Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ЛЕГО конструктора при подготовке к обучению грамоте»
методическая разработка по логопедии

Сусликова Лариса Станиславовна

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_suslikova_l.s.docx50.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Использование ЛЕГО конструктора при подготовке к обучению грамоте»

 Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что:

Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.

Появилось много трудностей в обучении детей письменной речи в школе;

Не все дети справляются с высоким темпом подачи материала предложенным школьной программой;

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Задачи:

Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников;

Представить личный педагогический опыт педагогам ДОУ по использованию лего конструктора при обучении грамоте;

Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование лего конструкторапри подготовке детей к обучению грамоте.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с практическим использованием некоторых методов и приемов при обучении грамоте наших воспитанников.

Одним из таких методов является леготехнология, о ней поговорим чуть позже…

А сейчас, послушайте, что я сейчас произнесу: -А-. Правильно, звук.

Посмотрите на экран и скажите, что изображено на экране? Слайд

Правильно, буква.

Скажите, чем звуки отличаются от букв?

Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем. Слайд

Скажите, какие бывают звуки? Гласные и согласные.

Согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Давайте вспомним, каким цветом обозначаем звуки?

Молодцы, вспомнили.

Коллеги, с какими звуками мы знакомим детей сначала? (с гласными)

Правильно. Сначала мы знакомим детей с гласными звуками и учим различать их.

Сейчас мы все вместе попробуем выделить гласный звук  -А-   из ряда других звуков хлопками.  Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить гласные звуки, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук  -А-.

Итак, мы вспомнили азы грамматики. Эта игра или подобные игры и упражнения проводятся в работе с любым звуком. Далее задача усложняется и ребенку предлагается выделить звук (хлопком) из ряда слогов, слов, фраз…

В процессе такой работы, кроме развития звукового анализа, у ребенка формируется фонематический слух, что имеет большое значение при правописании.

        С октября 2018 года в ДОУ функционирует кружок Юный ЛЕГОконструктор, который ведет Е.В. Бышева. Посещают этот кружок дети логопедических групп, в основном это дети нашей группы. Дети с удовольствием занимаются конструирование разных фигур и сооружений.

         Увлеченность детей лего-конструктором навела нас на мысль о том, что его можно использовать на занятиях при обучении детей грамоте.Так же он помогает развивать память, внимание, воображение, мышление, мелкую моторику рук.

Сейчас я предлагаю поиграть с лего-конструктором, используя его как средство для овладения элементами грамоты.

Дидактическая игра «Цветная пирамидка»

Для этой игры нам будут нужны красные и желтые кирпичики. Мы будем закреплять навык  различать гласные звуки (простой звуковой анализ). Будем выделять гласный звук -А- из ряда других гласных.

Инструкция.

Перед вами кирпичики, сейчас я буду произноситьразные гласные звуки, а вы будите строить из них пирамидку.

- Когда услышите звук  -А- поставьте красный кирпичик, если услышите любой другой гласный звук - желтый кирпичик.

- Итак, начинаем игру: О, У, А, И, А, Ы, Э.Дети собирают пирамиду из красных и желтых кирпичиков.

- Всем понятно задание?

Пирамидка готова.

- Сколько кирпичиков у нашей пирамидки? (7)

- Сколько из них красных кирпичиков?(2)

- Какой звук мы обозначили красным кирпичиком? (А)

- Какой звук произнесете на желтый кирпичик?  (любой гласный)

А теперь прочтите пирамидку: вместо желтых кирпичиков можете называть любой гласный звук (кроме «А»), а вот красный кирпичик – это только звук «А», поэтому вместо него нельзя произносить другой звук.

Практическое задание.

А сейчас я предлагаю вам провести эту игру с коллегами.

Помните, что перед тем как начать игру нужно удостовериться, поняли дети инструкцию или нет?

Спросите их: «Когда ты возьмешь красный кирпичик? А когда возьмешь желтый?»

Когда пирамидка будет построена, можно посчитать количество кирпичиков, при этом, закрепляя прямой и обратный счет.

Важно!!! Дети строят пирамидку самостоятельно, но взрослый должен контролировать процесс.

Дидактическая игра «Заборчик»

        Для различения твердых и мягких  согласных звуков предлагаю следующую игру «Заборчик».  Для этой игры  нам понадобятся кирпичики синего и зеленого цвета (5+5).

        Сначала даем понятие о парных согласных звуках, например «П и Пь». П-согласный твердый и его мы будем обозначать синим кирпичиком, а звук Пь- согласный мягкий и его мы обозначим зеленым кирпичиком.

- Постройте забор, чередуя синий кирпичик с зеленым.

- Назовите по-порядку каждый кирпичик, указывая на него пальчиком и называя звук «П или Пь».

Затем можно предложить построить забор, чередуя два синих кирпичика с одним зеленым и т.д. Аналогично предыдущему, дети проводят воспроизведение звуков.

Практическое задание.

        Попробуйте провести эту игру, в этом чередовании.Педагог проводит с коллегами игру «Заборчик».

        Итак, мы научились различать парные твердые и мягкие согласные.

Подобно тому, как мы проводили игру «Цветная пирамидка», можно  строить пирамиду, в которую будут включены твердые и мягкие согласные.

Попробуйте дать детям инструкцию для работы.

Инструкция.

- Если я произнесу любой согласный твердый звук,поставьте синий кирпичик, а если услышите любой мягкий звук, поставьте зеленый.

- Строим пирамидку: С,Сь, Мь. Л, Р,Гь, Т.(синий, зеленый, зеленый, синий, синий, зеленый, синий)

После построения пирамидки нужно назвать звуки. Необязательно называть звуки, которые были произнесены изначально. Можно называть любые звуки, опираясь на цвет кирпичика.

- Назовите звуки-кирпичики в соответствии с их характеристикой, например - С, Пь, Мь. Н, Д, Гь, К.

Параллельно,  при  изучении звука можно датьзадания составлять из ЛЕГО буквы.

        После того как  мы научились различать звуки, используем конструктор для того, чтобы провести звуковой анализ слогов ислов. Для этого используем кирпичики разных цветов.

Пример.Сначала произношу слог (АП)

-  Что я произнесла?Слог.

- Произнесите слог все вместе.

- Какой звук мы произнесли сначала?

- Какой звук произнесли потом?

- Сколько всего звуков в этом слоге?

- Назовите 1й звук в слоге АП? (А) Какой он? (гласный) Кирпичиком какого цвета обозначается гласный звук?

- Назовите 2й звук в слоге АП. Какой он? (согласный) Кирпичиком какого цвета обозначается согласный звук?

- Предложите одному ребенку провести полный анализ слога.

Можно напомнить детям  из чего состоят слова, предложить назвать слова. Пояснить, что они могут обозначать (предметы, которые нас окружают; действия этих предметов, а также их признаки)

- Сегодня попробуем составить схему слова, используякирпичики из легоконструктора. А вот к какому слову мы будем составлять схему, вы узнаете, если отгадаете загадку

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Слайд. Посмотрите,  что изображено на экране?(СОМ)

Самостоятельно постройте схему этого слова. Каждый ребенок работает со своим комплектом лего.

- Сколько гласных звуков в этом слове?

- Сколько согласных?

- Назовите первый  звук.

- Назовите третий звук.

Слайд. Ластик.

- Перед вами картинки-слова и схема к одному из этих слов. Воспитатель обязательно называет все слова, изображенные на картинках.Дети повторяют слова.

- Подумайте, проанализируйте и скажите, какое слово подходит к этой схеме? (ластик)

- Выложите схему словаЛАСТИК из лего.

- Разделите слово ЛАСТИК на слоги. Дети делят кирпичики на две части (слоги).

- Проведите устный анализ первого слога.

- Определите место звука -Л- в слоге ЛАС. (В слоге ЛАС – звук Л – первый)Определите место звука -А- в этом слоге. Где слышится звук -С- в слогеЛАС.Один ребенок дает полную характеристику слогу. (В слоге ЛАС – 3 звука.  Первый звук - Л – он согласный, твердый, звонкий. Второй звук - А – он гласный. Третий звук - С – он согласный, твердый, глухой). Всегда добиваться от детей полных ответов.Аналогично анализ второго слога.

Легоконструктор можно использовать также и при работе с  предложением. Для этогоможноиспользовать кирпичики одного цвета, но  разных размеров. Это способствует усвоению в речи предлогов (маленьких словечек).

Слайд «Мальчик ловит рыбу»

- Посмотрите на экран, расскажите о том, что делает мальчик?(Мальчик ловит рыбу)

- Что у вас получилось?

- У вас получилось предложение!Предложения состоят из слов. Любое предложение имеет какой-то смысл. В предложении всегда о чем-то говорится.Из предложения мы всегда о чем-то узнаем.В предложении слова объединены по смыслу.

- Чтобы определить, сколько слов в предложении, хлопнитепри произнесении каждого слова в ладоши.

- Сколько слов в этом предложении? (3)

- Назовите первое слово (второе, третье). 

- Выложите из кирпичиков схему предложения.

Предложение можно обозначить графической записью, она на экране.

Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения: 

  1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы 
  2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, отдельно.
  3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения. 

- Проведите анализ предложения по графической записи.

Предложение «Мальчик ловит рыбу.»состоит из трех слов: первое слово «Мальчик»- оно пишется с большой - заглавной буквы; второе слово «ловит»; третье слово «рыбу»,  в конце ставится точка.

Слайд«По дороге едет машина» 

- Посмотрите на экран, составьте предложение по картинке.

- Самостоятельно составьте схему предложения из легоконструктора.

- Проведите анализ предложения с предлогом.

- Сделайте на листочках графическую запись предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: «Содержание НОД по подготовке к обучению грамоте в разных возрастных группах»

Тема: Содержание НОД по подготовке к обучению грамотев разных возрастных группах.Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи:- о...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование Лего-технологии при подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОВЗ.

В материале подобраны игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего....

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр....