Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста.
статья по логопедии (младшая группа)

Черепанова Елена Станиславовна

В статье раскрывается  подход к созданию единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп детей раннего (младшего) возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автором разработана новая форма взаимодействия учителя-логпеда и воспитателя в условиях логопункта - речевой тренинг, выработаны единые подходы по взаимодействию и разграничены зоны ответственности в профилактической и коррекционно-развивающей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_uchitelya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста.

        Ранний  возраст  —  период  интенсивного  развития  всех  психических  функций.  Основное  новообразование  этого  периода  —  овладение  речью,  которая  становится  фундаментом  для  дальнейшего  развития  ребенка. Неблагоприятные  демографические  процессы  в  нашем  обществе  сопровождаются  резким  ухудшением  состояния  здоровья  детей. Неблагоприятные биологические факторы:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • дефицит йода и фтора;
  • патологии беременности;
  • родовые травмы;
  • ослабленное здоровье детей;
  • недоразвитие органов артикуляционного аппарата.

Социальные причины:

  • неблагоприятное речевое воспитание ребенка;
  • снижение речевой культуры общества в целом.

Всё это негативным образом сказывается на речевом развитии детей.

.   Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. По  данным  статистики  до  80%  новорожденных  являются  физиологически  незрелыми;  перинатальные  нарушения  мозга  составляют  более  60%  всей  патологии  нервной  системы,  непосредственно  способствуя  возникновению  общего  недоразвития  речи  у  детей.

Однако своевременное и полноценное формирование речи в младшем и дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе.  Поэтому важно,  вовремя  заметить  и  скорректировать  отставание  в  формировании  речевой  функции,  стимулировать  ее  развитие,  способствуя  полноценному  развитию  ребенка.

Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях всё чаще встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой в вопросах речевого развития.

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп детей раннего (младшего) возраста.                                                                                Задачи:                                                                                                                                        1. Разработать единые подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя.                                                                                                                           2. Подобрать новые формы взаимодействия   в условиях логопункта (речевой тренинг).                                                                                                                   3. Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателя 
в профилактической и коррекционно-развивающей работе.                          

План работы:

1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике.           2. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.                      3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей.                                         Планируемый результат: подбор и разработка единых подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.                                  В нашем ДОУ предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностический блок.

Воспитатель

Учитель-логопед

Проводит диагностику общего развития (скрининг).

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за детьми «группы риска и внимания» в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

 Планирует занятия с детьми с учётом данных логопедического обследования.

Оказывает методическую помощь при проведении скрининга.

Проводит логопедическое обследование детей  «группы риска», «группы внимания» (3 раза в год).

 

Коррекционная работа

Воспитатель

Логопед

Осуществляет  развитие речи детей на занятиях и во время режимных моментов.

Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Оказывает помощь по  реализации индивидуальной программы с детьми «группы риска и внимания».

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации речевого развития.

Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной работы по развитию речи.

 

Участвует в составлении  коррекционной программы в разделе «Речевое развитие»

Профилактическая работа

Воспитатель

Логопед

Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Внедряет «речевой тренинг» в режимные моменты.

Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей.

Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Разрабатывает новые формы работы по речевому развитию (речевой тренинг)

Знакомит родителей с особенностями речевого развития.

Основной формой работы по взаимодействию с воспитателями, используемой в практике является  речевой тренинг.                                                                                 Успех   работы  по профилактике и коррекции речевого развития детей раннего возраста определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.                                                                                       Таким образом, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах работы) осуществляется путём логопедизации, которая заключается в реализации речевого тренинга – практического пособия по речевому развитию.                                              Цель тренинга:

- предупредить речевые нарушения;

- закрепить достигнутый уровень речевого развития;

- расширить и конкретизировать усвоенные прежде речевые навыки и понятия.

Структура речевого тренинга.

  В речевом тренинге три структурных блока (а не части занятий).

1-й блок – лексико-грамматическая сторона;

2-й блок – психологическая база речи;

3-й блок – звуковая сторона.

 В каждом структурном компоненте отрабатывается определенный круг речевых задач. Рассмотрим их.

  Лексико-грамматическая сторона направлена на уменьшение синтаксических ошибок, уточнение и расширение словаря и отдельных лексических оттенков употребляемых слов и выражений. Здесь же проводится работа с предложениями.

