Мастер - класс "Работа по формированию связной речи при проведении коррекционного часа в старшей и подготовительной к школе группах"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Харымова Надежда Ивановна

Данный материал адресован учителям - логопедам дошкольных учреждений, воспитателям речевых групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                            МАСТЕР-КЛАСС

Работа по формированию связной речи при проведении коррекционного часа в старшей и подготовительной к школе группах

Равномерность и ритмичность — основа отлаженного здорового организма ребенка: сердце стучит как часики, печень медленно вздыхает, легкие работают в ритме вальса — вдох, выдох, пауза. Это глубинные процессы, которые природа отшлифовала до совершенства и снабдила собственными частотами. Речь ребенка — это общая работа многих систем, нарушения речи говорят о сбоях в ритмичной работе всего организма. Речь создается струями воздуха, выходящими из ротовой полости и носоглотки ребенка. Если вы хотите, чтобы речь развивалась без дефектов, красивым плавным голосом, нужно попытаться поработать с ритмичными стихами. Ведь воздух — одна из стихий, а слова — это результат голосовых вибраций воздушных потоков. Родители хотят, чтобы ребенок начал рано разговаривать, а лучше, если сразу чтобы говорил много слов и целыми предложениями. К сожалению, речь — инструмент тонкий, его нужно осваивать длительное время. Самое лучшее средство для развития связанной плавной и яркой речи у ребенка — это стихи, сказки и потешные рассказы.  Таким образом, устанавливается диалог с ребенком и налаживается плодотворное сотрудничество по получению важной информации.

Для развития детей стихи нужны — с этим никто не спорит, они развивают речь, хороши для освоения счета, с ними легко умываться, одеваться и фантазировать. Но не все дети любят одинаковые стихи и сказки, а некоторые предпочитают процессу творческого ритмичного запоминания решение логических задач. Разучивая стихи с ребенком, нужно обязательно учитывать индивидуальные способности и предпочтения детей. Одни и те же сказки, прочитанные воспитателем в детском саду, может вызвать разную реакцию. Кто-то из ребят будет хлопать в ладоши, и притопывать ножками, а кто-то задавать вопросы: «а зачем он это сделал?», «а почему она туда поехала?».Кроме того, есть категория детей, которым интересны определенные персонажи. Стихи с не интересными ему темами он учить не будет принципиально..

Если ребенок любит стихи, но не может их пересказать, если его речь несвязна, значит, ему показаны логопедические уроки коррекционной работы для развития речи. Связная речь — одно из самых важных условий формирования развитой грамотной речи у детей. Логопедический прием коррекции речи с помощью сказок известен давно. Сегодня он обрел новую форму — сказкотерапия очень популярное средство для занятий с детьми с общим нарушением речи. Их главная цель — подготовить ребенка с отставанием речи к школьному учебному процессу. В результате занятия логопедическими сказами у детей формируется правильное произношение звуков и связная речь, расширяется словарный запас, формируется внимание, улучшается память, улучшаются коммуникативные свойства.

Развитие самостоятельной разговорной речи.

          Работа над качественной стороной речи – умением понимать подобрать для ответа нужное слово. На этом этапе нужно требовать от детей ответ на вопрос в правильной грамматической форме.

. Дети , имеющие сложную структуру речевого дефекта, поэтому они нуждают-

ся во вспомогательных средствах при формировании связной речи:

  • наглядность (по мнению  Эльконина)
  • моделирование плана высказывания .

        На первом году обучения детей работа по связной речи проходит в следующем порядке:

  1. Пересказ рассказа воспитателя, составленного по демонстрируемому действию.
  2. Составление рассказа по демонстрируемому действию.
  3. Пересказ рассказа воспитателя с использованием ковролина.
  4. Составление рассказа с использованием ковролина.
  5. Пересказ рассказа воспитателя с использованием серии сюжетных картинок.
  6. Составление рассказа с использованием серии сюжетных картинок.
  7. Пересказ рассказа воспитателя с использованием одной сюжетной картинки.
  8. Составление рассказа с использованием одной сюжетной картинки.

     Такие виды рассказывания, как описание предметов и объектов, сравнение предметов и объектов, лучше проводить на втором году обучения, так как в этих видах связной речи дети испытывают затруднения:

  • с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных частей, признаков и свойств;
  • в установлении последовательности в изложении выявленных признаков;
  • в удержании в памяти этой последовательности.

В этих видах рассказывания целесообразно использовать схемы.

           К началу обучения в подготовительной группе дети должны владеть всеми видами связной речи, но их речь характеризуют следующие особенности: недостаточно отражаются причинно-следственные связи, отношения между событиями разорваны, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования диалога.

           Для того, чтобы коррекция этих нарушений проходила в интересной для детей форме, можно использовать следующие виды работы:

  1. Добавление в рассказ предшествующих, либо последующих событий;
  2. составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия – коллаж;
  3. с включением или исключением объектов;
  4. составление рассказа по картинкам;
  5. составление рассказа по подбору слов;
  6. рассказ по  сюжетной картинке;
  7. придумывание рассказа о знакомом герое;
  8. придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

            При подготовке к занятиям важно продумать вопросы по содержанию рассказа, картины. Вопросы должны быть не только по последовательности, содержанию событий, их причинно – следственной зависимости, но и предусматривать моделирование каждого предложения.

             Нужно добиваться нескольких вариантов ответа на один вопрос.

             Особое внимание нужно уделять тому, какими эмоциями со стороны педагога сопровождается рассказ ребёнка. Это должны быть только положительные эмоции, жесты, мимика. Ребёнок должен быть уверен в том, что его поймут и помогут.

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и воспитателей в коррекционной работе по связной речи.

Учитель - логопед

Воспитатели

1. Знакомят со свойствами   предметов (обследовательские действия), называя их.

2. Повторяет ранее пройденные с воспитателем понятия, вводит их в словосочетания, уделяя особое внимание грамматическому оформлению.

3. Вводят отработанные фразы, словосочетания в СКИ,  обращая внимание на правильную грамматику(оформление.

4. На основе полученных в играх ситуациях, составляет с детьми предложения по образцу. .

5. Закрепление на занятиях и в режимных моментах.

6. На основе отработанных предложений, составляет с детьми описательные предложения из 2 – 3 предложений по вопросам.

7. Закрепление на занятиях и в режимных моментах.

8. На основе отработанных предложений, составляет с детьми описательные предложения из 2 – 3 предложений по предметной картинке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН БЕСЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

План беседы по формированию у детей основ здорового образа жизни в старшей и подготовительнойк школе группе. Знакомство со строением тела человека, закрепление правил личной гигиены, чтение стихов о з...

Конспект занятия по развитию связной речи на материале РНС «Маша и медведь» в подготовительной к школе группе.

Данный конспект занятия направлен на развитие связной речи в подготовительной к школе группе. Через сказки ребенок познает мир, набирается опыта для взрослой жизни, строит собственную модель мира и уч...

Отчет о проведении тематической недели «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшей и подготовительной к школе группы»

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, ...

Развитие связной речи у детей с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Самообразование.

Развитие связной речиЦель: развитие связной речи.Задачи: ·                   изучить литературу по теме...