Развивающая зона "Умное окошко" как элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пономарева Елена Витальевна

Аннотация: в статье описывается элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета - развивающая зона "Умное окошко", служащая для нестандартного размещения демонстрационного материала по лексическим темам.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая среда, демонстрационный картинный материал, лексические темы, нетрадиционная форма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_umnoe_okoshko.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ ЗОНА «УМНОЕ ОКОШКО»

КАК ЭЛЕМЕНТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Пономарева Елена Витальевна,

учитель-логопед.

МБДОУ Детский сад №6

городского округа-город Камышин

Волгоградской области

Аннотация: в статье описывается элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета – развивающая зона «Умное окошко», служащая для нестандартного размещения демонстрационного материала по лексическим темам.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая среда, демонстрационный картинный материал, лексические темы, нетрадиционная форма.

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс трудный и продолжительный. Он требует от ребенка сосредоточенности, волевых усилий. Детям с нарушениями речи это дается очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приемы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм – создание коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Необходимость выполнения данных требований, а так же стремление к максимальной реализации образовательного потенциала пространства, привели к созданию в логопедическом кабинете развивающей зоны «Умное окошко».

Обыкновенное окно, выполняющее функцию естественного освещения кабинета, становится «Умным окошком», служащим для нестандартного размещения развивающего демонстрационного материала. Двусторонние предметные картинки, подобранные согласно лексической теме недели, крепятся на окно с помощью липкой прозрачной ленты.

При таком расположении картинный материал может быть использован:

- логопедом в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми логопедической группы в кабинете;

- логопедом в ходе индивидуальной работы с детьми логопедической группы во время прогулки;

- воспитателями логопедической группы в ходе индивидуальной работы с детьми по заданию логопеда во время прогулки;

- воспитателями общеразвивающих групп для профилактики нарушений речи у детей во время прогулок.

Такое размещение картинного материала делает его общедоступным для всех педагогов детского сада, а так же способствует осуществлению преемственности в работе логопеда и воспитателей.

Коррекционная цель зоны – развитие лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи и без них. Содержание демонстрируемых картинок подбирается в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы логопеда. Для детей с общим недоразвитием речи адаптированная образовательная программа создана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.

В течение учебного года на окне размещаются сроком на 1 неделю картинки по лексическим темам: «Осень. Признаки осени», «Деревья осенью», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы и лесные ягоды»,  «Игрушки», «Одежда. Головные уборы», «Обувь», «Мебель», «Я. Части тела и лица», «Продукты питания», «Кухня. Посуда», «Зима. Признаки зимы», «Зимующие птицы», «Дикие животные и их детеныши», «Дикие животные зимой», «Новый год», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Профессии», «Транспорт», «Весна. Приметы весны», «Мамин праздник. Профессии мам», «Дикие и домашние животные весной», «Птицы прилетели», «Весенние работы на селе», «Пресноводные и аквариумные рыбы», «Детский сад. Профессии», «Наш город. Моя улица», «Лето. Насекомые», «Цветы».

К демонстрируемому картинному материалу могут применяться любые задания на развитие лексико-грамматических категорий, при условии, что они соответствуют возрасту ребенка, уровню речевого развития. Это могут быть игровые задания:

  • на обобщение, классификацию

- Назови картинки одним словом.

- Найди лишнюю картинку. Объясни, почему эта картинка лишняя.

- Положи овощи в большую корзинку, а фрукты – в маленькую и т.п.

  • на развитие предметного, глагольного словаря, словаря признаков

- Назови картинки, расположенные в нижней части окна.

- Что можно делать этим предметом?

- Из чего сделана игрушка? Значит она какая? и т.п.

  • на формирование навыков словообразования

- Назови ласково (кукла – куколка).

- Помоги найти детенышей (у ежа – ежата).

- Кто как голос подает? (мяу – мяукает) и т.п.

  • на формирование навыков словоизменения

- Один - много (воробей - воробьи)

- Вижу что? Вижу кого?

- Это чье? (чье платье? Оно мамино) и т.п.

Кроме того детям можно предложить самостоятельно придумать игровое задание к имеющимся картинкам.

К размещаемому на «Умном окошке» материалу предъявляются определенные требования: демонстрационный материал должен быть крупным, ярким и четким, двусторонним, вырезанным по контуру рисунка (для эстетичности при расположении на окне).

Таким образом, создание развивающей зоны «Умное окошко» не требует больших материальных вложений, однако успешно способствует оптимизации условий организации коррекционной, развивающей деятельности педагогов ДОУ. А нетрадиционная форма преподнесения материала неизменно вызывает интерес детей, стимулируя их к активному участию в образовательном процессе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающая среда логопедического кабинета.

в статье представлены дидактические принципы построения коррекционно - развивающей среды логоепдичекого кабинета, кратное содержание наполняемости коррекционных центров с фотографиями...

Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Коррекционно - развивающая среда логопедического кабинета

Коррекционно - развивающая среда логопедического логопедического кабинета в доу....

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в ДОУ по ФГОС

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС ДО.с учетом принципов...