звук З - согласный, твердый, звонкий, свистящий, если дети затрудняются с ответом логопед с помощью наводящих вопросов добивается правильного ответа)

- Чем похожи звуки? Чем они отличаются? (Это звуки согласные, твердые, свистящие. Отличие звуков в том, что звук [С] - глухой, а звук [З] – звонкий.  

3.  Различение звуков [С] – [З] на слух:

а) Игра «Наоборот».

- Поиграем в игру «Наоборот». Условия игры: Я вам говорю слоги и слова со звуком С или З. Если я скажу слово со звуком С, вы должны поменять звук С на звук З, а если я назову слово со звуком З, вы должны поменять звук З на звук С.

Логопед называет слоги, а дети заменяют в них звуки

Са-за; cо-зо; cу-зу ; cы-зы ; Зоя-соя; зуб-суп ; коза-коса; Лиза-лиса ; зайка-сайка

роза- роса; козы-косы; Захар-сахар.

б) Отбор картинок на заданный звук.

Логопед выкладывает на столе картинки со звуками [С] и [З].

- Поделимся на две команды: Первая команда - команда звука С. Вторая команда - команда звука З. Каждый из вас подходит и выбирает картинку со своим звуком, также вы должны определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец). Победит та команда, у которой все картинки будут выбраны правильно.

Каждый ребенок выбирает картинку в соответствии с командой, определяет место заданного звука в слове. Опросив всех детей, логопед объявляет команду-победителя.

4. Физкультминутка.

«Зайка»: Выполнение движений с речевым сопровождением.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал.

5. Связь звуков и букв.

Запись букв в тетрадях без демонстрации на доске.

- Откройте тетради. Я вам назову звуки, а вы запишите буквы: С, П, Т, Х, З, А, И, Ы, У

Дети записывают буквы под диктовку логопеда. 

6. Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова:

- Напишите слово ТАЗ. Какую букву напишите первой? Какую второй? (первая Т, вторая А)

Логопед на доске прописывает вместе с детьми слово.

- Какой звук слышится на конце слове?(на конце слова слышится глухой звук [с])

- Это звонкий согласный звук [з] на конце слова теряет голос, оглушается, и слышится звук [с]. Послушайте слово тазы. Когда после согласного З стоит гласный Ы, тогда точно слышится звук [з]. Посмотрите, в слове тазы пишется буква З. Значит, и в слове таз пишется также буква З.

Логопед делает вывод:

  Если слышишь парный звук,

 Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

   Слово смело изменяй:

           Таз тазы, нос носы

 Будешь грамотным и ты.

- Напишем слово нос. Логопед на доске прописывает вместе с детьми слово.

- Как проверить какая буква будет в конце? Один – нос, а много? (носы)

- Какой звук слышится? (слышится С)

- Значит в слове нос пишем букву С.

7. Итог занятия:

- Какие звуки сегодня учились различать?  (различали звуки [С]-[З])

- Назовите слова со звуками [С], [З]. Дети называют слова со звуками [С], [З].

Литература:

  1. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН - М.: Гном. - 2016.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе - М., Гном 2014
  1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбомы для индивидуальной работы. ГНОМ, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции у детей с ОНР в подготовительной к школе группе.

Программное содержание занятия :Обучение  детей выделению  на слух ранее изученных предлогов. Уточнение семантического значения сложных слов. Употребление существительных в творительном паде...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Формирование  навыка четкого  произношения  звука  С  в слогах, словах, фразах, чистоговорках, скороговорках, тексте....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе: «Звук [ш]. Буква Ш»

Вид занятия: фронтальное.Типа занятия: закрепление знаний.Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: &la...