Авторские логопедические стихотворные тексты для автоматизации и дифференциации звуков
методическая разработка по логопедии

Кернасюк Снежана Степановна

Использование стихотворных текстов в процессе автоматизации поставленных звуков речи является важным этапом работы по введению поставленных звуков в речь, а также в последующей дифференциации схожих звуков. В стихотворениях дети учатся контролировать правильное произношение, уделяя внимание правильному называнию звука на гораздо более объемном материале, чем на уровне слога, слова или предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторские логопедические стихотворные тексты для автоматизации и дифференциации звуков.

   Использование стихотворных текстов в процессе автоматизации поставленных звуков речи является важным этапом работы по введению поставленных звуков в речь, а также в последующей дифференциации схожих звуков. В стихотворениях дети учатся контролировать правильное произношение, уделяя внимание правильному называнию звука на гораздо более объемном материале, чем на уровне слога, слова или предложения.

Научившись контролировать правильное звукопроизношение в стихах, ребенок легче и быстрее станет правильно произносить нарушенные звуки в свободной речи.

 В своей практической работе я придумываю короткие стишки с целью оптимизации процесса введения поставленных звуков в речь детей. Такие стишки должны содержать преимущественно определенные звуки для их автоматизации или звуки, схожие акустически или артикуляторно для их дифференциации. Стишки, содержащие разные группы звуков используются для выработки навыка правильного звукопроизношения на последних этапах коррекции.

   Стараюсь, чтобы такие стишки были сюжетными и интересными. Они должны быть также доступны и понятны детям. Подобрав к их тексту соответствующие картинки, изготовив интересные пособия можно сделать процесс введения звука в речь более легкими и увлекательным, что значительно облегчит коррекционную работу.

1. «Супер».

Супергерою-суперкартинки:

Супергараж и суперботинки,

Супертермос и суперпес,

Суперружье и супернасос,

Суперсвисток и супермотор,

Супермашина и суперковер,

Суперзамок и супертаблетка,

Суперодежда и суперконфетка.

2. «Белый стих»

Слава белый листик взял,

Белый снег нарисовал.

Белый домик, белый мел,

Белый котик тут сидел…

Белый зайка тут скакал,

Белый пес за ним бежал.

 

2. «Ласковый Жужа»

Ласковый Жужа в картинки играл,

Ласково всё он называл:

Ежик, ножик, утюжок,

Ложечка, снежок, лужок,

Медвежонок, жакетик, пижамка, флажок,

Дождик, животик, дружок, пирожок.

3. «Весело бежит лиса»

Весело бежит лиса:

Сасаса да сасаса.

Видит – сонная сова,

Серый слон, летит оса,

На осине – семь сорок,

Вот в песочнице песок,

В ней спокойно спит сурок.

4. «Галя и Толя»

Галя и Толя слепили из глины

Лебедя, ель, лису и дельфина,

Соболя, льва, улитку, теленка,

Много цыплят, оленя, козленка.

5. «Посчитай»

Считали картинки два ежа:

Жук, крыжовник, два ножа,

Лыжи, желудь и лужок,

Жаба, лужа, пирожок,

Сколько их всего – скажи,

Быстро цифру покажи.

6. «Рома и Рая»

Рома и Рая в картинки играли,

Что у кого они называли.

У Раи сарафан, у Ромы барабан

У Раи паровоз, у Ромы Дед Мороз

У Раи парусник, у Ромы градусник.

7. «Жираф, корова и баран»

Жираф, корова и баран

Гадают на ромашке.

Что купить им: барабан?

Ракету? Розу? Кружку?

Баранки? Ручку? Сарафан?

Или вкусную ватрушку?

8. «Магия»

Магия какая-то сейчас начинается,

Всё маленькое в большое легко превращается.

Был волк-стал волчище,

Был дом-стал домище,

Был нос-стал носище,

Был хвост-стал хвостище.

9. «Кораблик»

Мы со звуком «р» играем

И кораблик собираем:

Трап, корма, штурвал и рубка,

Иллюминатор, парус, шлюпка.

Стоп! Внимание! Исправляй!

Без «р» картинку называй.

Инструкция: назови картинку, в название которой нет звука «р».

10. «Игрушки»

Игрушки бывают разные:

Желтые, белые, красные…

Желтый шарик, зеленый фонарик,

Красная матрешка, голубая поварешка,

Розовая хрюшка, синяя погремушка,

Черная стрела, серебристая пила.

11. «Коля и Оля»

Коля любит котлеты,

Оля любит галеты,

Коля любит блин,

Оля любит ванилин,

Коля любит хлеб,

Оля любит плед.

12. «Галя, Валя и Толя»

Галя, Валя и Толя гуляли.

Много людей они увидали:

Вот – малютка Оля в люльке,

Лена кукле дает пилюльки,

Лика и Лиза несут балетки,

Дядя Коля пьет таблетки,

Вот у Лени болит колено

И мальчик Лева несет полено.

13. «Почему?»

Почему у сома усы

И какие слон видит сны?

Почему спит сова на суку?

Почему нужен нос барсуку?

Почему гудит пылесос?

Почему свистит насос?

Почему поет соловей?

На вопросы ответь скорей!

13. «Белый стих».

Слава белый листик взял,

Белый снег нарисовал.

Белый домик, белый мел,

Белый котик тут сидел…

Белый зайка тут скакал,

Белый пес за ним бежал.

14. «Подарки».

Носорогу в подарок рог,

Повару в подарок-пирог,

Барану в подарок трава,

Дровосеку в подарок -дрова.

Таракану в подарок-корм,

Королю в подарок трон.

Раку в подарок –нора,

А Барбосу-конура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...

Инновационные и авторские методы и приемы по автоматизации и дифференциации звуков

В статье рассказывается об инновационных и авторских  технологиях, применяемых учителем-  логопедом в  коррекционной работе.  Игровые методы и приемы позволяют сделать логопедическ...

Логопедический практикум для родителей "Автоматизация и дифференциация звуков"

Автоматизация звука – это закрепление навыка правильного произношение звука в специально организованных упражнениях.Дифференциация звуков – различение звуков в речи.Этапы автоматизации звуков и диффер...

Логопедическая подгрупповая НОД по автоматизации и дифференциации звуков с использованием фитбол-мяча Тема: «Продукты»

Логопедическая подгрупповая НОД по автоматизации и дифференциации звуков с использованием фитбол-мяча  Тема: «Продукты»         Составитель:Учитель-ло...

Логопедические игры - задания для автоматизации и дифференциации звуков ("Ступеньки") (14.03.2019г.)

Пособие «Ступеньки» предназначено для автоматизации и дифференциации звуков у детей, имеющих нарушения звукопроизношения стойкого характера. Работа с пособием позволяет сохранить у ребенка...

Авторское пособие "Звуковые дорожки", для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с\'].

quot;Звуковые дорожки" - авторское пособие для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с'], поможет в игровой форме отработать изучаемые звуки....