Речевой уголок «Речевичок»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Харымова Надежда Ивановна

Данный материал адресован учителям - логопедам дошкольных учреждений, воспитателям речевых групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_rechevoy_ugolok_rechevichok.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум Речевой уголок «Речевичок»

 О формировании речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы, но, тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно. Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов. До настоящего времени совершенной загадкой для ученых остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей. Для детей с общим недоразвитием речи словообразование является особенно сложным, поскольку, в силу речевых нарушений, дети допускают серьезные ошибки в формировании новых слов. Исходя из всего вышесказанного, данная тема, на сегодняшний день, является столь актуальной.

В нашем дошкольном учреждении, группы  направленности посещают воспитанники с общим недоразвитием речи третьего уровня, который характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Активный словарь детей еще очень ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Улучшаются произносительные возможности, воспроизведение слов разной слоговой структуры, но, у большинства детей продолжают встречаться недостатки произношения отдельных звуков и нарушения структуры слова. Функция словообразования находится на довольно низком уровне.

Таким образом, воспитанник с общим недоразвитием речи в отличие от своих нормально развивающихся сверстников испытывает трудности в овладении словообразовательными операциями. Безусловно, трудности выработки словообразовательных навыков у воспитанников учитываются в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи и в работе по данной теме используется множество игр, упражнений, дидактического материала с постепенным усложнением и разнообразием наглядности.

За долгие годы логопедической практики в работе с детьми с нарушениями речи нарабатывается и отбирается тот материал, который более эффективен.

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников

Задачи речевого уголка:

4-5 лет

  • Развитие речевого дыхания.
  • Совершенствование звуковосприятия.
  • Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
  • Развитие диалогической речи.

5–6 лет

  • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6–7 лет

  • Развитие монологической речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Подготовка к обучению грамоте.

Нашу логопедическую группу посещают дети с диагнозом общее недоразвитие речи. Как вы знаете, у этих детей грубо нарушено звукопроизношение, они испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические ошибки. Для основной массы детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в нашей с логопедом работе можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом "Домашний речевой уголок"

Данный альбом был создан, как продукт проекта "Сотрудничество ДОУ и семьи по вопросам развития речи детей"....

Речевой уголок "Речевичок"

Речевой уголок "Речевичок" в старшей группе...

Речевой уголок "Речевичок"

Центр речевого развития «Речевичок» создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников.Задачи центра:- развитие артикуляционной моторики,- развитие речевого дыхания,- развитие ...

Речевой уголок младшего дошкольного возраста: «Речевичок»

Цель создания уголка речевого развития – оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых особенностей воспитанников.Развитие речевых навыков у детей младшей группы ( отра...

Речевой уголок "Речевичок"

Речевой уголок содержит:- комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики;- картинки к артикуляционным упражнениям;- пособия по развитию речевого дыхания;- игры и упражнения на дифференциацию звук...

Уголок речевой "Речевичок"

Описание паспорта речевого уголка во 2-й младшей группе...

Приказ О проведении смотра-конкурса "Лучший речевой уголок"; Приказ По итогам смотра-конкурса "Лучший речевой уголок"

В соответствии с планом работы ДОУ на 2021 - 2022 уч.год, реализации годовой задачи по развитию речи, с целью создания речевой среды как обязательного условия формирования литературно-правильной речи ...