Образовательная программа по логоритмике "Говорящая музыка"
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя группа)
Программа «Логоритмика» предназначена для систематических занятий логоритмикой с детьми от 2 до 5 лет в условиях ДОУ.
Она адресована музыкальным руководителям и логопедам. В основе её лежит система логоритмических занятий, разработанная Г. Волковой и учебно-методические пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».
Программа адаптирована для ДОУ, тематический материал распределён на 3 года обучения и значительно расширен благодаря самым современным методам логоритмики.
Программа рассчитана как на профилактическую работу с детьми без речевых патологий, так и на коррекционную работу с детьми, имеющими речевую патологию, в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_po_logoritmike_govoryashchaya_muzyka.doc | 595.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательная программа по логоритмике «Говорящая музыка»
Автор: Белоусова Н.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №23 «Солнышко»
Программа «Логоритмика» предназначена для систематических занятий логоритмикой с детьми от 2 до 5 лет в условиях ДОУ.
Она адресована музыкальным руководителям и логопедам. В основе её лежит система логоритмических занятий, разработанная Г. Волковой и учебно-методические пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».
Программа адаптирована для ДОУ, тематический материал распределён на 3 года обучения и значительно расширен благодаря самым современным методам логоритмики.
Программа рассчитана как на профилактическую работу с детьми без речевых патологий, так и на коррекционную работу с детьми, имеющими речевую патологию, в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте.
Содержание:
| 4 |
2. Перспективное планирование. | 8 |
3. Содержание занятий. | 10 |
4. Предполагаемые результаты освоения программы. | 13 |
5. Краткие методические рекомендации. | 16 |
6. Список литературы. | 18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение со взрослыми и сверстниками - всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов профилактики и преодоления этих нарушений в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
С этой целью была разработана образовательная программа «Говорящая музыка», которая составлена на основе системы логоритмических занятий, разработанной Г. Волковой и учебно-методических пособий Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».
Направленность программы: данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально - личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.
Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста.
Направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
- развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
- развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.
Задачи обучения:
- Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать грамматический строй и связную речь.
- Образовательные задачи:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
- Оздоровительные задачи:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций.
Ожидаемые результаты обучения
Повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:
- зрительного восприятия, внимания и памяти;
- слухового внимания и памяти;
- статической координации движений;
- произвольной регуляции мышечного тонуса;
- ориентировки в схеме собственного тела;
- ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
- восприятия пространственных признаков предметов;
- динамической координации движений рук;
- артикуляционной моторики;
- мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
- слогоритмической структуры слов;
- поставленных звуков;
- функций фонематического слуха;
- понимания предметного, глагольного словаря.
Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте от 2 до 5 лет.
Сроки реализации программы: 3 года.
Формы работы с детьми: групповые занятия с детьми.
Длительность занятий: составляет 10-15 минут. Периодичность проведения – 1 раз в неделю.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Месяц | № за-нятия | Лексическая тема | Тема занятия по логоритмике |
1 год обучения – 2-3 года | |||
Сентябрь | 1. | Осень | Осенние листочки |
2. | Овощи | В огороде заинька | |
Октябрь | 3. | Фрукты | Осенние подарки |
4. | Дикие птицы | У кормушки | |
5. | Домашние птицы | У бабушки во дворе | |
6. | Заяц | Зайчик в гостях у ребят | |
Ноябрь | 7. | Лиса | Лисичка и скалочка |
8. | Медведь | Мишка косолапый | |
