Бендикс Т.В. Презентация "Недостатки произношения свистящих звуков и приемы их постановки"
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Татьяна Викторовна Бендикс

В презентация содержится материал в помощь начинающему логопеду о методах и приемах постановки свистящих звуков.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ И ПРИЁМЫ ИХ ПОСТАНОВКИ Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с «Звездочка» г.Зернограда Бендикс Т.В.

Слайд 2

При устранении причин нарушений произношения необходимо: Выявить и по возможности устранить аномалии строения речевого аппарата Знать правильную артикуляцию звука Соблюдать все этапы постановки звука Применять подходящий способ постановки звука с учетом дефекта артикуляции Опираться на различные сохранные анализаторы - слуховой, зрительный, тактильный, двигательный Проводить занятия на положительном эмоциональном фоне - создавать ситуации успеха, использовать похвалу, поощрение

Слайд 3

Правильная артикуляция звуков С, З Губы в улыбке; Зубы сближены; Язык широкий, кончиком упирается в нижние зубы; Спинка языка выгнута, посередине её образуется желобок, по которому проходит узкая воздушная струя; Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних зубов. (Звук С - глухой, З - звонкий, работают голосовые связки)

Слайд 4

Дефекты артикуляции звуков С, З Сигматизм свистящих: Парасигматизм: межзубный замена свистящих на звуки губно-зубной Ш, Щ, Ф, Ч, Т, Х и др. призубный шипящий Дефекты: боковой одно- смягчения (С – СЬ) и двусторонний озвончения (С – З) межзубно-боковой носовой

Слайд 5

Этапы постановки звука Формирование фонематического слуха; Развитие артикуляторной моторики; Выработка целенаправленной воздушной струи; Работа по непосредственной постановке звука.

Слайд 6

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков «Окошечко» «Заборчик» «Трубочка» «Лопаточка» «Накажем непослушный язычок» «Почистим нижние зубки» «Качели» «Веник» «Киска сердится» «Песенка язычка И-И-И»

Слайд 7

Комплекс упражнений для развития правильного речевого выдоха «Подуй на бабочку, листочек…» «Забей мяч в ворота» «Подуй на лопаточку» «Желобок» «Парашютики»

Слайд 8

Способы постановки звука по подражанию; от артикуляционных упражнений; от опорных звуков; с механической помощью

Слайд 9

Постановка звука С от звука Ф Предложить ребенку длительно произнести звук [Ф] . Во время произнесения звука [Ф] логопед пальцами оттягивает нижнюю губу ребенка. Слышится приближенный звук [С] . В дальнейшем звук уточняется.

Слайд 10

Постановка звука С от звука Т Ребенку предлагают улыбнуться и длительно с придыханием произнести звук [Т] . На ладони струйкой должен ощущаться выдох. Вторым звуком после [Т] будет слышаться неясный свистящий звук – «работает насос». В дальнейшем тренируем только звук «насоса».

Слайд 11

Постановка звука С на вдохе Ребенку предлагают приоткрыть рот, положить широкий язык на дне ротика так, чтобы он прикасался к нижним зубам. Затем сблизить зубки, вытянуть губы в улыбке и «всосать» в себя чуть-чуть воздуха, так, чтобы он попал на кончик языка. Язычок должен почувствовать холодок. В результате послышится тихий звук [С] . А теперь нужно постараться выдуть воздух через кончик языка наружу, как бы «процедить» его сквозь зубы.

Слайд 12

Постановка звука СЬ от звука И Ребенку предлагают улыбнуться и длительно произнести звук [И] . Язык при этом принимает положение, близкое к положению при правильной артикуляции звука С. Затем, не меняя положения языка, выдохнуть по подражанию: «И-и-с-с-и!»

Слайд 13

Постановка звука С от правильного звука СЬ Ребенку предлагается улыбнуться, прислонить кончик языка к верхним зубам и посвистеть, произнося [СЬ] и направляя струю воздуха на ладонь. Во время длительного произнесения звука [СЬ] ребенок должен постепенно округлять губы и вытягивать их в трубочку. При этом звук [С] будет звучать более твердо.

Слайд 14

Постановка звука С с механической помощью Предложить ребенку улыбнуться, положить широкий язычок между зубами и подуть на его кончик. Пока ребенок дует, поместить узкий шпатель (спичку, зубочистку) по средней линии языка, опуская кончик языка вниз за зубы и образуя желобок для выхода направленной воздушной струи. После этого ребенок должен сблизить зубы, оставляя язык за зубами и продолжая при этом дуть на кончик языка. Регулировать степень нажатия на шпатель, добиваясь правильного произношения.

Слайд 15

Постановка звука З(ЗЬ) от звука С(СЬ) Звук [З] ставится от звука [С] с включением голоса. Используется тактильный контроль, держа руку на горлышке, и слуховой контроль, закрывая ладошками уши и сравнивая звучание [С] и [З] . Мягкий вариант [ЗЬ] ставится по подражанию.

Слайд 16

Постановка звука Ц Звук [Ц] ставится от правильно произносимых звуков [Т] и [С] . Ребенку предлагается раздельно и внятно произносить сочетание звуков [Т] и [С] : «Т-С, Т-С». При постепенном ускорении темпа произнесения: «Т-С-Т-С-Т-С», звуки [Т] и [С] сливаются воедино и слышится звук [Ц] .

Слайд 17

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Устранению недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»

Материал содержит информацию с описанием правильного артикуляторного уклада свистящих звуков, подготовительные упражнения для их исправления....

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Нарушения произношения свистящих звуков. Способы постановки свистящих (Мастер-класс для педагогов)

Актуальный методические разработки для начинающих логопедов: представлена и традиционная система и современные образовтаельные технологии коррекции звукопроизношения...

Презентация "Обследование произношения свистящих звуков"

Предназначена дла использования обследования звукопроизношения у детей (группа свистящих звуков)...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Рекомендации для родителей и педагоговДошкольник четырех лет не произносит свистящие звуки. Что делать? Можно попробовать вызвать звук самостоятельно. Однако, скорее всего, это не получится, так как у...

Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения.

Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения....