Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы - защитники Земли"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Чикина Елена Анатольевна

Конспект занятия расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия- закрепить и ситематизировать знания детей о мусоре, способах его сортировки, переработки и повторного использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ООД в старшей группе

Автор: Чикина Е.А.,

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 37 «Ягодка»

г. Губкин

Тема: «Мы – защитники Земли».

Образовательная область:  познавательное развитие

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление знаний детей о мусоре, его сортировке, способах переработки, познакомить со словом «жесть», «жестяные изделия»;
  • дать понятие о механизме переработки мусора, его повторном использовании;
  • закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
  • формировать навык полных ответов на вопросы, умение работать по инструкции;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух, слуховое внимание и память;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развивать общую и мелкую моторику рук;
  • Коррекционно-воспитательные:
  • формировать мотивацию к коммуникативному взаимодействию со сверстниками;
  • воспитывать умение работать в коллективе;  
  • воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить чистоту природы;
  • развивать самостоятельность, умение планировать свою работу;
  • воспитывать стремление оказывать помощь другим;
  • способствовать формированию инициативы в решении познавательных задач; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: ноутбук, запись голоса мультипликационного персонажа и его изображение (Райдер из мультфильма «Щенячий патруль»), мультимедийное оборудование, презентация.

Раздаточный материал: зелёные галстуки, 3-D ручки, картинки для работы с ручками, элементы конструктора «Лего-гигант» для сбора контейнеров для мусора, картинки для обозначение видов мусора, оборудование для сбора мусора (перчатки, сачки, веники, совки), картинки с изображением разных предметов для обведения их ручками по контуру.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание занятия

Оргмомент

Л: Как я рада видеть Вас,

     Собрались вы в добрый час!

     Помощь Ваша мне нужна,

     Очень мне она важна,

     Проходите, проходите!!!

     Посмотрите на экран!

     Что же он расскажет нам?

Мотивационно-ориентировочный

На экране появляется Райдер и сообщает, что городу Губкину срочно нужна помощь. Мэр Хамдингер разбросал мусор по улицам, паркам и водоёмам вашего города. Это может навредить не только жителям, но и рыбам, птицам, животным. Щенки из команды «Щенячий патруль» находятся на секретном задании и не могут помочь.

- Ребята, вы узнали кто это? (Райдер из мультфильма «Щенячий патруль»

- Что случилось в городе?

- Что мы можем сделать? (Мы можем объединиться и сделать город чистым)

- Мы должны объединиться в команду. Как мы её назовём? (Ответы детей)

- Я предлагаю назвать нашу команду «Губкинские патрулята».

- У каждой команды есть свой отличительный знак. У нас это будут зелёные галстуки. Наденьте их на шею. Теперь мы одна команда.

Поисковый

1. Знакомство с картой.

Чтобы нам было легче справиться с заданием, Райдер прислал нам карту. Давайте посмотрим, что на ней изображено.

- Что вы видите на карте? (Пруд, Чудо-Юдо град и двор). Кругом разбросан мусор.

- Какой мусор вы видите? (Бумага, газеты, пластиковые бутылки, жестяные банки, пластиковая посуда).

- Что мы будем делать с вами? (Собирать мусор).

2. Беседа о пользе раздельного сбора отходов.

- Может можно мусор сжечь или закопать? (Нельзя, так как, сжигая, мы наносим вред природе, в  воздух попадают ядовитые вещества, а закапывая в землю многие виды мусора разлагаются в течение нескольких лет, отравляя землю).

- Раздельный сбор отходов способен помочь планете и каждому человеку важно принять в этом участие. Из каждого вида мусора можно сделать что то полезное, переработав его. Перерабатываю мусор на специальных заводах.

- Что же мы с вами будем делать? (Собирать и сортировать мусор)

- Вам нужно разделиться на 3 команды, одна отправится к пруду, другая – в Чудо-Юдо град, а третья во двор. (На пруд идут ….,  в Чудо-Юдо град - …, во двор - …)

3. Подбор инвентаря для сбора мусора.

-Посмотрите на эти предметы и скажите, что понадобится тем, кто идёт на пруд? (перчатки, сачок)

- Что необходимо тем, кто будет собирать мусор в Чудо-Юдо граде? (перчатки, веники и совки).

- Что понадобится тем, кто будет собирать мусор во дворе в песочнице? (перчатки).

4. Распределение детей на 3 команды.

- Когда мы соберём мусор, куда мы его положим? (Нужно изготовить контейнеры для мусора).

- Какой мусор мы туда будем складывать? (Бумагу, пластик, жесть).

- Сколько контейнеров нам понадобится? (3).

Из конструктора «Лего-гигант» вы соберёте 3 контейнера для мусора. На каждый контейнер мы прикрепим картинку с изображением того вида мусора, который нужно собрать в этот контейнер.

Итак, Маша, Петя, Вася идут на пруд, Коля, Валя, Миша – в Чудо-Юдо град, Саша, Максим, Алина, Оля – во двор. Каждая команда делает контейнер, наклеиваем на них картинки, собираем мусор и сортируем его по контейнерам. Возьмите необходимые атрибуты и приступайте к выполнению задания.