9. | Мебель | Три медведя | |
10. | Посуда | Угостим мы всех гостей | |
Декабрь | 11. | Зима | Снег, снежок |
12. | Зимние забавы | Елочка | |
13. | Собака | Поиграем мы с Дружком | |
Январь | 14. | Кошка | Кошку поим молоком |
15. | Рыбки в аквариуме | Аквариум | |
Февраль | 16. | Моё тело | Вот какие мы большие |
17. | Профессии | Как мама и папа | |
18. | Что такое хорошо и что такое плохо | Молодцы | |
19. | Семья | Моя семья | |
Март | 20. | Мамин праздник | Мамочка любимая |
21. | Дом | Строители | |
22. | Корова | В деревне | |
23. | Матрёшка | Матрешка | |
Апрель | 24. | Весна | Солнышко лучистое |
25. | Деревья | Прогулка в лес | |
26. | Дикие животные и их детеныши | Кто живет в лесу | |
27. | Продукты | В магазин | |
Май | 28. | Транспорт. | Мы едем, едем, едем… |
29. | Цветы. | На лугу | |
2 год обучения – 3-4 года | |||
Сентябрь | 1. | Овощи | Веселый огород |
2. | Фрукты | Собираем урожай | |
Октябрь | 3. | Осень. Сезонные изменения. | Осенние листья |
4. | Птицы | До свидания, птицы! | |
5. | Дикие животные | В лес пойдем ч.1 | |
6. | Дикие животные и их детеныши | В лес пойдем ч.2 | |
Ноябрь | 7. | Дом | Строим дом |
8. | Мебель | Поиграли и поспали | |
9. | Посуда | Где моя большая ложка | |
10. | Продукты питания | В магазине | |
Декабрь | 11. | Зима. Сезонные изменения. | Зима в лесу |
12. | Одежда и обувь зимой | Холодно! | |
13. | Зимние забавы | Дед мороз спешит на елку | |
Январь | 14. | Домашние животные | На ферме |
15. | Домашние животные и их детеныши | У бабушки в гостях | |
Февраль | 16. | Экзотические животные | Зоопарк |
17. | Части тела человека | Мы большие | |
18. | Представление о здоровом образе жизни | Расти здоровым | |
19. | Что такое хорошо и что такое плохо? | Вот как мы умеем | |
Март | 20. | Профессии | Будем людям помогать |
21. | Мамин праздник | Мама – солнышко мое | |
22. | Семья | Любимые дочки и сыночки | |
23. | Рыбы | Аквариум | |
Апрель | 24. | Народная игрушка | В гости к матрешке |
25. | Транспорт | Путешественники | |
26. | Весна | Весенний ручеек | |
27. | Насекомые | Под грибом | |
Май | 28. | Растения | Мы на луг ходили |
29. | Времена года | Круглый год | |
3 год обучения – 4-5 года | |||
Сентябрь | 1. | Фрукты и Овощи | Во саду ли в огороде |
2. | Грибы и Ягоды | В лес с корзинками | |
Октябрь | 3. | Осень | В гостях у царицы Осени |
4. | Перелетные птицы | В теплые края | |
5. | Деревья | Мы гулять ходили | |
6. | Мой город, моя страна | Наша Родина | |
Ноябрь | 7. | Дом и его части | Новоселье |
8. | Мебель | Наш уютный дом | |
9. | Посуда | Встречаем гостей | |
10. | Продукты питания | В магазин | |
Декабрь | 11. | Зима | Зимняя царица |
12. | Зимующие птицы | У кормушки | |
13. | Зимние забавы | Новогодний праздник | |
Январь | 14. | Домашние животные | В гости на ферму |
15. | Дикие животные | По лесной дорожке | |
Февраль | 16. | Экзотические животные | В зоопарк |
17. | Человек, части тела | Вот какие мы большие | |
18. | Здоровый образ жизни | Расти здоровым | |
19. | День Защитника Отечества | Крокодил Гена идет в армию | |
Март | 20. | Семья. Народная культура и традиции | Папа, мама, я – дружная семья |
21. | Женский день | Сказка о глупом мышонке | |
22. | Рыбы | Рыбалка | |
23. | Весна | Ярче солнышко сияй | |
Апрель | 24. | Транспорт | Путешественники |
25. | Инструменты и материалы | Помощники | |
26. | Профессии | Кем стать? | |
27. | Времена года | Круглый год | |
Май | 28. | Цветы | Будем клумбу украшать |
29. | Насекомые | Муха-Цокотуха |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Упражнения – чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Предполагаемые результаты реализации программы:
I. Навыки и умения, развиваемые на 1-ом году обучения:
Музыка и общая моторика.
- Учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических и песенных играх.
- Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной гимнастики и в музыкальных играх-отождествлениях.
Музыка и мелкая моторика.
- Знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарные пальчиковые фигуры.
- Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков.
- Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных заданий.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
- Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
- Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чётком и синхронном движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
- Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительных беседах к заданиям).
