Конспект НОД по формированию звукопроизношения у детей старшего возраста с ТНР по теме "Знакомство с органами артикуляции"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Ольга Вячеславовна

Формирование у детей перврначальных представлений о речевом аппарате и  органах артикуляции, устранение недостаточности развития артикуляционных движений, развитие фонематических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию навыков звукопроизношения в  старшей группе  для детей с ТНР

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ОРГАНАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА»

ЦЕЛЬ: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).

Задачи:

1)        Коррекционно – образовательные:

  • закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;
  • знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
  • устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
  • ознакомление детей с понятием «звуки речи».

2)        Коррекционно – развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие координации движений.

3)        Коррекционно – воспитательные:

  • формирование умения  выполнять инструкции;
  • воспитание  интереса к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

                 

ОБОРУДОВАНИЕ:  зеркала, ширма, предметы и муз. инструменты, предметные

                 картинки, мяч.

 ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент:

Игра «Назови по имени»:

Дети стоят в кругу, передают мяч тому, кто стоит рядом  и отвечают на вопрос «Кому передаешь мяч?»  - «Я передаю мяч Матвею» и т.д.

  1. Ведение в тему.

  Загадка:               В домике этом красные двери, рядом с дверями  - белые звери.

                               Любят зверюшки конфеты и плюшки.

                                                                                           (рот)

   III.  Основная часть.

1. Рассматривание органов артикуляции.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом)

- Вы смогли правильно произнести слово с закрытым ртом? (Нет)

-Почему? Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

- А для чего нужен язык?

- А без языка можно разговаривать? (тоже нет)

- Чтобы говорить красиво и правильно, язычок должен быть послушным. (упр. «Накажем непослушный язычок»).

2. Выполнение основных артикуляционных упражнений:

Открываем ротик-дом.                      

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.     (Широко открывать рот.)

В этом доме две стены.

Это щёки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.    (Надувать и втягивать щеки.)

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.              (Вращать нижней челюстью.)

Потолок вверху, внутри,

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

(Растянуть губы в « улыбку». Собрать губы в «трубочку».)

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

- Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова.

3. Сказка о веселом Язычке.

- Жил на свете Язычок.  Был у него свой домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются – вот так. (Дети выполняют  движения).

- У Язычка были дома настенные часы, он очень любил слушать, как они тикают: тик-так (упр. «Часики»)

- Язычок никогда не забывал чистить зубы: сначала верхние, потом нижние  (упр.«Чистим зубки»).

Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать. Язычок открыл широко  дверь, выглянул на улицу (язык широкий, «лопаткой»). Посмотрел наверх – светит ли солнышко, потом посмотрел вниз – нет ли луж на земле (упр. «Качели»). Заглянул под крылечко (широкий язык вставить между губой и зубами.  Осмотрелся, увидел качели и побежал на качели. Смело вверх – вниз (язык за верхними зубами, затем за нижними). Все выше взлетают качели.

На качелях я качаюсь, вверх – вниз, вверх – вниз.

Я все выше поднимаюсь, а потом   -вниз.

- Затем увидел маляра, красить потолок пора. Стала кисточка плясать, нам потолочек не узнать. («Маляр»)

- Язычок наш кончил дело, отдыхать он может смело. Он с лошадкой погуляет («Лошадка»), и грибов насобирает («Грибок»).

- Язычок наш много сделал дел, очень сильно устал. Чтобы сил набраться, решил поесть вкусного, душистого варенья. Испачкалась верхняя губа, надо ее облизать (упр. «Вкусное варенье»).

Язычок поел, лег на диван и включил телевизор. Увидел веселых индюшат, захотелось ему также весело болобочить: бл-бл-бл. (упр «Индюк»). Переключил  на другую программу  -вот и отряд барабанщиков, звонко в палочки стучат (упр. «Баробанщики»).посмотрел телевизор, и захотелось ему спать. Выключил телевизор. Дверь он запер на замок. Лег в кроватку и замолк.

4. Развитие слухового внимания.

- Закройте глаза – 1,2,3,4,5 – начинаем мы молчать.  

-  Что вы услышали?

- Вокруг нас множество звуков. Каждый предмет издает звук по-своему.

Игра «Послушай, что звучало?»

( резать, рвать, мять бумагу, стучать карандашом, мешать ложкой в стакане, звенеть в колокольчик  и т.д.)

    IV. Физминутка.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И кружимся потом.

5. Знакомство с понятием  «речевой звук».  

- Вы слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки.

Где-то собаки рычали : Р-р-р-р!

В стойле коровы мычали: М-м-му!

В комнате мухи жужжали: Ж-ж-ж!

Мимо машины бежали: Тр-р-р..!

Гудели от ветра все провода: Зззнь!

Перекликались в ночи поезда: У-у-у!

Листья на ветру шумели: Ш-ш-ш!

А комары все пели: З-з-з!

Непоседа мячик днем и ночью успокоиться не хочет: Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели- днем мороженное ели: Кхх-кхх!

- Как коровы мычали? Куклы кашляли? Комары звенели?

6. Игра «Лесная школа»

-В нашей школе ученики не обычные. Собрались они на урок и было предложено им задание, спеть свою песенку. Медведь запел: ы-ы-ы (символ звука Ы). Лягушка: а-а-а, заяц: у-у-у, а мышка: и-и-и.

- Как пели звери? (детям показываются символы гласных звуков).

                         

V. Анализ занятия.

VI. Итог.

 - Чем занимались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста Тема занятия: Профессия моих родителей

Формировать представления детей о трудовой деятельности  -  её цели, планировании, общественном значении;Конспект занятия, цели, материал, предварительная работа....

Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста "Если бы я был военным"

Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста "Если бы я был военным"....

конспект комплексного занятия для детей старшего возраста "Большая и малая Родина"

Конспект комплекного занятия для детей старшего возраста "Большая и малая Родина"...

Конспект открытого занятия для детей старшего возраста: "Волшебное электричество"

Занятие включает в себя 2 направления по ФГТ: познавательно-речевое и социально-личностное....

Конспект совместной деятельности для детей старшего возраста лепка по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка"

Конспект совместной деятельности лепки из глины по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка"....

конспект комплексного занятия для детей старшего возраста

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Природа и человек».  Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных челов...

КОНСПЕКТ сценария праздника для детей старшего возраста на тему: «День Победы»

КОНСПЕКТ сценария праздника  для детей старшего возраста на тему: «День Победы» ...