Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Штырева Ульяна Сергеевна

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

«Песочные чудеса»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

 ул. Советская,43

   

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

«Песочные чудеса»

                                                   

Учитель-логопед:

 Штырева У.С.

                                                       

2019

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях кружковой работы элементы песочной терапии и изоритмики. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Цель: развитие связной речи,  эмоционально-личностной сферы, мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.

Задачи:

Образовательные:

1.        Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.

3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.

4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

5. Закрепить представления об окружающем мире.

6. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Развивающие:

1. Развивать психические процессы (внимание, память).

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

4. Развивать умение действовать по инструкции.

5. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.

6. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.

7. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3. Воспитывать слуховое внимание и память.

4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, исследовательские и практические.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Ожидаемые результаты:

• Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;

• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.) ;

• Повышение тактильно-кинетическую чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;

• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;

• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;

• Повышение самооценки дошкольника;

• Воспитание положительных нравственных качеств личности.

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка или пескограф), песок или манка, коллекция миниатюрных фигурок.

ПЕСОЧНИЦА:

Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8

Занятия рассчитаны на 5-6 летних детей (старшая группа. Проводятся 1 раза в неделю, с октября по май.

        Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных ощущений.

Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочницею. Таким образом, выделяют ритуал входа.

Ритуал входа:

Этот этап обязателен в психотерапевтической работе.

Цель: определить, правила поведения в песочнице. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда, к персонажу.

Основная часть:

Проводятся занятия по различным проблемам развития речи как для детей с нормальным речевым развитием , так и для детей с нарушениями.

Особенность проведения занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в песочнице – возможность ее использования на протяжении всего занятия или в отдельной его части.

Развитие мелкой моторики рук:

Это часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или подражанию, а вот малыши только учатся, и поэтому следует первоначально действовать «рука в руке».

Работа над фонематической стороной:

Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Для развития фонематического слуха детям предлагают выбрать называемые педагогом  фигурки с определенным звуком. Для автоматизации то же задание можно использовать с активным называнием слов.

Работа над лексической стороной речи:

Обогащение и закрепление слов родного языка – одна из самых важных задач развития и коррекции речи.

  1. Расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песчанка, песочек и т. д.
  2. Можно обогащать словарь детей соответствующим материалу глаголами.
  3. На базе песочницы можно проводить работу по закреплению и активизации словаря.

Работа над грамматической стороной речи:

Говоря о грамматической стороне речи, мы подразумеваем способность в рамках языковой нормы образовывать новые слова, пользуясь префиксальным, суффиксальным и префиксально – суффиксальным способом.

Работа над формированием фразовой речи:

В основе возможностей формирования фразовой речи – лежит соединение методики В. К. Воробьевой с активным действием ребенка в песочнице. Первоначально количество героев и совершенных ими действий резко ограничено, так как следует учитывать сниженные возможности памяти.

Ритуал выхода:

Ритуал выхода необычайно важен с психологической стороны, особенно благодарность. Получение положительного заряда  в конце занятия выгодно  выделяет деятельность в песочнице и закрепляет желание ее повторять.

Коснемся еще одного вида нетрадиционной техники – это ИЗОРИТМИКА.

Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали. Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционно-педагогического воздействия.  

Очень эффективными в этом направлении является игровые упражнения по изоритмике, которые предполагают формирование у детей ориентировки на пескографе, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.

Использование в кружковой работе по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты:

- у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;

- закрепляются знания о цвете, форме, величине;

- подготавливается рука к письму;

- формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;

- развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.

Изоритмические игровые упражнения можно использовать не только в рамках образовательной деятельности, но и на прогулке. Дети с удовольствием рисуют предметы палочками на мокром песке или земле. Так приятно со стороны наблюдать за ребятишками! Рисуя, дети шевелят губами, проговаривая стихи. Они сосредоточенные, серьёзные и такие смешные.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.

Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет.

План на 2019 – 2020 учебный год

Старшая группа

Месяц

дата

занятие

цель

Октябрь

9.10

«Ознакомление с песочницей». Изоритмическое игровое упражнение «Елочка»

Прививать в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему.

16.10

«Умный карандаш». Изоритмическое игровое упражнение «Елочка»

Совершенствование речевых навыков.

23.10

Ознакомление с физическими свойствами песка». Изоритмическое игровое упражнение «Облачко»

Развивать умение в процессе экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи, расширять словарный запас.

