Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ершова Ольга Владимировна

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий  в коррекционной работе учителя - логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nsportal.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, — я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда.

      (древняя мудрость)

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий  в коррекционной работе учителя - логопеда.

Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений – необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем, делающий эффективными и презентабельными все направления нашей профессиональной деятельности.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае применение информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
 Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ в учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.


Компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно делать то, что делали раньше. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По данным исследований, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой и зрительной информации.

Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного материала — одна из веских причин задуматься об использовании компьютерных технологий. Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.

Использование ИКТ на логопедических занятиях повышает качество работы учителя-логопеда. Если материал представлен ярко, с опорой на разные каналы восприятия, то он усваивается прочнее, а его воспроизведение не вызывает у детей затруднений. У ребенка повышается самооценка, он перестает бояться отвечать на занятиях, свободно общается в социуме. Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно и с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. с соблюдением СанПиНа: Использование новых моделей компьютеров. Занятия с использование компьютеров для детей 5–7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 минут.

Проводить гимнастику для глаз, во время работы на компьютере необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора на другие предметы каждые 1,5–2 минуты на несколько секунд. На занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели и роста ребенка, достаточный уровень освещенности, экран монитора должен находиться на уровне глаз ребенка или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух и более детей. Следовательно, использование компьютера на подгрупповых и фронтальных занятиях возможно только при наличии специального оборудования: мультимедийной установки или большого телевизора. Преимущества использования ИКТ в работе учителя-логопеда для ребенка:

- повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям.

- формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения.

- обучает некоторым элементарным действиям с компьютером.

Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей позволяет выделить следующую цель и задачи:

Цель – разработать систему коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий.

Задачи:

1) Способствовать повышению мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности с логопедом.

2) Формировать у ребенка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса.

3) Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, высшие психические функции.

4) Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

5) Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.

А теперь немного расскажу, о применении ИКТ в своей работе. Три года назад я, в который раз искала в интернете новый интересный материал для осуществления образовательной деятельности с детьми и случайно обнаружила сайт, где были очень оригинальные и интересные игры для ребят.

В итоге я вот уже третий год использую в своей работе онлайн портал развивающих игр «Мерсибо», с помощью которого успешно реализую новые игровые приемы и методы с учетом ФГОС ДО. За этот промежуток времени ИКТ постепенно стали неотъемлемой частью моей работы, дополняя традиционные направления работы учителя-логопеда в ГБДОУ.

«Мерсибо» – это онлайн центр детского развития, разработанный лучшими логопедами, педагогами, психологами и методистами г. Москвы.

Интерактивные игры, а их в данный момент на портале всего 154, помогают развитию речи, памяти, внимания, моторики, логики, кругозора, обучению чтению и счету, подготовке к школе и успешной учебе в начальных классах. На портале представлены развивающие игры на любой возраст и вкус. Заниматься на «Мерсибо» можно детям с двух лет. В основном это игры для детей 5-7 лет.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме; использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным; дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением, героев сюжета, которые благодарят детей за помощь.
Перечислю направления в работе учителя-логопеда на индивидуальных занятиях с детьми с применением ИКТ на портале «Мерсибо»: обследование состояния звукопроизношения ребенка, артикуляционная гимнастика, игры на развитие речевого дыхания (с микрофоном), игры на автоматизацию поставленных звуков, игры на развитие внимания и фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи и многое - многое другое. Также есть возможность вести всю документацию, речевую карту и результаты обследования на каждого ребенка с возможностью записи его первоначальной речи а также осуществлять коммуникации с родителями при помощи виртуального дневника.

Это не значит, что я заменяю традиционные развивающие игры и занятия работой исключительно на компьютере; я использую его  как дополнительную возможность улучшить структуру занятия, обогащая его новым содержанием, стимулируя коммуникативную, познавательную, игровую активность детей на более привлекательном уровне. Это повышает интерес к процессам образовательной деятельности, улучшает восприятие информации, делая ее наглядной и запоминающейся.

Также в своей коррекционной работе с детьми я использую различные обучающие видео и презентации для дошкольников в соответствии с изучаемыми лесическими темами; аудио физминутки (Железнова Е.С. и др.), музыкальные видео физминутки, различные музыкальные видео гимнастики для глаз. Детям это очень нравится!

Я считаю, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда  предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.


Список используемой литературы:

1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО “Модэк”, 2002.

2. Веренёва Е.П. Ресурсы информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед. М.: 2010 №5, с.46-52

3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы // Б.С.Гершунский – М., 1987

4. Гаркушина Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. М.: 2004 № 2. с. 22-29

5. Кривич Е.Я.  «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006
6. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

7. Интерактивная педагогика в детском саду. Под. ред. Микляевой Н.В.  - М.: ТЦ «Сфера»,2012.

8. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России"

9. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
10. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

11. Королёва Н., Петрова С. «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание », 2010, № 6

12. Коч Л.А., Бревнова Ю.А. «Дошколёнок + компьютер», изд –во «Учитель», Волгоград, 175 стр.
13. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

14. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001.

191 с.

15. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

16. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду, 2006г., №6 (13)

17. Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.
18. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

19. Новые информационные технологии в образовании

Материалы международной научно-практической конференции

Екатеринбург, 1–4 марта 2011 г. Часть 1 Екатеринбург РГППУ 2011

20. Новые информационные технологии в дошкольном  и школьном образовании2 / под ред. Горвица Ю.М., М., 1988

21. Денисова Т. «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2

22. Соловьёва Е.В. «Обучать тому, что будет», ж. «обруч», 2009- № 6.
23.Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-49.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"

В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Логопедическая работа по автоматизации звуков в предложении. Логопедическая работа по использованию  предлогов у детей с ОНР....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Аннотация: В статье рассматривается использование информаци...

Выступление на педсовете: Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи: • Познакомить с особенностями инновационной технологии - ...