Конспект подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с детьми 6-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.
план-конспект занятия по логопедии

Тетюхина Екатерина Викторовна

 Конспект подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с детьми 6-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovoshchi._6-7_let.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с детьми 6-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Темы:

фонетическая: автоматизация звука [Р] в словах

лексическая: овощи

Задачи:

  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • актуализация словарного запаса по лексической теме «Овощи»;
  • автоматизация звука [Р] в словах;
  • развитие фонематического восприятия, анализа, представления;
  • развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие логического мышления;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • воспитание умения слушать, действовать в соответствии инструкции логопеда;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание культуры речевого общения;
  • воспитание самоконтроля.

Оборудование:

  • картинный материал;
  • большое настенное зеркало;
  • корзинка с овощами;
  • карточки;
  • шпатели;
  • плоскостное изображение моркови;
  • мяч.

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята!

Какое сейчас время года?

Какая сегодня погода?

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. А куда – это пока секрет! Догадаетесь сами».

Развитие зрительного внимания; звукобуквенного анализа и синтеза.

«Перед вами карточка с буквами и цифрами.

Вычеркните на карточке только цифры».

Карточка:

1  2  о  3  4

7  с  3  3  1

е  5  8  2  6

7  3  9  1  н

3  4  6  ь  2

«Все вычеркнули?

Теперь составьте из оставшихся букв слово.

Какое же слово у вас получилось?

Правильно. Молодцы!»

Введение в тему.

«Сегодня мы будем говорить об осени. Но даже, скорее, не об осени, как таковой, а о том, что происходит только осенью.

Как вы думаете, что происходит только осенью?

Все это правильно.

Но осенью еще и собирают урожай».

«Я уже вам говорила, что мы отправимся в путешествие.

Но сначала нам надо доехать до места назначения».

Развитие общей моторики.

«Повторяйте за мной».

Мы в автобус дружно сели

(приседают на корточки)

И в окошко посмотрели.

(делают повороты головой вправо, влево)

Наш шофер педаль нажал,

(одной ногой нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал.

(бегут по кругу, в руках «руль»)

«На чем же мы поехали?

Правильно! Долго-долго мы ехали и, наконец, приехали за город.

А вот куда мы попали, вы поймете после того, как я прочту вам одно стихотворение».

Обобщение (закрепление) изученного материала.

  1. Развитие слухового внимания, памяти.

Стихотворение:

Овощи просто растут в огороде.

Эти видны, эти спрятались вроде.

Вот помидор, как фонарик над грядкой;

Вот баклажаны стоят по порядку,

Солнцу, подставив толстые щеки.

Вот кабачки, толстяки, лежебоки.

Перец ребристый на ветках висит,

Как светофор красный перец блестит.

Лук выпускает из грядки стрелу,

Репа качает листом на ветру.

Прячет морковка свой хвостик в земле,

Скоро увижу его на столе.

Овощи все уродились на славу.

Хрупкий горошек, капуста кудрява.

Летом, дружок, не ленись потрудиться,

Много тогда овощей уродится.

«Так куда же мы попали?

Правильно! Мы попали на огород.

А теперь перечислите все, что растет у нас в огороде из прочитанного мною стихотворения».

Развитие фонематических представлений; актуализация словарного запаса по лексической  теме «Овощи».

«А как это назвать, одним словом?»

Логопед выставляет картинки с перечисленными овощами на стенд.

«Выберете из всех картинок на стенде только те, в названиях которых есть звук [Р]».  

«Какие же картинки вы выбрали?»

«Теперь вы будете произносить названия этих картинок так, как я».

Логопед произносит названия картинок, выделяя голосом звук [Р].

«Молодцы, вы и с этим заданием успешно справились».

Логопед убирает все картинки со стенда.

«А что же еще растет в огороде?»

«Правильно!»

  1. Развитие артикуляторной гимнастики.

(если необходимо)

«Каждый из вас хотя бы раз бывал на огороде. Бывали?

Тогда ответьте мне на вопрос: «Без чего не может вырасти хороший урожай?»

 А без чего еще-то, что просто необходимо, кстати, не только растениям, но и нам?

Правильно! Давайте пойдем и наберем воды, чтобы полить наш урожай.

Где мы будем набирать воду?

Представьте, что зеркало – это наш глубокий колодец.

Вода в колодце холодная – БРРР.

Какая вода в колодце?

Потрясли немножко ручками, погрелись!

Подразнимся немножко. Высунули язычок.

Покачали язычок на качелях вверх – вниз.

Давайте поцокаем язычком, как будто едем на лошадке.

Лошадка едет все быстрее и быстрее.

Все, лошадки приехали, как они остановились?

Давайте сделаем «Балалаечку», сами.

Молодцы!

Полили мы наш будущий урожай, будет он большой-прибольшой».

  1. Развитие логического мышления.

«А давайте теперь разгадывать загадки»».

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели и хвалили?

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат.

В щи кладут и так едят.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился наш…

Круглое, румяное.

С дерева упало,

Детям в рот попало.

После отгадывания каждого слова, логопед выставляет картинку, с изображением этого предмета.

«Назовите еще раз все отгадки».

Развитие логического мышления, фонематического восприятия.

«Какое слово лишнее?»

«Почему?»

«Правильно! Яблоко – это фрукт, а остальное – овощи.

Ну, а, может быть есть еще какое-нибудь различие, почему именно яблоко. Я вам подскажу, это различие в самих словах. Что же есть такое в словах картошка, морковь, горох, помидор, чего нет в слове яблоко» (логопед утрированно произносит звук [Р] в словах картошка, помидор, горох, морковка).

«Произнесите эти слова так, чтобы я точно слышала, что там есть этот звук».

Развитие фонематического анализа.

«В слове картошка звук [Р] стоит где? В начале, в середине или в конце?»

«А в слове морковка?»

«В слове помидор?»

«В слове горох?»

  1. Развитие общей моторики.

Если дети устали, то можно провести еще одну физминутку.

«Повторяйте за мной».

В огород пойдем,

(идут по кругу, взявшись за руки)

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

(«таскают»)

И картошки накопаем,

(«копают»)

Срежем мы кочан капусты,

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(показывают круг руками – 3 раза)

Щавеля нарвем немножко

(«рвут»)

И вернемся по дорожке.

(идут по кругу, взявшись за руки).

Или, можно предложить игру.

Как-то вечером на грядке

(идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами)

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:

(останавливаются, крутят водящего)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

(разбегаются, приседают, водящий ищет)

Ну а ты – иди искать.

  1. Развитие связной речи.

«Представляете, я на выходных ездила на дачу. И привезла со своего огорода корзинку овощей!» Логопед выставляет корзинку с овощами.

«Попробуйте описать, какие овощи я привезла».

Овощи в корзинке:

  • морковка
  • огурцы
  • помидор

  1. Развитие навыка чтения.

«Вот такая морковка у нас выросла». Логопед помещает на доску плоскостное изображение моркови.

«Оторвите от хвоста морковки по маленькому пучку и прочтите предложение».

Предложения:

У брата картошка.

Дай, Рома, огурцов.

А вот и помидор.

Дай картошку, Лера.

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

«Давайте представим, что мы все-таки собрали наш богатый урожай. Теперь мы станем поварами, будем готовить вкусные овощные блюда. Я буду бросать вам мяч, и начинать предложение, а вы ловите его и заканчиваете предложение».

Например:

Из картофеля можно приготовить… картофельное пюре.

Из морковки можно приготовить…

Из огурцов можно приготовить…

Из гороха можно приготовить….

Молодцы! Вы все сделали правильно!

Итог занятия.

Что мы сегодня делали?

На чем мы приехали?

Что мы делали на огороде?

Какие овощи мы собирали?

Так что же происходит только осенью?

Вы все сегодня молодцы!

Работали очень хорошо! До свидания!

Здравствуйте!

Зима

Холодная, идет снег.

Дети выполняют задание.

Да

Дети составляют слово из букв

Осень

Листопад, …

Дети повторяют все движения за логопедом.

На автобусе.

Дети внимательно слушают логопеда.

За город, на дачу, на огород.

Баклажан, помидор, капуста, лук, горошек, кабачки, репа, перец, морковка.

Овощи

Дети выбирают картинки, в названиях которых есть звук [Р].

Помидор, горошек, морковка.

Дети повторяют за логопедом, выделяя голосом звук [Р].

Картошка, тыква, огурцы, патиссоны, укроп, свекла, редька, салат, чеснок …

Да

Без человека, без земли, без ухода…

Без воды

В колодце

Дети повторяют за логопедом – БРРР.

Дети повторяют движения за логопедом.

Дети повторяют действия за логопедом.

Дети цокают язычком.

Дети цокают язычком еще быстрее.

ТПРРРУУУ

Дети сами шпателем делают «балалаечку».

Картошка

Помидор

Морковка

Горох

Яблоко

Картошка, яблоко, помидор, горох, морковка.

Яблоко

Потому что картошка, помидор, горох, морковка – это овощи, а яблоко – это фрукт.

Звук[Р].

Дети произносят эти слова так, чтобы был слышен звук [Р].

В середине

В середине

В конце

В середине

Дети повторяют движения за логопедом.

Сочная, оранжевая морковка.

Длинные, зеленые огурцы.

Вкусный, красный помидор.

Каждый ребенок читает свое предложение.

морковную запеканку

огуречный салат

гороховый суп

Мы были за городом, на огороде.

На автобусе.

Собирали овощи.

Морковку, огурцы, горох, картошку, помидоры.

Сбор урожая.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....

Конспект логопедического занятия с детьми 6-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи. Тема: "Зима. Домашние животные"

Конспект логопедического занятия с детьми 6-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.  Тема: "Зима. Домашние животные"...

Конспект логопедического занятия с детьми 6-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи. Тема: "Зима. Зимующие птицы"

Конспект логопедического занятия с детьми 6-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи. Тема: "Зима. Зимующие птицы"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...