Практический

Дети идут в указанные пункты, конструируют контейнеры, собирают мусор и раскладывают его по контейнерам.

Проводится беседа с детьми.

- Что ты принёс? Откуда ты это принёс? В какой контейнер ты это положил? Почему? (Я ходил на пруд, принёс бутылку и положил её в контейнер с пластмассой, потому что она сделана из пластмассы и т.д.)

- Какой муор мы собирали и сортировали? (Бумагу, жесть, пластмассу). Весь этот мусор мы не стали сжигать или закапывать в землю а принесли его на переработку. У нас в городе открылся пункт приёма вторсырья.

- Что можно изготовить из каждого вида мусора, переработав его? (Из бумаги- книги, газеты, журналы, картонные и бумажные коробки; из жести – жестяную посуду, из пластмассы – одноразовую посуду, пластмассовые игрушки).

- Какого мусора у нас получилось больше всего? (пластмассы)

- Как вы думаете, почему? (Это не дорогой, практичный, яркий  материал).

- Мы помогли с вами своему городу? (Да, собрали мусор, расфасовали его, принесли в пункт переработки мусора).

- На заводе из собранного пластика изготовили вот такой предмет. Как вы думаете, что это? (Ответы детей).

Это пластиковая нить, созданная специально для 3-D ручки, корпус которой тоже, кстати, сделан из пластмассы.

Нить вставляется в эту волшебную ручку и с её помощью мы сможем сделать много полезных предметов и вещей.

Перед вами листы бумаги, на которых изображены предметы, которые можно сделать из пластмассы, переработав её.

Выберите каждый себе картинку. (Спрашиваю, кто что выбрал).

- При помощи 3-D ручки вам нужно обвести эти изображения по контуру.

- Приступая к работе, я хочу познакомить вас с правилами работы с 3-D ручкой.

- Возьмите ручки в руки. Нажмите на кнопку «Стрелка вниз», когда ручка загорится зелёным цветом, можно приступать к работе.

Дети обводят изображения по контуру.

- Отсоедините изображение от основы и покажите, что у вас получилось.

Рефлексивно-оценочный

10. Итог занятия. Рефлексия.

На экране появляется Райдер и спрашивает:

- Дети, вы сделали свой город чище?

- А что вы для этого сделали? (Пошли на пруд, в Чудо-Юдо-град, во двор, сделали контейнеры для мусора, собрали мусор, рассортировали его по контейнерам, принесли в пункт приёма вторсырья).

- Скажите, нам удалось помочь своему городу? (Да)

- А Земля – это наш общий дом  и помогая городу мы, тем самым, помогаем всей Земле.

Самоанализ занятия

Автор: Чикина Е.А., учитель-логопед

Тема занятия «Исправленная двойка Пети Разгильдяйкина»

Этап занятия

Оцениваемые параметры

Оргмомент

Приемы организации работы детей на занятии:

1) Педагогом использовались приемы: пробуждение интереса детей (колокольчик, привлечение внимания детей к появлению гостей на занятии, смена видов деятельности); создание эмоционально положительного фона (клубочек положительных эмоций, улыбающийся символ).

2) Выбранные педагогом приемы соответствуют возрасту детей; эффективны; соответствуют сюжету занятия, цели работы детей на занятии, программным задачам).

Мотивационно-ориентировочный

Цель работы детей на занятии:

1) Основой для формулировки цели послужила проблемная ситуация (изучить и запомнить букву) и учебная задача (помочь мальчику исправить двойку, показ разных видов изучения и запоминания звука и буквы посредством выполнения заданий)

2) Формулировка цели детьми (Дети четко формулируют цель: помочь исправить двойку, показать, как учат и запоминают буквы, выполнив задания, в высокой степени осознают и принимают поставленные цели.  Дети самостоятельно обозначают проблему (неумение выучить и запомнить букву) и формулируют цель предстоящей работы (показать Пете как учат и запоминают буквы, выполнив задания).

3) Предлагаемая педагогом целевая установка соответствует цели,  возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития детей.

Мотивационные основы деятельности детей на занятии:

1) Педагог создает мотивационную основу, беседуя с детьми по теме «Звук и буква «И», добивается понимания и принятия детьми целей и задач занятия через необходимость помочь Пете, выполнив задания.

2) Педагог опирается на личностные мотивы детей (стремление к общению и получению удовлетворения от общения с другом), познавательный интерес, эмоциональную сферу детей (стремление проявить участие в судьбе персонажа, помочь товарищам, порадовать своей работой близких). Педагог строит задания так, чтобы дети почувствовали свой успех.

Поисковый

Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели работы детей на занятии:

1) Педагог организует совместную  беседу, по результатам которой возникают проблемные вопросы; активизирует мышление дошкольников при помощи выстраивания логической цепочки действия (Просьба о помощи, знакомство с буквой, выполнение упражнений и заданий, исправление оценки). Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и учителем-логопедом было выше в пользу детей.