30.10

«Морская семья». Изоритмическое игровое упражнение «Облачко»

Закреплять навыки драматизации, умения отгадывать загадки, отвечать на вопросы логопеда.

Ноябрь

6.11

Ознакомление с глиной и сравнение с песком. Изоритмическое игровое упражнение «Солнце»

Развивать мелкую моторику рук, интерес к познавательной деятельности, расширять словарный запас

13.11

«Хитрая лиса». Изоритмическое игровое упражнение «Солнце»

Совершенствование речевых навыков. Развивать воображение.

20.11

«Город на песке». Изоритмическое игровое упражнение «Кошелек»

Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику.

27.11

«Приключения маленького поросенка. Овечки и пчелки. Изоритмическое игровое упражнение «Кошелек»

Совершенствование речевых навыков. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету.

Декабрь

4.12

«Живые картинки на песке».  Изоритмическое игровое упражнение «Шарик»

Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику

11.12

«Дом для поросенка». Изоритмическое игровое упражнение «Шарик»

Совершенствование речевых навыков. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету.

18.12

«Что спрятано в песке». Изоритмическое игровое упражнение «Колобок»

Развивать мелкую моторику рук, интерес к познавательной деятельности, расширять словарный запас.

25.12

«Друзья». Изоритмическое игровое упражнение «Колобок»

Помочь детям запомнить и осмыслить новую сказку.

Январь

15.01

«Птицы рядом с нами»

Изоритмическое игровое упражнение «Осьминог»

Воспитывать доброе, бережное отношение и сочувствие к пернатым друзьям.

22.01

«Корова, лошадь и собака»

Изоритмическое игровое упражнение «Осьминог»

Совершенствование речевых навыков. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету.

29.01

«Песочные шашки»

Изоритмическое игровое упражнение «Рыбка»

Развивать мелкую моторику рук, внимательность, сообразительность.

Февраль

5.02

«Волшебный гриб».

Изоритмическое игровое упражнение «Рыбка»

Совершенствование речевых навыков. Развивать воображение.

12.02

«Дождик для художника»

Изоритмическое игровое упражнение «Рыбка»

Развивать мелкую моторику рук, внимательность, сообразительность, художественные способности.

19.02

«Мышонок». Изоритмическое игровое упражнение «Черепашка»

Закреплять навыки драматизации, умения отгадывать загадки, отвечать на вопросы логопеда.

26.02

«Наш любимый д/с»

Изоритмическое игровое упражнение «Черепашка»

Активизировать социально – эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире.

Март

4.03

«Смелая внучка».

Изоритмическое игровое упражнение «Кораблик»

Совершенствование речевых навыков

11.03

«Прогулка у реки».

Изоритмическое игровое упражнение «Кораблик»

Закреплять порядковый и количественный счет до 10.

18.03

Мы на кораблике плывем».

Изоритмическое игровое упражнение «Дом»

Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения.

25.03

«Цветик – семицветик»

Изоритмическое игровое упражнение «Дом»

Учить четко и обоснованно отвечать на вопросы.

Апрель

8.04

«Найди и сравни». Изоритмическое игровое упражнение «Грибок»

Формировать пространственные представления.

15.04

«Учимся хорошим поступкам». Изоритмическое игровое упражнение «Грибок»

Познакомит детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным.

22.04

«Жил – был Козленок». Изоритмическое игровое упражнение «Цветок»

Познакомит детей с произведением А. Пресейна «Про Козленка, который умел считать до 10.

29.04

«Литературная викторина»

Изоритмическое игровое упражнение «Цветок»

Закрепить знания о прочитанных ранее произведениях.

Май

13.05

« Путешествие в песочную страну»

Изоритмическое игровое упражнение «Поросенок»

Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, развивать пространственное воображение,

воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

20.05

«Путешествие к песочной Фее».

Изоритмическое игровое упражнение «Котенок»

Развитие познавательных процессов.

27.05

«Волшебный песок».

Изоритмическое игровое упражнение «Гусеница»

Развивать фантазию, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Используемая литература:

Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., «Песочная терапия в развитии дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2018 – 64с.

Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., «Игры с песком для обучения пересказу детей 5 7 лет.

Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.

Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.

Песочная терапия на сайте ndou195.ru›index.php…

Чудеса из песка на сайте stranagnomov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи...

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

В презентации представлен мой опыт использования песочной терапии в коррекционой логопедической работе....

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Одним из методов повышения эффективности работы является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья че...