  Психологическая база речи содержит отработку неречевых функций (психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления); формирование пространственной ориентации; развитие мелкой моторики руки.

   Звуковая или произносительная сторона включает в себя выработку речевого слуха (фонетического и фонематического); артикуляционной моторики; дикции (чистого и правильного звукопроизношения); работу  с ударением и просодикой (выразительностью речи).

Как вы видите, в  пособии прослеживается связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: артикуляционной моторикой, произношением, фонематическим восприятием, словарем, грамматической стороной и связной речью.

Вот примерные игры по теме «Игрушки».

1 блок.

Д/и: «Не разбуди куклу», «Кто быстрее найдёт свою игрушку?», «Позови игрушку сам», «Бубенчики».

2 блок.

Пальчиковая игра «Ладушки», п/и «Поезд».

3 блок.

Артикуляционные и фонетические упражнения: «Накормим птенчика», «Успокой куклу», «Колокольчики», «Игрушки устали».

        Система речевого тренинга построена так, чтобы подвести ребенка к своевременному развитию артикуляционной моторики и появлению звуков, сформировать внимание к звучанию слов, их фонетике, морфологии, синтаксису и в конечном итоге предупредить нарушения как устной, так и письменной речи.

        Уникальность пособия заключается в подборе игр (как наиболее эффективной формы воздействия на детей) с учетом возрастных особенностей детей и охвате ими всех сторон речевого развития в соответствии с лексической темой и артикуляционными возможностями. Интересные дидактические игры, взяты из уже имеющейся методической литературы и разработаны общепризнанными авторами, занимающимися  развитием и коррекцией речи дошкольников.  

        Методические рекомендации по проведению речевого тренинга.

          1. Речевой тренинг проводится ежедневно в течение недели согласно перспективному плану и делится на речевую гимнастику и упражнения проводимые вне занятий (в режимные моменты).

          2. Речевая гимнастика проводится в утренние часы после основного комплекса утренней гимнастики. В нее целесообразно включать  на первом этапе упражнения из 3-го блока.

3. Длительность речевой гимнастики в зависимости от возраста от 3 до 5 минут.

4. Педагог должен менять подбор упражнений в течение недели, стараясь охватить их все.

          5. Часть упражнений из 1-го блока могут быть использованы в режимных моментах, как хороводные или игры с мячом.

        6. Содержательный и временной интенсив каждого структурного блока тренинга определяется педагогами, исходя из трудностей речевого развития детей конкретной группы.

7. Для детей младших групп необходимо использовать больше наглядности (игрушки, картинки, предметы быта и одежды ).

          Форма тренинга зависит от личностных особенностей педагога и привычного для детей стиля общения с ним.

Систематическое использование речевого тренинга  позволяет:

-  увеличить подвижность органов артикуляции;

- улучшить дикцию и просодику;

- повысить уровень слухового, речевого и фонематического восприятия;

- увеличить активный словарь;

- уменьшить число синтаксических и грамматических ошибок;

- повысить уровень психологической базы речи (психических процессов, пространственной ориентации, мелкой моторики).

Речевой тренинг – являясь основной формой взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ, позволяет комплексно решать профилактические задачи.

Литература, используемая для составления речевого тренинга:

  1. Картушина М. Ю. – Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. -  М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Комратова Н. Г. -  Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. Пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Косинова Е. М. – Уроки логопеда: игры для развития речи. – М., 2004.
  4. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.- Под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2008.
  5. Нищеева Н. В. – Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

(*термин “речевой тренинг” и структура заимствованы у Т. Дороновой – кн. Подготовка детей к школе в ДОУ.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей на тему:Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. «Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка  в свободно...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста"

"Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребёнка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого просмотра их эмоциональным высказыван...

Рекомендации воспитателям по развитию речи детей раннего возраста

материал содержит полезную информацию о развитии речи у детей раннего возраста...

Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу»".

Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда  и  учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень»"...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста в процессе режимных моментов.

В презентации раскрывается единая система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп раннего (младшего) возраста....

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

О взаимодействии учителя-логопеда и семьи в процессе коррекции речи дошкольника....

Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"

Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...