2) Последовательность выполнения работы-заданий выстроена от простого к сложному.

Практический

Формы организации детской деятельности:

1) Методы работы, выбранные педагогом соответствуют целям, задачам и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей. Педагогом было предусмотрено обоснованное чередование видов детской деятельности, а так же для предупреждения детской утомляемости использовались несколько форм организации детей с изменением статических поз: дети стояли, сидели, передвигались.

Использовались подгрупповые и индивидуальные формы работы, в преимуществе индивидуальные. Педагог стимулировал малоактивных детей при помощи приема поощрения, старался скорректировать ход занятия с учетом «обратной связи».

2) Использовались в равном соотношении как репродуктивные, (объяснение задания педагогом), так и продуктивные (педагогическая и поисковая ситуация, постановка и решение познавательных, творческих, практических, физических и игровых задач, задания на развитие психических процессов) методы работы. Для активизации творческих способностей и любознательности детей было подобрано необходимое оборудование, использовались информационные технологии, яркая наглядность.

Содержание работы на занятии:

1) Педагог с детьми во время проведения занятия решали задачи нравственного (желание учиться, стремление получать хорошие отметки), эстетического (невнимательный и неряшливый двоечник и прилежный ученик), личностного (помощь человеку) характера, познавательное развитие (знакомство со звуком и буквой, многозначными словами).

2) Деятельность детей состояла из трех частей:

- вводная – введение в ситуацию;

-основная – где производилась дифференциация уже имеющегося материала;

-заключительная – подведение итога и рефлексия собственной деятельности детей.

      Педагог использовал различные виды активности детей. Познавательная активность детей выражалась в отработке знаний о гласных звуках, их обозначении, изучении нового материала (знакомство со звуком и буквой,  многозначностью слов). Этапы детской деятельности логически завершены, вытекают одна из другой. А так же физическая активность – смена положения, динамическая пауза на координацию речи с движением.

3) На занятии соблюдались дидактические принципы: системность изложения материала, соответствие возрасту, программе; объективность, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала.

4) Единство структуры можно было проследить на всем протяжении занятия.  Педагогом выдерживалась сюжетная линия на протяжении всего занятия (нужно помочь Пете). Между формами работы и фрагментами занятия прослеживалась логической взаимосвязь. Дети сохраняли целевые установки, мотивацию, интерес и осмысленное отношение к работе, при помощи анализа своей работы после каждого задания.

Методическая, дидактическая и техническая оснащенность:

1) Материалы, предлагаемые детям на занятии, соответствовали возрасту, интересам, эстетическим и санитарным требованиям.  Дидактические материалы были разнообразными, обеспечивали индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления. Занятие было оснащено достаточным материально-техническим оборудованием (картинки, иллюстрации, мультимедийное оборудование), которое способствовало решению поставленных задач.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

1) Длительность занятия соответствовала возрастным нормам, соблюдались временные рамки предусмотренные программой. Время занятия было использовано педагогом рационально и эффективно. Занятие было динамичным, темп выполнения заданий высокий.

2) Стиль общения педагога с детьми демократический. В ходе деятельности использовал средства выразительности речи: силу, интонацию, тембр голоса, стараясь говорить внятно, не торопясь, выразительно.

3) Во время проведения занятия у детей отсутствовала статичность за счет двигательной активности и смены видов деятельности. Педагог чередовал виды деятельности в ходе занятия, которые соответствовали требованиям к объему двигательной активности, интеллектуальной нагрузке, нагрузке на органы зрения и слуха.

Рефлексивно- оценочный

Содержание оценочной деятельности:

Педагог предлагает детям назвать результаты деятельности и способы их достижения, соотнести отметку «пять» с положительными эмоциями от занятия, , а «четыре» – с отрицательными. Педагог  помогает детям аргументировать свои ответы, помогает детям проанализировать их достижения и недоработки.

Качество организации оценочной деятельности: педагог знакомит детей с наиболее наглядными параметрами и критериями оценки различных видов деятельности, форм работы. Педагог учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при оценивании, умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей,  способствует формированию у детей навыков самооценки для различных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

Богатыри – защитники земли Русской. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Целью занятия является воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам и к русской истории. Дети знакомятся с картиной В. Васнецова «Богатыри», которая вызывает у них чувство гордости и патриотизм...

Былинные герои, князья-воители и полководцы – защитники Отечества. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

На занятии дети знакомятся с героическим прошлым России, знаменательными битвами на суше и на море, отважными полководцами и флотоводцами, теми людьми, которые всю жизнь отдали служению Отечеству....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской" Цели:1.      Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «День защитника Отечества»

Целью проведения занятия для детей старшего дошкольного возраста является закрепление  у детей знаний об армии, о военных профессиях и военной технике....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по духовно- нравственному воспитанию на тему: "Минин и Пожарский - герои земли Нижегородской"

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о истории родного города, о национальных героях: Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском и воспитание уважения к истории нашей Родины и национ...