СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
статья по коррекционной педагогике

В статье обосновывается роль мотивации в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи. Предлагаются конкретные способы повышения мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с первичным дефицитом средств общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С ОНР

Тертышная Анна Сергеевна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95» г. Курска

В статье обосновывается роль мотивации в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи. Предлагаются конкретные способы повышения мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с первичным дефицитом средств общения.

        Ключевые слова: мотивация, речевое развитие, дошкольники.

В отечественных и зарубежных исследованиях, которые  посвящены проблемам развития и коррекции речи детей с общим недоразвитием речи , уделяется достаточно много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, а так же знаний, которые должны быть усвоены детьми. Однако такой важный компонент деятельности, как мотивация, общепризнанный всеми исследователями как ее «мотор», оказался за рамками анализа специалистов. Наименее изученными остаются вопросы мотивации к логопедическим занятиям, по ним существуют лишь единичные исследования. Подобно проблемой  изучения мотивационной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи  занималась С.М. Валявко [1]. Ею были разработаны анкеты для опроса логопедов и тест,  основанный на психотерапевтический приеме проективной идентификации, наилучшим образом соответствующий психологическим и речевым возможностям дошкольников с ОНР. В то же время мотивация к логопедическим занятиям свидетельствует об осознанности своего дефекта и повышает эффективность коррекционной работы, поэтому изучение данного вопроса актуально и перспективно.          

Анализ литературных источников показал, что наиболее эффективными являются следующие способы формирования повышения мотивации к логопедическим занятиям.

  • Речевые игры на развитие ВПФ          
    Данные игры вызывают интерес, что способствует повышению мотивации, так как мотивация – это желание заниматься. Примерами таких игр могут быть такие как: «Хлопни, когда услышишь», «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Светофор», «Чего не стало», «Словесный сад» [4].
  • Создание ситуации успеха

         Разрешение проблемной ситуации на уроке повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему. Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках.

  • Сказкотерапия
    Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.
  • Наглядные материалы 

Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков, а так же повышает интерес к учебному материалу. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным.

  • Применения ИКТ

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития мотивации можно использовать ИКТ. Компьютерные технологии повышают интерес к занятиям и активизируют познавательную деятельность. Например, программы  «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры»

  • Элементы арт-терапии

 Целью арт-терапии является облегчение процесса обучения. Методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций и при коррекции неврозов. Есть и нетрадиционные приемы формирования мотивации дошкольников на логопедических занятиях (Мульттерапия, пескотерапия) [3].  Данный метод близок детям и поэтому он является важным в формировании мотивации к логопедическим занятиям.
        Таким образом, проблема изучения и формирования мотивационной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи разработана недостаточно, является актуальной и перспективной в наше время, что свидетельствует о необходимости ее дальнейшего изучения.

Список литературы:

  1. Валявко С.М. Особенности мотивации детей 5-6 лет с ОНР. М.,2003.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,Филичева Т.Б. Преодоление  общего недоразвития речи у дошкольников. М.,1990.
  3. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. 
  4. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-логопедов. 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    В старших группах детского сада самостоятельная деятельность детей все чаще принимает коллективный характер. Ее устойчивость зависит не только от наличия у дошкольников соответств...

Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста...

Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Космос"

Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста(Обучение грамоте. Знакомство с буквой Э э)Тема: КосмосЦель занятия: Закрепление знаний о космосе. Знакомство с новой буквой Э.Коррекционно ...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) С ОНР. Тема:«В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Дикие животные»....

ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Экономика, бюджет, деньги - такие «взрослые понятия», и кажется, совсем не связаны с детьми. Но, давайте представим современную жизнь наших малышей. Уже с рождения их окружают реклама в ин...

проект «Организационные формы физической культуры , как способы формирования Нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста »

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура&rdquo...