Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Космос"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста

(Обучение грамоте. Знакомство с буквой Э э)


Тема: Космос

Цель занятия: Закрепление знаний о космосе. Знакомство с новой буквой Э.

Коррекционно – образовательные задачи: активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Э э.

Коррекционно – развивающие задачи: фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Воспитательные задачи.  Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска, тетрадь №2, дощечки с резиночками, контейнер с фишками.

Предварительная работа: чтение отрывка из рассказа «Незнайка»

 

Ход занятия

1.Организационный момент. (Уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Объявление темы занятия).

Логопед встречает детей в дверях кабинета, предлагает им пройти к столу с контейнерами. В контейнере лежат сюрпризы, внутри которых предметные картинки: Космонавт, спутник, ракета, звёзды, луна, планета.

Логопед здоровается с детьми и предлагает им найти сюрприз, открыть его и рассмотреть картинки.

Логопед: Посмотрите на свои картинки. Вспомните названия   предметов и живых объектов, изображённых на них. Сядет тот, у кого название начинается со звука К.

Садится ребёнок, у которого на картинке нарисован космонавт.

Логопед: Теперь можно сесть тому у кого слово начинается со звука Р

Садится ребёнок, у которого на картинке нарисована ракета (И т.д).

Логопед: Ребята, давайте вспомним как зовут космонавта, который первый побывал в космосе.

Дети: Этого космонавта зовут Юрий Алексеевич Гагарин.

Логопед: Молодцы ребята!

Стук в дверь. В кабинет заходит Незнайка.

Логопед: Ребята, к нам в гости снова пришёл Незнайка

Здравствуй Незнайка! Что случилось?

Как ты здесь оказался, ведь ты должен быть в стране сказок.

Незнайка: Здравствуйте ребята! Да, я должен быть в стране сказок, но я опять перепутал все буквы и поэтому меня отправили к вам выучить новую букву.

Логопед: А какую же букву ты должен выучить?

Незнайка: Я не знаю! 

Логопед: Но может быть ты знаешь, как она выглядит?

Незнайка: Не знаю!

Логопед: А может ты знаешь как она произносится?

Незнайка: Нет, но я знаю про неё стихотворение. Тот звук, который чаще всего произносится в этом стихотворении, это и есть эта буква.

Логопед: Незнайка, я думаю, что мы с ребятами сможем тебе помочь. Прочти нам выразительно это стихотворение, а ребята внимательно послушают и скажут нам какой звук встречается чаще всего.

Незнайка читает стихотворение, акцентированно произнося звук Э.

Незнайка: Это Эля, Эмма

                  Эдик едут на велосипеде.

Логопед: Дети, какой звук в этом стихотворении встречается чаще других?

Дети: Звук Э

Логопед: Давайте произнесём звук Э все вместе. Вспомним, как мы произносим звуки (воздух вдыхаем через нос и выдыхаем с голосом через рот).

Дети произносят звук Э.

Логопед: как вы думаете, звук Э – гласный или согласный?

Незнайка: согласный!

Логопед: Дети вы тоже так считаете?

Дети: Нет! Это звук гласный, потому что он по ётся.

Логопед: Молодцы ребята! Это действительно гласный звук.

Каким кружком мы будем его отмечать?

Дети: красным.

Незнайка: А у меня для детей есть подарки, я хочу подарить детям звёзды, которые я собрал со сказочного неба. (дарит детям)

Логопед: Дети, скажите, а в реальности можно звёзды собрать с неба?

Дети: Нет, они очень далеко, и высоко.

Логопед: молодцы ребята.

Логопед: Возьмите в руки по одной звёздочке. Ведь сейчас мы с вами изучаем тему «Космос, а в космосе так много звёзд. Вы будете поднимать звёзды, как только услышите звук Э.

А ты Незнайка, пожалуйста делай всё вместе с нами.

Э, и, а, у, э, о, а , э.

Эмма, утка, иглы, эхо, Эдик, остров, этот.

Логопед: Молодцы ребята! Вы были очень внимательны. И ты Незнайка молодец, видно, что очень старался.

 Упражнение «Кто скорее?» (развитие навыка звукового анализа и синтеза)

Логопед убирает звёзды.

Логопед: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?».  Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит наклейку.

Э  т  а ,

Что получилось?

1 ребёнок: эта

Э   т  и

Что получилось

2 ребёнок: Эти

Аналогично со словами это, эту, этот.

Логопед: Ребята, а вы хотите узнать, как выглядит этот звук?

Дети: Да

Логопед: Тогда вместе со мной произносим волшебные слова:

Звук мы в платье наряжаем,

Звук мы в букву превращаем.

Показываем образ звука Э.

Незнайка: а я предлагаю нам немного подвигаться.

Логопед: конечно Незнайка. Давайте подвигаемся и сыграем в игру «Ракета».

(Координация речи с движением. Развитие творческого воображения)

А сейчас мы с Вами, дети,           

  Улетаем на ракете.   

 На носки поднимись,          

А потом руки в низ.                                                                                                                 

Раз, два, потянись.                                                                                                                  

    Вот летит ракета ввысь!         

Логопед: Ребята садитесь за свои парты.

Давайте разберёмся, из каких элементов состоит буква Э.

И соберём эту букву из резинок на дощечках с гвоздиками.

Буква Э состоит из полукруга, открытого влево и горизонтальной палочки в его середине. (Демонстрируем на доске, после на дощечке).

Дети выполняют работу.

Логопед: хвалит детей и Незнайку за выполненную работу.

 Дети перед вами листы. Что вы видите в её верхней части?

Дети: Букву Ээ, страуса эму и кружки для анализа слова эму.

Логопед: Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети: красный, потому что это буква Ээ – гласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед: буквы мы пропишем с вами на индивидуальных занятиях.

Выполните звуковой анализ слова эму, раскрасьте кружки под ним.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает им прокомментировать задание.

Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Дети: с буквой Э.

Логопед: Незнайка, я надеюсь, что мы помогли тебе запомнить эту букву, и постарайся больше никогда не путать её с другими буквами. Нам пора прощаться с тобой, а тебе возвращаться в свою сказочную страну.

Но для того, чтобы ты попал в сказочную страну тебе нужно пройти по волшебной тропинке, которая ведёт в страну сказок, а дети тебя проводят.

Дети вместе с Незнайкой проходят по волшебной тропинке. Прощаются с ним, и возвращаются назад в реальность.

Окончание занятия. (оценка работы детей)

По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполнили, рассказывают о том, что узнали нового и интересного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped._otkrytoe_zanyatie_s_uchas._rod.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста

(Обучение грамоте. Знакомство с буквой Э э)


Тема: Космос

Цель занятия: Закрепление знаний о космосе. Знакомство с новой буквой Э.

Коррекционно – образовательные задачи: активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Э э.

Коррекционно – развивающие задачи: фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Воспитательные задачи.  Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска, тетрадь №2, дощечки с резиночками, контейнер с фишками.

Предварительная работа: чтение отрывка из рассказа «Незнайка»

Ход занятия

1.Организационный момент. (Уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Объявление темы занятия).

Логопед встречает детей в дверях кабинета, предлагает им пройти к столу с контейнерами. В контейнере лежат сюрпризы, внутри которых предметные картинки: Космонавт, спутник, ракета, звёзды, луна, планета.

Логопед здоровается с детьми и предлагает им найти сюрприз, открыть его и рассмотреть картинки.

Логопед: Посмотрите на свои картинки. Вспомните названия   предметов и живых объектов, изображённых на них. Сядет тот, у кого название начинается со звука К.

Садится ребёнок, у которого на картинке нарисован космонавт.

Логопед: Теперь можно сесть тому у кого слово начинается со звука Р

Садится ребёнок, у которого на картинке нарисована ракета (И т.д).

Логопед: Ребята, давайте вспомним как зовут космонавта, который первый побывал в космосе.

Дети: Этого космонавта зовут Юрий Алексеевич Гагарин.

Логопед: Молодцы ребята!

Стук в дверь. В кабинет заходит Незнайка.

Логопед: Ребята, к нам в гости снова пришёл Незнайка

Здравствуй Незнайка! Что случилось?

Как ты здесь оказался, ведь ты должен быть в стране сказок.

Незнайка: Здравствуйте ребята! Да, я должен быть в стране сказок, но я опять перепутал все буквы и поэтому меня отправили к вам выучить новую букву.

Логопед: А какую же букву ты должен выучить?

Незнайка: Я не знаю!  

Логопед: Но может быть ты знаешь, как она выглядит?

Незнайка: Не знаю!

Логопед: А может ты знаешь как она произносится?

Незнайка: Нет, но я знаю про неё стихотворение. Тот звук, который чаще всего произносится в этом стихотворении, это и есть эта буква.

Логопед: Незнайка, я думаю, что мы с ребятами сможем тебе помочь. Прочти нам выразительно это стихотворение, а ребята внимательно послушают и скажут нам какой звук встречается чаще всего.

Незнайка читает стихотворение, акцентированно произнося звук Э.

Незнайка: Это Эля, Эмма

                  Эдик едут на велосипеде.

Логопед: Дети, какой звук в этом стихотворении встречается чаще других?

Дети: Звук Э

Логопед: Давайте произнесём звук Э все вместе. Вспомним, как мы произносим звуки (воздух вдыхаем через нос и выдыхаем с голосом через рот).

Дети произносят звук Э.

Логопед: как вы думаете, звук Э – гласный или согласный?

Незнайка: согласный!

Логопед: Дети вы тоже так считаете?

Дети: Нет! Это звук гласный, потому что он по        ётся.

Логопед: Молодцы ребята! Это действительно гласный звук.

Каким кружком мы будем его отмечать?

Дети: красным.

Незнайка: А у меня для детей есть подарки, я хочу подарить детям звёзды, которые я собрал со сказочного неба. (дарит детям)

Логопед: Дети, скажите, а в реальности можно звёзды собрать с неба?

Дети: Нет, они очень далеко, и высоко.

Логопед: молодцы ребята.

Логопед: Возьмите в руки по одной звёздочке. Ведь сейчас мы с вами изучаем тему «Космос, а в космосе так много звёзд. Вы будете поднимать звёзды, как только услышите звук Э.

А ты Незнайка, пожалуйста делай всё вместе с нами.

Э, и, а, у, э, о, а , э.

Эмма, утка, иглы, эхо, Эдик, остров, этот.

Логопед: Молодцы ребята! Вы были очень внимательны. И ты Незнайка молодец, видно, что очень старался.

 Упражнение «Кто скорее?» (развитие навыка звукового анализа и синтеза)

Логопед убирает звёзды.

Логопед: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?».  Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит наклейку.

Э  т  а ,

Что получилось?

1 ребёнок: эта

Э   т  и

Что получилось

2 ребёнок: Эти

Аналогично со словами это, эту, этот.

Логопед: Ребята, а вы хотите узнать, как выглядит этот звук?

Дети: Да

Логопед: Тогда вместе со мной произносим волшебные слова:

Звук мы в платье наряжаем,

Звук мы в букву превращаем.

Показываем образ звука Э.

Незнайка: а я предлагаю нам немного подвигаться.

Логопед: конечно Незнайка. Давайте подвигаемся и сыграем в игру «Ракета».

(Координация речи с движением. Развитие творческого воображения)

А сейчас мы с Вами, дети,                        Маршируют по кругу                                                                                            Улетаем на ракете.                                                                                                                          На носки поднимись,            Подним. на носки, тянут руки вверх, сомкнув их.                                                                                                             А потом руки в низ.               Опускают руки.                                                                                                  

Раз, два, потянись.                  Вновь тянутся вверх.                                                                                                            Вот летит ракета ввысь!         Бегут по кругу на носочках.

Логопед: Ребята садитесь за свои парты.

Давайте разберёмся, из каких элементов состоит буква Э.

И соберём эту букву из резинок на дощечках с гвоздиками.

Буква Э состоит из полукруга, открытого влево и горизонтальной палочки в его середине. (Демонстрируем на доске, после на дощечке).

Дети выполняют работу.

Логопед: хвалит детей и Незнайку за выполненную работу.

 Дети перед вами листы. Что вы видите в её верхней части?

Дети: Букву Ээ, страуса эму и кружки для анализа слова эму.

Логопед: Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети: красный, потому что это буква Ээ – гласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед: буквы мы пропишем с вами на индивидуальных занятиях.

Выполните звуковой анализ слова эму, раскрасьте кружки под ним.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает им прокомментировать задание.

Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Дети: с буквой Э.

Логопед: Незнайка, я надеюсь, что мы помогли тебе запомнить эту букву, и постарайся больше никогда не путать её с другими буквами. Нам пора прощаться с тобой, а тебе возвращаться в свою сказочную страну.

Но для того, чтобы ты попал в сказочную страну тебе нужно пройти по волшебной тропинке, которая ведёт в страну сказок, а дети тебя проводят.

Дети вместе с Незнайкой проходят по волшебной тропинке. Прощаются с ним, и возвращаются назад в реальность.

Окончание занятия. (оценка работы детей)

По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполнили, рассказывают о том, что узнали нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»...

Методическая разработка занятия по развитию речи в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка занятия по развитию речи в логопедической группе по теме «Весна шагает к нам быстрыми ногами»...

КОНСПЕКТ Логопедического занятия в старшей группе на тему: «Космос».

Цели: познакомить детей с темой «Космос».Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей подбирать однокоренные слова;коррекционно-развивающие: - расширять, активизировать слова по теме;-...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) С ОНР. Тема:«В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Дикие животные»....

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Космос»

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19359319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 300px; width: 600px;","width":"180"}}]]Конспект занятия по р...

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В статье обосновывается роль мотивации в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи. Предлагаются конкретные способы повышения мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с первичн...

Дистанционное занятие для логопедической группы детей старшего дошкольного возраста Тема: «День Защитника Отечества»

Цель: формирование основ национального самосознания, любви к Отечеству и интеллектуального развития дошкольников....