Стихи и рассказы для автоматизации свистящих звуков
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Бабаева Вероника Рубеновна


В материале собраны стихи и рассказы для автоматизации свистящих звуков и звука [Ц]. Используя этот материал в образовательной деятельности и дома педагоги и родители  закрепят у детей навыки правильного звукопроизношения,   разовьют интонационную  выразительность речи, внимание, память, мышление,  умение пересказывать тексты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_i_rasskazy_dlya_avtomatizatsii_zvukov.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Стихи  и рассказы для автоматизации звуков

[С], [С’], [З], [З‘], [Ц]

          [C], [C’],       Санки.

Санки лёгкие  летят,

Седоки в санях сидят.

Седоки сойдут с саней

Повезут в санках «коней».

***

          [C], [C’]    Песенка.

До свидания, сад, сад,

Все осинки спят, спят,

И мы сами спать пойдём,

Только песенку споём.

***

Самолёт, самолёт

Подготовили в полёт.

Полетит над лесами,

Над садами и полями.

***

  [С], [С’]

Соня в суп добавит соль,

А потом капусту.

Все соседи хвалят суп:

Он сегодня вкусный.

   [С], [С’], [З], [З’]

Сам сказать сумей-ка:

В саду стоит скамейка,

На скамейке сидит кот,

Он нам песенки поёт.

[C], [C’],            На песке.

Лето. Садик. Сквозь кусток

Сохнет в садике песок.

Света с синими совками

На песке уселась с нами.

Сыплем мы сухой песок

                        Под скамейку и в носок.

По Л.Успенской и М. Успенскому.

***

[C], [C’]

                Вьётся в воздухе листва,

В листьях, в листьях вся Москва.

У окна мы все сидим

И на улицу глядим.

Листья в воздухе летают,

Нам кивают: « Полетим?»

***

[C], [C’]

Стоит чудесная скамья.

На ней уселись ты и я.

Скамья ведёт обоих нас

Из года в год, из класса в класс.

(парта)

***

На столе - сайка,

Под кустиком - зайка.

Будет ли зайка

Есть эту сайку?

***

 [C], [C’]

На свете есть котята:

Касьянка, Том и Плут.

И есть у них хозяйка,

Не помню, как зовут.

И. Токмакова

***

[C], [C’]

Если где-то нет кого-то,

Значит, кто-то где-то есть.

Только где он, этот «кто-то»

И куда он мог залезть?

В. Берестов

***

             [C], [C’]

Сосны высокие,

Зелёные сосны!

Солнцу вы отдали

Многие вёсны!

***

             [C]  

На кокосы, на кокосы

Налетели мы, как осы,

А кокосы высоко,

Высоко и далеко.

***

   [C],   [C’]

Мы видим на суку совят,

Совята вместе там сидят.

Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

***

[C],  [C’]         Сани, сани

Едут сами,

Едут в степи и леса,

Едут сани в небеса.

***

   [C]   [C’]

В саду темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит.

***

          [С], [С’]

Соня, погляди в окно,

Сколько снегу намело!

И в лесу и в саду

Сосны, ели все в снегу!

***

 [С], [С’]

Соня очень любит спать,

Соню «соней» стали звать.

Соня-соня спит весь день,

Погулять ей даже лень!

***

 [C], [C’]

Мы сидим на лесенке

И поём мы песенки.

Все поют, и я пою

Песню звонкую свою.

***

[C],   [C’]

Вместе с мамой я встаю,

Сам постель свою стелю,

Умываюсь, одеваюсь,

С мамой в детский сад иду.

***

[С], [С’],

Усатый кот,

Ленивый кот.

Он спит весь день,

Вставать ему лень,

Вот и думает кот:

«Ко мне миска подойдёт»

***

[C], [C’], [З], [З’]

Пылесос включила Сима,

Он гудит невыносимо,

Он гудит, как стая ос,

Самый новый пылесос.

Всё захватит он, что близко:

Занавеску и записку,

Нитку бус, носки, сосиску,

Станет в доме Симы чисто.

***

[C], [C’],

Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в лесу стоит.

Сад под снегом тихо спит.

***

[C],   [C’]

              На скамейке семь котят.

Все котята есть хотят.

В миску мы кисель нальём:

«Вот вам миска с киселём».

Под скамейкой семь котят

Есть из миски не хотят.

***

Саня с Васей,

Соня с Тасей

Покатились, понеслись,

Покатились в санках вниз.

***

Понавесили сетей

Всё для маленьких детей.

Выбегают дети,

Сами лезут в сети.

(Гамак)

***

[С], [С’],

Как у Стёпы, у Степана

Увидал котик сметану,

А когда настал обед-

Кот сидит, сметаны нет.

***

Пахнет в воздухе весной,

Зеленеет садик мой.

И поёт в тени ветвей

Соловейко - соловей.

***

Пахнет в воздухе весной,

Зеленеет садик мой.

И поёт в тени ветвей

Соловейко - соловей.

***

[C], [C’]

Непоседа Васенька не сидит на месте,

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах - сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

***

[З], [C’]

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Вам название напомнит,

Что её забыть нельзя.

***

Заблудились на газоне

Пять задумчивых бизонов

-Бестолковые бизоны,

Не для вас у нас газоны.

***

[С], [С’],

Высоко надо мною

Туча встала стеной.

Она ясной весною

Землю поит водой.

***

[C], [C’], [З], [З’], [Ц]

                      Забавной обезьяне

На месте не сидится:

Весь день та обезьяна

Поёт и веселится.

***

   [C], [C’], [З], [З’]

                      Зябнет нос, идёт зима,

В зимней сказке сад, дома.

Всё позёмкой заметёт:

Землю, степи и завод.

***

Заяц в снегу сидит — ни гу-гу.

Скок от беды, спутал следы.

Лес и кусты — все позади.

Ну-ка, охотник, найди!

***

[С], [С’], [З], [З‘]

В зелёном, зелёном, зелёном лесу

Зелёный листок земляники несу.

Зелёная ветка под елью не спит,

Зелёная музыка где-то звенит,

Зелёный кузнечик в зелёной листве.

Поёт он зелёную песенку мне.

***

                                    Ласточка.

Ливень льёт везде - везде

И поют птенцы в гнезде:

-Мама дома посидит,

Никуда не полетит.

                               Г. Виеру

***

                   [Ц]       Зиме конец!

Летит певец

И песню напевает:

- Идёт весна!

Весна ясна!

На улице всё тает!

***

  [Ц]

И мама- певица,

И папа- певец,

И станет певцом

 Голосистый птенец.

***

[Ц]

«Цып – цып - цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится-

Тем не дам водицы!»

Вот бегут цыплятки,

Не боятся  Натки.

Возле кадки блюдце-

Все они напьются!

***

[C], [C’], [Ц]

Возница сел на облучок,

 Коляска  едет: «Цок - цок – цок».

Но в коляске без опаски

Мы поедем только в сказке.

***

               Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка.

***

[C], [C’], [Ц]

               Пусть метёт метелица,

По саду снегом стелется.

Сапоги с тобой наденем-

Не боимся мы метели!

***

                           [C], [C’], [Ц]

На стене висит таблица,

На таблице – единица,

Под таблицей с единицей

На цветах сидит синица.

***

[C], [C’], [Ц]

Цапля к пятнице готовится:

В этот день со всех концов

Слетятся птицы на околицу

Полюбоваться на птенцов.
***

                           Я боятся не стану,

Никуда не сбегу…

Солнце выйдет – обвяну

На зелёном лугу.

Е. Благинина

***

[C], [C’], [Ц]       Птица.

На ладонь посадим птицу,

Эту милую синицу.

Птица семечки клюёт,

Деткам песенки поёт:

« Тень-тень - потень,

Я летаю целый день»

У синицы пять птенцов-

Голосистых молодцов.

Детки все в гнезде сидят,

И, конечно, есть хотят.

***

[C], [C’], [З], [З’], [Ц]

Замечательное платье.

                   Вот купила мама Кате

Замечательное платье.

На зелёном новом ситце

Сойки, зяблики, синицы.

Катя к лестнице подходит,

Катя с платья глаз не сводит.

Но гулять идти боится:

Улетят на небо птицы…

В. Степанов

***

[С], [С’], [З], [З‘], [Ц]

                  Две очень милых феечки

Сидели на скамеечке.

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

 Из двух садовых леечек.

***

[С], [С’], [З], [З‘], [Ц]

Сойка.

Мы с полянки в лес войдём.

Много птиц мы там найдём.

Там с сосновой ветки бойко

Всем поёт хозяйка сойка.

Птица с сосенки взлетает

И куда-то улетает…

В сельский садик по делам-

Дом её здесь и там.

***

                        У наседки,  наконец,

Вылез из яйца птенец.

Глядит наседка на птенца,

Глядит, не налюбуется:

Будет Петенька певец,

Как петух – его отец.

***

                  В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

Под оконцем без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец,

Уведите овец!

***

Весеннее.
Цветут акации цветы,
И к солнцу тянутся листы.
Цветов так много на кустах,
Целует солнце их в уста.
Поют нам птицы звонко так,
Цветы кивают песне в такт.
Птенцов выводят из яиц
И  учат деток песням птиц.

***

                    Нам идти по лестнице

Незачем с тобой —

Лестница-чудесница

Бежит сама собой.

***

Гололедица.

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица,

Но зато отлично падается,

Почему никто не радуется?

В. Берестов

***

                      Котёнок  Цап кусается,

Цыплёнок Цып клюётся,

Обоим от хозяйки

 За это достаётся.

И вместе веселиться

 Им не удаётся.

***

                     Не боится эта птица

Ни куницу, ни лисицу,

Не гнездится, не поёт.

Эта птица…(самолёт)

***

                              Посылали девицу

На улицу по водицу.

