Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста в процессе режимных моментов.
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)

Черепанова Елена Станиславовна

В презентации раскрывается единая система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп раннего (младшего) возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей раннего возраста в процессе режимных моментов. Выполнила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 10 «Звёздочка» Е. С. Черепанова

Слайд 2

Ранний возраст – период интенсивного развития речи. неблагоприятные факторы биологические: экологическая обстановка; дефицит йода и фтора; патологии беременности; родовые травмы; социальные: неблагоприятное речевое воспитание; снижение речевой культуры общества

Слайд 3

Данные статистики физически незрелые новорождённые перинатальные нарушения мозга

Слайд 4

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей. Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп детей раннего (младшего) возраста. Задачи: 1. Разработать единые подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя. 2. Подобрать новые формы взаимодействия в условиях логопункта (речевой тренинг). 3. Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателя в профилактической и коррекционно-развивающей работе.

Слайд 5

План работы: Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике. 2. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий. 3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей. Результат: подбор и разработка единых подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Слайд 6

основные направления взаимодействия диагностический блок коррекционный блок профилактический блок

Слайд 7

Диагностический блок Воспитатель Проводит диагностику общего развития (скрининг). Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за детьми «группы риска и внимания» в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания. Планирует занятия с детьми с учётом обследования. Учитель-логопед Оказывает методическую помощь при проведении скрининга. Проводит логопедическое обследование детей «группы риска», «группы внимания» (3 раза в год).

Слайд 8

коррекционная работа Воспитатель Осуществляет развитие речи детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики. Оказывает помощь по реализации индивидуальной программы с детьми «группы риска и внимания». Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации речевого развития. Логопед Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной работы по развитию речи. Участвует в составлении коррекционной программы в разделе «Речевое развитие»

Слайд 9

Профилактический блок Воспитатель Организует предметную среду, которая способствует раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков. Внедряет «речевой тренинг» в режимные моменты. Логопед Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. Разрабатывает новые формы работы по речевому развитию (речевой тренинг, картотеки). Знакомит родителей с особенностями речевого развития.

Слайд 10

Речевой тренинг – основная форма профилактической работы по развитию речи Цель тренинга: предупредить речевые нарушения; закрепить достигнутый уровень речевого развития; расширить и конкретизировать усвоенные прежде речевые навыки и понятия.

Слайд 11

Структура речевого тренинга 1-й блок – лексико-грамматическая сторона речи; 2-й блок – психологическая база речи; 3-й блок – звуковая сторона речи.

Слайд 12

Карточка № 5. Тема: Одежда. Карточка № 5. Тема: Одежда. Лексико-грамматические игры и упражнения. Развитие общей и мелкой моторики. Звуковая сторона речи. “ Оденем куклу”. Ц.: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, конструктивный праксис; понимать вопрос где? ; обучать выполнять двухступенчатую инструкцию. Оборудование: картонная кукла-мальчик и комплект одежды (крепится на липучках). Описание. Вос-тель демонстрирует куклу: - Это Ваня. У Вани рубашка, шорты, носки. - Где Ваня? Покажи. И т. д. Дети не только показывают, но и по возможности называют предметы. Затем воспитатель раздевает Ваню и предлагает детям одеть его: “Возьми шорты и одень Ваню. Возьми рубашку и одень Ваню”. “ Кто что делает?” Ц.: учить ориентироваться в названиях действий, расширять пассивный глагольный словарь (надевать); учить понимать вопросы косвенных падежей; развивать диалогическую речь. Обо-ние: сюж. картинка “Дети одеваются”. Описание. Воспитатель комментирует иллюстрацию: “Оля надевает платье. Митя надевает рубашку. Мама надевает Теме шарф.” Затем предлагает детям задание: - Кто надевает платье? Покажи. Кто надевает рубашку? Покажи. Кому надевают шарф? Покажи. Затем отрабатываются диалоги: - Кто это? (Оля.) Что делает? (Надевает.) - Что надевает? (Платье.) Подвижная игра “Платье”. Ц.: развивать общую моторику, координацию речи с движением; развивать подражательность. Описание. Это платье для Наташки – Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе. Красные горошки. Четыре ритмичных рыжка на обеих ногах. А на платье два кармашка, “ Рисуют” на животике два кармашка. Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику. “ Оденем Алешу”. Ц.: развитие координации движений, общей моторики, подражательности. Описание. Леше-сыночку Наденем носочки, Сидя на стульчиках, показывают, как натягивают носки. Шорты в горошек Наденем Алеше. Встают, показывают, как надевают шорты. После – рубашку Показывают, как надевают рубашку. С белым кармашком. “ Застегивают пуговицы”, поправляют кармашек. “ Улыбнись”. Ц.: развивать артикуляционную моторику, учить растягивать губы в улыбке, не обнажая зубы. Описание. Воспитатель происит детей улыбнуться кукле, не обнажая зубы, губы вытянуты в улыбке. “ Говорящая кукла”. Ц.: добиваться четкого произношения звука [М]. Оборудование: говорящая кукла. Описание. Дети сидят на стульчиках, лицом к воспитателю. В руках у него говорящая кукла. Воспитатель поворачивает ее, и она говорит: ”Мама”. - А теперь вы будете изображать говорящих кукол. Кого я позову, тот будет говорить: “Мама”. “ Кто позвал мишку?”. Ц.: развивать слуховое восприятие, научить правильно произносить звук [М], прививать общие речевые навыки. Описание. Дети стоят в кругу. Один из детей стоит спиной к остальным, держит в руках мишку. - Дети, мы сейчас поиграем в игру “Кто позвал мишку?” Тот, до кого я дотронусь, встанет и громко скажет: “Ау, Мишка!” А тот, кто держит мишку, должен догадаться, кто его позвал. Он скажет: “Мишку позвала Таня”. Затем дети меняются местами. Если ребенок ошибается, то будет отгадывать еще. Воспитаетль вызывает 2-5 детей, хвалит за хорошую, неторопливую, правильную речь. Следит, чтобы они говорили четко, громко, ясно, плавно (фразу в два-три слова на одном выдохе без перерыва).