- Развивать коммуникативную, инструктивную, когнитивную, регулятивную и номинативную функции речи;
- Развивать умение общения в диалоге;
К концу 1 года обучения дети могут:
- Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике.
- Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать сущность заданий; общаться в диалоге с педагогом.
- Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.
- Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом.
- Уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом.
- Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
- Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки; знать их названия и тембры.
II. Навыки и умения, развиваемые на 2-ом году обучения.
Музыка и общая моторика.
- Учиться осознавать границы своего тела, выполняя элементы «самомассажа» в музыкально-ритмических и песенных формах.
- Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играх-отождествлениях.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).
- Развивать коммуникативную, регуляторную, инструктивную, когнитивную, номинативную функции речи;
- Осваивать общение в диалоге.
Музыка и мелкая (тонкая) моторика.
- Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр по подсказке педагога;
- Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу;
- Проводить ассоциативные связи при работе с пальчиковыми прописями;
- Уверенно работать по пальчиковым прописям в заданном музыкой темпоритме.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
- Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
- Стараться отражать темпоритмические особенности музыки в чётком и синхронном движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
- Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
- Формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с произнесением звуков.
- Развивать умение подчинять движение музыке.
К концу 2 года обучения дети могут:
- Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх и гимнастике (по подсказке педагога).
- Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений.
- Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.
- Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.
- Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
- Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов.
- Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
- Уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов, гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры.
- Освоить элементарные знания по работе на инструментах со звуковысотным рядом (ксилофон, металлофон, вибрафон и т.п.).
III. Навыки и умения, развиваемые на 3-ем году обучения.
Музыка и общая моторика.
- Проявлять знание частей своего тела и координационную точность движений в музыкально-образных играх и элементах гимнастики.
- Закреплять навык регулирования своего мышечного тонуса в музыкальных групповых играх и заданиях с элементами гимнастики.
Музыка и мелкая моторика.
- Выполнять музыкально-пальчиковые игры самостоятельно под музыку, учиться выполнять сложные пальчиковые фигуры.
- Уверенно выполнять пальчиковую гимнастику в заданном темпоритме, проявлять знание названий пальцев и движений, связанных с ними.
- Работать над иллюстрацией пальчиковыми фигурами известных сказок.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
- Выполнять музыкально-игровую гимнастику для губ, языка, мимики самостоятельно, по очереди и синхронно в группе.
- Менять темп, руководствуясь сменой частей музыкально-гимнастического комплекса самостоятельно.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).
- Развивать номинативную, когнитивную, регуляторную, коммуникативную, инструктивную функции речи;
- Продолжать развитие общения в диалоге, осваивать монологичную речь.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
- Выполнять элементы музыкально-дыхательной гимнастики: сидя, лёжа, стоя.
- Самостоятельно менять темп в смене упражнений, подчиняясь музыкальному ритму.
- Сочетать дыхание с произнесением звуков, слогов, слов и элементами гимнастических упражнений.
К концу 3-го года обучения дети могут:
- Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх и гимнастике.
- Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером движений.
- Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалогах и излагать мысль в монологе.
- Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, выказывать желание действовать самостоятельно.
- Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.
- Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
- Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур.
- Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
- Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.
- Играть и импровизировать на инструментах.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
Занятия логоритмикой с детьми в ДОУ должны отвечать эмоциональным потребностям маленьких детей. В связи с этим, работа по программе «Говорящая музыка» предполагает сюжетно-игровой метод проведения занятий, вызывающий у детей только положительные эмоции, раскрепощая их и развивая желание продолжать занятия.
Поскольку логопедическая ритмика является подвижной дисциплиной, - особое место должно быть отведено выбору помещения для занятий. Оно должно отвечать стандартным требованиям помещения для музыкальных занятий: хорошо освещаться, проветриваться, быть просторным, оснащённым фортепиано и аудиоаппаратурой.
Далее приведён примерный план занятия, где учтены особенности детского восприятия, равномерно распределена эмоциональная и физическая нагрузка и указано время для каждого вида деятельности.
Примерный план занятия для детей 3-4 лет.
№ | Вид задания | Время |
1. | Приветствие, разминка. | 1-2 мин. |
2. | Слушание музыки (сказки), творческие задания. | 1-2 мин. |
3. | Гимнастика для дыхания | 2-3 мин. |
4. | Артикуляционная гимнастика. | 2-3мин. |
5. | Подвижная групповая игра. | 3-4мин. |
6. | Развитие мелкой моторики: пальчиковая игра, игра на развитие тактильных ощущений, шнуровки и т.п. | 2-3мин. |
7. | Прощание, разминка. | 1-2 мин. |
Общее время | 15 мин. |
Осуществлять подбор материала для занятий предоставляется педагогу. Основными критериями по отбору являются следующие:
- Доступность пониманию детей.
Яркие образы, знакомые персонажи, удобные для голоса мелодии, чёткая функциональность в музыке, простая и логичная форма произведений.
- Яркость, красочность произведений.
Детям очень близки характерные мелодии, русские народные песни, пляски, произведения классиков с яркими средствами музыкальной изобразительности: гармонией, ритмом, фразировкой и т.д., а также – детские песенки и танцы. Использование эстрадно-танцевальной музыки допустимо лишь в том случае, если она действительно качественная.
- Эстетика слова и музыки.
Тексты песен и устных игр должны быть логичными, с верно выстроенными фразами, конкретными речевыми формами (монолог, диалог, повествование от автора и т.д.)
Не рекомендуется использовать тот фольклор (потешки и песенки), где использованы старорусские, требующие переосмысления, разъяснения, слова и фразы. Это может способствовать неправильному произношению и заучиванию некоторых слов (например, «пати» вместо «спать», «гуляти» вместо «гулять» и т.д.). Это может стать дополнительной нагрузкой для детского восприятия, а неправильно заученные слова могут надолго осесть в памяти ребёнка.
Эти средства помогут сформировать грамотные и верные музыкально-эстетические представления ребёнка.
Оснащение наглядными средствами.
Основное требование к наглядному материалу – простота и красота. Пособия должны быть яркими, цветными, с чёткими линиями. При этом размер пособий не маловажен (особенно для группового занятия). Крупное изображение, подбор иллюстраций выразительно-красноречивых – не только понравятся детям, но и помогут правильному формированию у них понятия об эстетической красоте.
Список литературы
Список методической литературы:
- Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; - М, 1985
- Захаровская. А.Б., Садретникова. Г.Ф., Профилактика, раннее выявление и преодоление недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Методические рекомендации; - М, 1989
- Крапухин. А.В., Шаховская. С.Н., Ишимова. О.А., Учись думать и говорить: Методические рекомендации для логопедов; - М, 1985
- Лапшина А.Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты; - Красноярск, 1997
- Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: Методическое пособие; - М, 2005
- Петрова. В., Музыкальные занятия с малышами; - М, 1987
- Полишко. Е.Д., Гордеева. Т.В., Развитие и коррекция речи: Методическое и практическое пособие для логопедов; - М, 2003
- Субботский. Е.В. Особое мышление дошкольника; - М, 2002
- Тимофеева.Е.Ю., Чернова. Е.И. Пальчиковая гимнастика; - СПб, 2006
- Тумакова. Г.А., Ознакомление дошкольников со звучащим словом : Методическое пособие для логопедов; / ред. Ф.А.Сохина; - М, 1991
- Фомичева. М.Ф., Учите детей говорить правильно: Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики; - М, 1986
- Шашекина. Г.Р., Логоритмика; - М, Владос, 2005
- Чижова. Е., Рисуем и рассказываем / сер. Развивающие методики; - М, 2005
Список музыкальной литературы:
- Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников; - Ярославль, 2007
- Боромыкова. Т., Музыкальная коррекция речи; - М, 2003
- Вейс. П. Ступеньки в музыку; - М, 1982
- Ветлугина. Н., Дзержинская. И., Комиссарова. Л, Музыка в детском саду;
-М, 1989
- Гаврищева. Л.Б., Нищева. Н.В, Логопедические распевки, музыкальная
- пальчиковая гимнастика и подвижные игры; - СПб, 2005
- Гоголева. М. Ю., Логоритмика в детском саду; - Ярославль, 2006
- Картушина. М.Ю. Конспекты логоритмических занятий; - М, 2005
- Макшанцева. Е.Д., Музыкальные забавы; - М, 1991
- Макшанцева. Е.Д., Скворушка: Музыкально - речевые игры; - М, 1993
- Михайлова. М.А., Воронина. Н.В., Танцы, игры, упражнения для красивого движения: Методическое пособие для музыкальных работников; - Ярославль, Академия Холдинг, 2000
- Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: практическое
пособие; - М, 2005
- Франио. Г., Лифиц. И., Методическое пособие по ритмике; - М, 1995
- Чибрикова - Луговская. Е.А., Ритмика: Методическое пособие; - М, 2001
- Хрестоматия для фортепиано в ДМШ, вып.7; -М, 1993
- ХТК, И.С.Бах.
- Шуберт. Ф., Прекрасная мельничиха, - М, 2001
- Шуман. Р., Альбом для юношества; - М, 1984
- Шуман. Р., Карнавал, - М, 2001
Список практической литературы для пальчиковых, речевых и подвижных игр:
- Алябьева.Е.А., Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения; - М, 2005;
- Бортникова. Е., Чудо-обучайка: Моторика / сер. Учись, играя;
- Екатеринбург, Литур, 2005
- Крупенчук. О.И., Ладушки: Пальчиковые игры для малышей; - СПб, 2005
- Лопухина. И.С., Логопедия: Речь, Ритм, Движение; - СПб, 2006
- Ле Шан; Когда ребёнок сводит вас с ума; - М, 1999
- Самойленко. Е.К., Дидактические игры в детском саду: Методическое
пособие для воспитателей; - Л, 1984
7. Соколова. Ю., Пальчиковые игры / сер. Божья коровка; - М, 2005
8. Соколова. Ю., Моторика / сер. Божья коровка; - М., 2005
9. Соколова. Ю., Речь и моторика / сер. Божья коровка; - М, 2005
10. Силберг. Д., 300 трёхминутных развивающих игр для детей
от 2 до 5 лет; - Минск, Попурри, 2006
11. Ткаченко. Т., Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков; - М, 2005
12. Ткаченко. Т., Пальчиковые игры и гимнастика; - М, 2005
13. Тимофеева. Е. Ю., Чернова. Е.И., Пальчиковая гимнастика; - СПб, 2006
14. Фельдчер. Ш, Либерман. С., 400 способов занять ребёнка от 2 до 8 лет;
- М, 1999
Список рекомендуемых CD и аудиозаписей:
Серия компакт-дисков для общего развития детей от 0 до 7 лет: «Мамины уроки», «Песенки-инсценировки», «Аэробика», «Азбука -потешка», «Весёлые уроки», «Катенька и кот», «Игровая гимнастика», «Гимнастика для малышей», «Абсолютный слух», «Золотые ворота», «Ёлка», «Наш оркестр», «Горелки», «Песенки и игры с пальчиками» №1, №2, «Игры для здоровья», «Сказочки - шумелки», «Ав - ав и мяу - мяу», «Музыкальный зоопарк», «Пять поросят», «Топ - топ»; Е.и С.Железновы; компания ДОМ: Развивалки.ru.
Серия КЛАССИКА: К.Сен-Санс, «Карнавал животных»;
«В.Моцарт.200% классической музыки: Симфонии, сонаты, концерты»; П.Чайковский «Времена года», «Детский альбом» - циклы фортепианных миниатюр;
Э.Григ, «Симфонические сюиты»;
«Симфонии Й.Гайдна от А до Я»;
Сборник CD «Энциклопедия органной музыки»;
Сборник CD «Золотая коллекция: И.С.Бах»
CD «Учимся петь, играя» - русские народные и авторские песни С.Коротаевой, Ю.Слонова, Н.Суховой, И.Конвенан, М.Парцхаладзе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76 » образовательная область «Музыка» на период 2017-2018 учебный год музыкального руководителя Закировой Венеры Мидхатовны
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155, Концепцией СанПиН от 30.07.2013г.)...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Музыка»
Пояснительная записка Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образо...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»
Программа определяет основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности, ка...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБОУ «Начальная школа №15» Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Музыка»
Рабочая программапо реализации основной образовательной программы дошкольного образованияМБОУ «Начальная школа №15»Образовательная область«Художественно – эстетическое развитие...
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...