А водица далека,

А бадейка велика.

Ты, девица, не ходи,

Молодица, посиди.

***

[C],[C’],  [Л‘]         Сад.

Вот новый высокий дом. У дома сад. В саду липы и сосны. В липовой аллее стоят скамейки. У скамеек васильки и маки. Света и Соня гуляют в саду. Они сами поливают васильки и маки.

***

 [C],[C’], [Л], [Л‘]      Кот Васька.

Саня и Сёма поймали сома. Они отнесли сома домой и оставили его на скамейке. Кот Васька тут как тут. Васька хватает сома и уносит его под скамейку Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт.

***

[C],[C’], [Л], [Л‘]      Сад на окне.

Наступает весна. Тает снег. Блестят на солнце сосульки. Блестят и тают: кап-кап-кап. Дети гуляли в саду. В саду тополь. Соня и Вася взяли несколько веток тополя и внесли их в дом. Дома дети налили в банку воду, поставили банку на окно и опустили ветки тополя в воду. Спустя несколько дней на ветках появились зелёные листочки.

***

[C], [C’], [Л], [Л‘]

Сабина и Савелий.

Сабина и Савелий летом ходят гулять в садик. У Сабины светлые волосы, полосатая сатиновая юбка и стеклянные бусы небесного оттенка. А у Савелия синяя бейсболка  и сандалии на босу ногу. Сабина и Савелий купили эскимо. Они сели под кустами на скамейку и стали есть эскимо.

***

[C],[C’], [Л], [Л‘]         В поход.

Сысой и Сусанна со своим классом идут в поход. В сумке у Сысоя упаковка ананасового сока, коксовые слойки и ванильная масса. А у Сусанны- сосиски, соевый соус, фасоль и кексы. Дети увидели в лесу высокие сосны, густую осоку, пугливую косулю, лису, сонную сову. Дети были довольны.

***

[C],[C’], [Л], [Л‘]         В лесу.

Саня и Федос были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу мало солнца. Собака увидела на суку сойку. Сойка увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел лису. Над лесом летел самолёт. Самолёт напугал лису. Мимо детей лиса убегала к лисятам. Саня и Федос  захотели пойти домой. Около леса сохло сено в стогах. Дети отдохнули у стога. К обеду они были дома.

***

[C], [C’],

Весна.

Наступила весна. Василий выехал в поле. Он пахал поле под хлеб. Василий устал. Но тут подъехала Соня. Она достала хлеб, суп, соль, мясо. Василий поел, отдохнул на соломе, а потом снова пахал без устали. В поле пыль. Василий весь в пыли. Василий потом отмывался с мылом. Соня всё подливала ему воды.

***

                                              Зоя.

Зоя любит музыку. Она ходит на музыкальные занятия. Зоя знает ноты. Опаздывать на занятия нельзя. Педагог музыки Аза Зиновьевна учит с Зоей известные пьесы и сонаты. Аза Зиновьевна делает заметки на полях: «Зоя, не затягивай паузу». Зоя записывает задание в дневник. Звенит звонок. Зоя идёт домой. Дома у Зои звучит музыка знаменитых музыкантов.

***

                               Зина и Лиза.

Зина и Лиза – одногодки. У Зины ваза, она моет вазу  в тазу. А у Лизы незабудки. Зина даёт Лизе вазу для незабудок.

***

Папины сказки.

Зоин и Зинин папа знает много сказок. Одни его сказки вызывают смех. А иные сказки напоминают Зое и Зине как надо себя вести, как всюду и везде успевать. Папа сам никогда не опаздывает и Зое с Зиной не советует.

***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

ДОГОВОРКИ К «ТРУДНЫМ ЗВУКАМ» (АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ»)

Данный материал поможет родителям, воспитателям и логопедам закрепить произношение свистящих звуков в словах с различной позицией ( в начале,середине,конце слова)....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР На тему: «Автоматизация свистящих звуков. Звук «С»»

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы.Цель занятия: автоматизация звука «С» с помощью игр и игровых упражнений....

Автоматизация свистящих звуков в слогах, с использованием звуко-буквенных таблиц

ЦЕЛЬ: Автоматизация свистящих звуков в слогах, с использованием звуко-буквенных таблиц.ЗАДАЧИ:·      Автоматизация звука С в слогах;·      Автоматизац...

Практический материал для родителей по теме: «Автоматизация свистящих звуков в стихах, скороговорках, поговорках, текстах».

Практический материал для родителей по теме: «Автоматизация свистящих звуков в стихах, скороговорках, поговорках, текстах»....

Стихи для автоматизации свистящих звуков

Стихи для отработки свистящих звуков направленны на  автоматизацию звукопроизношения, развитие памяти, чувства ритма....

"Тренажёр для автоматизации свистящих звуков в рассказах".

zwnj;‌‍‍‎‏‌‌‍‍‎‏‌‌‍‍‎‏‌‌‍‍‎‏‌‌‍‍‎‏‌‌‍‍‎‏‌&z...