Слайд 13

“ Большой - маленький”. Ц.: пополнение ак-го словаря прилагательными: большой, маленький; обучать сравнению различных по величине предметов. Об-ние: картинка “Одежда для медвежат”. Описание. Большой и маленький мишки. Воспитатель объясняет, что большому мишке нужна большая одежда, а маленькому мишке – маленькая. Сначала дети подбирают одежду для большого мишки. Показывают и называют одежду. Потом подбирают одежду для маленького мишки. “ Соберем на прогулку”. Ц.: учить выполнять трехступенчатую инструкцию. Обор-ние: комплект одежды и игрушки. Описание. Воспитатель предагает выполнить следующие задания: “Возьми шапку и надень на куклу, завяжи шапку. Возьми кофту и надень на мишку, застегни кофту” “ Надеваю – снимаю”. Ц.: активизация в речи глаголов. Оборудование: предметные картинки. Описание. Педагог демонстрирует и оречествляет действия, затем то же дети(по картинкам). “ Я надеваю шапку. Я снимаю шапку ” . “ Большой - маленький”. Ц.: пополнение ак-го словаря прилагательными: большой, маленький; обучать сравнению различных по величине предметов. Об-ние: картинка “Одежда для медвежат”. Описание. Большой и маленький мишки. Воспитатель объясняет, что большому мишке нужна большая одежда, а маленькому мишке – маленькая. Сначала дети подбирают одежду для большого мишки. Показывают и называют одежду. Потом подбирают одежду для маленького мишки. “ Соберем на прогулку”. Ц.: учить выполнять трехступенчатую инструкцию. Обор-ние: комплект одежды и игрушки. Описание. Воспитатель предагает выполнить следующие задания: “Возьми шапку и надень на куклу, завяжи шапку. Возьми кофту и надень на мишку, застегни кофту” “ Надеваю – снимаю”. Ц.: активизация в речи глаголов. Оборудование: предметные картинки. Описание. Педагог демонстрирует и оречествляет действия, затем то же дети(по картинкам). “ Я надеваю шапку. Я снимаю шапку ” . Подвижная игра “Брюки”. Ц.: развитие координации движений, координации речи с движением, закреплять умения договаривать слова и словосочетания. Описание. Эти брюки для Илюши По два раза топают сначала правой, потом левой ногой. Сшила бабушка из плюша. Показывают, как бабушка шьет брюки. Ходит в них гулять Илья, Идут по кругу, взявшись за руки. Он большой, как ты и я. Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.

Слайд 14

Методические рекомендации Речевой тренинг проводится ежедневно в течение двух недель и делится на речевую гимнастику и упражнения проводимые вне занятий. Речевая гимнастика проводится в утренние часы, включает упражнения из 3-го блока.

Слайд 15

Часть упражнений из 1-го блока могут быть использованы в режимных моментах, как хороводные или игры с мячом. Содержательный и временной интенсив каждого структурного блока тренинга определяется педагогами. Длительность речевой гимнастики 3 минуты. Педагог должен менять подбор упражнений в течение недели, стараясь охватить их все.

Слайд 16

Для детей младших групп необходимо использовать больше наглядности.

Слайд 17

Речевой тренинг – являясь основной формой взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей, позволяет комплексно решать профилактические задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу»".

Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда  и  учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень»"...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста.

В статье раскрывается  подход к созданию единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп детей раннего (младшего) возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автором разработана нов...

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

О взаимодействии учителя-логопеда и семьи в процессе коррекции речи дошкольника....

Индивидуальный план самообразования воспитателя. Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Индивидуальный план самообразованиявоспитателяТема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....

Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"

Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...

Программа по формированию трудовых умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе режимных моментов

Программа направлена на формирование положительного отношения к труду через ознакомление с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности....