Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"
проект по логопедии (старшая группа)

Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_logoskazki_igraem_-rech_razvivaem.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«В логопедические сказки играем - речь развиваем»

В старшей группе №2

«Жемчужины» МБДОУ№322 «Морозко»

Составители:

Учитель-логопед

Астаева Н.Н.

Воспитатель

Путятина О.Г

Актуальность

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность.

Передо мной возникла следующая проблема: когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Для решения этой проблемы мною был разработан проект «в логопедические сказки играем – речь развиваем"

Цель проекта: Коррекция речи детей путём использования логопедических сказок.

Задачи:

1.Развивать грамотную и связную речью.

2 Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.

3.Улучшить звукопроизношение.

4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом

5. Повысить культурный уровень дошкольников.

6.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логопедических сказок.

7.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.

8. Обогатить предметно-развивающую речевую среду

Участники проекта:

1.Дети.

2. Учитель-логопед.

3. Родители.

Этапы реализации проекта:

I этап подготовительный.

1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

2.Консультация родителей по теме проекта.

3. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

4. Подготовка материальной и методической базы.

5. Разработка критериев эффективности проекта.

Критерии эффективности.

• Звукопроизношение

• Фонематические процессы

Словарный запас

• Лексико-грамматические категории

• Связанная речь

• Общая и мелкая моторика

II этап – основной.

1. Разработать цикл сказок и апробировать их в проекте.

2.Разработать дидактический материал по теме (картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания);

3. Показ театрализованных представлений для детей и родителей.

4. Показ открытого занятия для педагогов

III этап- заключительный.

1. Итоговое мероприятие «Праздник красивой речи».

2. Анализ достигнутых результатов.

I этап подготовительный.

1.1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель.)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:

- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

- сказки, способствующие формированию связной речи;

- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

с куклами на баночках;

рукавичковый;

конусный;

бибабо и др.

Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).

Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).

Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).

Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).

Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).

Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

В ходе проведенной диагностики мною были выявлены следующие результаты речевого развития детей:

Только у 25% детей звукопроизношение находится на среднем уровне развития. Лексический запас сформирован только у 25% детей. А грамматический строй речи развит в полной мере у 9 % детей.

В связи с приведенными выше результатами диагностики, я решила разработать проект «В логопедические сказки играем - речь развиваем"

II этап – основной.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики.. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Сказка — наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич- Евстигнеева и другие . Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В. , сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Исходя из изученного мною материала я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И я решила связать логопедическую работу с привлечением логосказок, театральных средств. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка- логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Работа проводилась поэтапно.

Совместная работа логопеда с детьми 

1.разучивание стихов,скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики.

2. Познакомила детей с дидактическим пособием «Бегемотик Жужа»». Вместе с ним выполняли игровые упражнения на развитие речевого аппарата («чашечка», «лошадка», «грибочек» и т.д.).

3.В совместных играх упражнялись правильному, плавному вдоху и выдоху 4. Развивали мелкую и общую моторику (использовали такие игры, как: «Пальцы дружная семья», «На горе мы видим дом», «Дорожка», «Волшебные шнурочки».

5.Игры на развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?», «Угадай, что делать?».

6.Закрепление знакомого речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей.

7.Совместная работа воспитателя, родителей, детей, в подготовке и изготовлении атрибутов.

Как промежуточный итог в конце месяца проводилась совместная игровая деятельность – логопедическая сказка.

Логопедические сказки проводились в группе, в музыкальном   зале, там, где дети свободно двигались, выполняли различные задания, закрепляли навыки и умения, полученные в ходе совместной предварительной работы.

Создала сборник  логопедических сказок и апробировала их в проекте.

Совместная работа логопеда и воспитателя с родителями:

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам, изготовление кукол
  3. Придумывание сказок с детьми
  4. Анкетирование родителей. Памятки для родителей

Предполагаемый результат:

Дети:

  • У детей будут сформированы речевые знания;
  • У детей разовьется интерес к сказкам и дидактическим играм;
  • Дети научатся размышлять, анализировать и показывать сказки.

Педагоги:

  • Повышение профессионального мастерства;
  • Повысится культура педагогов;
  • Пополнится развивающая среда в группе;
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;

Родители:

  • Обогащение уровня знаний родителей по речевому развитию детей;
  • Повысится культура родителей, появится понимание необходимости в речевом развитии детей;
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по речевому развитию дошкольников;
  • Возможность участвовать в совместных театральных праздниках.

III этап- заключительный

На Заключительном этапе были проведены следующие мероприятия:

1. Семинар – практикум для педагогов

«Логосказка как эффективная форма коррекции речевых нарушений у детей»

2. Проведение логосказки «Путешествие с гномом Сладкоежкой».

Заключение

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В начале работы мной была поставлена цель: коррекция речи детей путём использования логосказок,в ходе работы эта цель была достигнута.

Мной был поставлен ряд задач, решив которые мы:

Развили у детей грамотную и связную речь

Обогатили словарный запас

Совершенствовали употребление лексико-грамматических категорий

Улучшили звукопроизношение

Создали на занятии благоприятную психологическую атмосферу

Повысили культурный уровень дошкольников.

Систематизировали методический и дидактический материал по темам логосказок.

Разработали цикл логосказок и апробировали их в практике работы.

Обогатили предметно-развивающую речевую среду.

Результативность.

• Дети умеют использовать образные выражения при пересказе сказок. • Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок. • Правильно употребляют лексико-грамматические категории. • Улучшилось звукопроизношение. Обогатился словарный запас• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. • Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». • Повысился культурный уровень дошкольников.

Выводы. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педпроцесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный план развития воспитателя по обучению татарскому языку по теме "Сказки играем ,речь развиваем"

Сказки помогают развивать речь,дети играя по ролям быстро запоминают слова им интересно играть,в связи с этим выбрана тема по самообразованию....

В сказку играем – речь развиваем

Театрализованная деятельность - это интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале. Она направлена на развитие у детей, помимо ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, в...

Проект «В сказку играем – речь развиваем»

Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность....

Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.

Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...

Презентация "В сказки играем, речь развиваем"

Использование конструирования и моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к деятельности....

Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, так как с раннего детства он включен в видео среду. В связи с чем, разработка альтернативной комплекс...

ПРОЕКТ для детей младшей разновозрастной группы «В сказки играем – речь развиваем!»

        Фантазия сказки влияет на формирование мышления, речи и даже логики ребенка. «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздув...