Конспект открытого занятия на тему "Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла РТ

 

 

 

 

 

 

 «Конспект педагогического мероприятия»

«Звук и буква [Ш]»

 

 

 

 

Учитель – логопед: Ензак Ай – Кыс Анзоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кызыл-2016 г

Цель:  Закрепить навыки четкого произношения звука [Ш], познакомить с буквой Ш.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать умение характеризовать звук по акустико –артикуляционным признакам.
  • Закрепить понятие о том, что звуки  на письме обозначаются буквами.

Коррекционные:

  • Развивать координацию речи с движением.
  • Закреплять умение выполнять звуко - слоговой анализ слова.
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
  • Развивать целостное зрительное восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

 

Оборудование:  мультимедийное оборудование, волшебный клубок, 2 мольберта с набором магнитных букв, предметные картинки со звуком Ш, конверты с заданиями, шерстяные нитки,  магнитные фишки для работы у доски.

 

Ход занятия

 

  I. Организационный момент.

Учитель - логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

1. Психогимнастика

Учитель – логопед: А сейчас  встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебный клубочек.

                        (Дети встают вместе с логопедом в круг.)

Этот клубочек не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом.

Учитель – логопед: Ребята, в стране Смешариков случилась беда, всезнающий  Кар – Карыч  придумал задания для  Бараша, Лосяша и,  Кроша с которыми они не могут справиться и из-за этого все перессорились. И к вам за помощью обращаются смешарики. Они отправили нам письма с заданиями, которые им дал КарКарыч. Поможем смешарикам выполнить задания? (Ответы детей).

Тогда нам нужно спешить. Впереди,  нас ждут много  интересных и сложных заданий, но нам помогут дружба и наши знания.

  1. Упражнение на развитие дыхания.   

Учитель – логопед: Ребята, а чтобы отправиться в путь выполнять задания, дорогу нам  покажет вот этот волшебный клубочек.  А клубочек у нас в форме чего?  В форме  шара. Как мы умеем надувать шары? Ну, вот и надули, молодцы!

III Основная часть:

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Учитель – логопед: А вы помните, как зовут смешариков, которые обратились к нам за помощью?

Ответы детей

Учитель – логопед: А какой  одинаковый звук слышится в именах этих героев?

Дети: Звук Ш.

Учитель – логопед:  Ребята давайте вспомним артикуляцию звука [Ш]. Губы выдвинуты вперед и округлены, кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба. Между зубами маленькая щёлочка.

Учитель – логопед: Правильно, а теперь давайте вспомним какой этот звук гласный или согласный? (звуковая схема) Ответы детей.

Учитель – логопед: А теперь определите, какой он звонкий или глухой?  Как мы определяем? С помощью руки. Ответы детей.

Учитель – логопед: Есть ли у него мягкий братик? Ответы детей.

Учитель – логопед: Запомните, звук “ш” всегда твердый!

 

2. Учитель – логопед:  Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать кто это.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

  Кто это? 

Ответы детей (змея)

Учитель – логопед: Молодцы! Какой звук издает змея? Правильно шипит. А теперь давайте изобразим рукой, змею и с поем вместе с ней звуковую песенку.

ША – ША – ША

ШО – ШО – ШО

ШУ – ШУ – ШУ

ШИ – ШИ – ШИ

Учитель – логопед:  Молодцы ребята справились с заданием. Ну что, отправляемся в путь, выполнять  следующие задания  Кар – Карыча.

3. Игра «Добавь звук»

Учитель – логопед: Кар – карыч  придумал  задание для смешариков. Вот здесь разные слова. Нужно добавить в начало каждого слова звук Ш и получатся новые слова. А смешарики не знают, как это сделать.

Куры – шкуры, рамы – шрамы, поры – шпоры, лак – шлак, пион – шпион, утки – шутки.

Молодцы! Справились с заданием, идем дальше.

4. Учитель – логопед: Смотрите, ещё задание?! Нужно записать слово  ШУБА  с помощью звуковых обозначений, а помогут нам это сделать вот эти цветные фишки. «Звуко – слоговой  анализ  слова». Опять молодцы!

Д/и «Волшебные цветы».

Учитель – логопед: Ребята  нужно собрать цветы, но для этого нам надо разделиться на три команды. Одна команда собирать цветок с лепестками – картинками, в названии которых имеется звук  Ш в начале слова, другая – цветок с лепестками – картинками в названии которых имеется звук Ш в середине слова, а третья команда – звук Ш в конце слова.

5. Учитель – логопед: Молодцы! И снова справились с заданием, идем дальше. Смотрите – ка, какая интересная полянка. Так это же всезнающий Кар – Карыч  заколдовал букву  так, чтобы мы не могли ее увидеть, но чтобы  снять колдовство, нам нужно вот эти  ниточки превратить в букву  Ш. А как же выглядит эта буква Ш.? показ картинки с буквой Ш.

Ш - такая шалунишка,

На забор похожа слишком,

Укрепили только вот,

Тот забор наоборот.

Прорисовываем букву в воздухе, а теперь выкладываем.

А ещё скажите, чем звук отличается от буквы?

Молодцы!

Итог.

Учитель – логопед: Ну вот, всезнающий  Кар – Карыч думал, что мы не сможем помочь нашим смешарикам, а мы справились со всеми заданиями, которые он придумывал.  Ребята мы  всё выполнили и   вернули мир в страну Смешариков.

Понравилось ли вам путешествие? Что понравилось больше всего?  А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pedagogicheskogo_meropriyatiya_zvuk_i_bukva_sh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла РТ

 «Конспект педагогического мероприятия»

«Звук и буква [Ш]»

Учитель – логопед: Ензак Ай – Кыс Анзоровна

Кызыл-2016 г

Цель:  Закрепить навыки четкого произношения звука [Ш], познакомить с буквой Ш.

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать умение характеризовать звук по акустико –артикуляционным признакам.
  • Закрепить понятие о том, что звуки  на письме обозначаются буквами.

Коррекционные:

  • Развивать координацию речи с движением.
  • Закреплять умение выполнять звуко - слоговой анализ слова.
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
  • Развивать целостное зрительное восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, волшебный клубок, 2 мольберта с набором магнитных букв, предметные картинки со звуком Ш, конверты с заданиями, шерстяные нитки,  магнитные фишки для работы у доски.

Ход занятия

  I. Организационный момент.

Учитель - логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

1. Психогимнастика

Учитель – логопед: А сейчас  встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебный клубочек.

                        (Дети встают вместе с логопедом в круг.)

Этот клубочек не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом.

Учитель – логопед: Ребята, в стране Смешариков случилась беда, всезнающий  Кар – Карыч  придумал задания для  Бараша, Лосяша и,  Кроша с которыми они не могут справиться и из-за этого все перессорились. И к вам за помощью обращаются смешарики. Они отправили нам письма с заданиями, которые им дал КарКарыч. Поможем смешарикам выполнить задания? (Ответы детей).

Тогда нам нужно спешить. Впереди,  нас ждут много  интересных и сложных заданий, но нам помогут дружба и наши знания.

  1. Упражнение на развитие дыхания.   

Учитель – логопед: Ребята, а чтобы отправиться в путь выполнять задания, дорогу нам  покажет вот этот волшебный клубочек.  А клубочек у нас в форме чего?  В форме  шара. Как мы умеем надувать шары? Ну, вот и надули, молодцы!

III Основная часть:

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Учитель – логопед: А вы помните, как зовут смешариков, которые обратились к нам за помощью?

Ответы детей

Учитель – логопед: А какой  одинаковый звук слышится в именах этих героев?

Дети: Звук Ш.

Учитель – логопед:  Ребята давайте вспомним артикуляцию звука [Ш]. Губы выдвинуты вперед и округлены, кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба. Между зубами маленькая щёлочка.

Учитель – логопед: Правильно, а теперь давайте вспомним какой этот звук гласный или согласный? (звуковая схема) Ответы детей.

Учитель – логопед: А теперь определите, какой он звонкий или глухой?  Как мы определяем? С помощью руки. Ответы детей.

Учитель – логопед: Есть ли у него мягкий братик? Ответы детей.

Учитель – логопед: Запомните, звук “ш” всегда твердый!

2. Учитель – логопед:  Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать кто это.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

  Кто это?  

Ответы детей (змея)

Учитель – логопед: Молодцы! Какой звук издает змея? Правильно шипит. А теперь давайте изобразим рукой, змею и с поем вместе с ней звуковую песенку.

ША – ША – ША

ШО – ШО – ШО

ШУ – ШУ – ШУ

ШИ – ШИ – ШИ

Учитель – логопед:  Молодцы ребята справились с заданием. Ну что, отправляемся в путь, выполнять  следующие задания  Кар – Карыча.

3. Игра «Добавь звук»

Учитель – логопед: Кар – карыч  придумал  задание для смешариков. Вот здесь разные слова. Нужно добавить в начало каждого слова звук Ш и получатся новые слова. А смешарики не знают, как это сделать.

Куры – шкуры, рамы – шрамы, поры – шпоры, лак – шлак, пион – шпион, утки – шутки.

Молодцы! Справились с заданием, идем дальше.

4. Учитель – логопед: Смотрите, ещё задание?! Нужно записать слово  ШУБА  с помощью звуковых обозначений, а помогут нам это сделать вот эти цветные фишки. «Звуко – слоговой  анализ  слова». Опять молодцы!

Д/и «Волшебные цветы».

Учитель – логопед: Ребята  нужно собрать цветы, но для этого нам надо разделиться на три команды. Одна команда собирать цветок с лепестками – картинками, в названии которых имеется звук  Ш в начале слова, другая – цветок с лепестками – картинками в названии которых имеется звук Ш в середине слова, а третья команда – звук Ш в конце слова.

5. Учитель – логопед: Молодцы! И снова справились с заданием, идем дальше. Смотрите – ка, какая интересная полянка. Так это же всезнающий Кар – Карыч  заколдовал букву  так, чтобы мы не могли ее увидеть, но чтобы  снять колдовство, нам нужно вот эти  ниточки превратить в букву  Ш. А как же выглядит эта буква Ш.? показ картинки с буквой Ш.

Ш - такая шалунишка,

На забор похожа слишком,

Укрепили только вот,

Тот забор наоборот.

Прорисовываем букву в воздухе, а теперь выкладываем.

А ещё скажите, чем звук отличается от буквы?

Молодцы!

Итог.

Учитель – логопед: Ну вот, всезнающий  Кар – Карыч думал, что мы не сможем помочь нашим смешарикам, а мы справились со всеми заданиями, которые он придумывал.  Ребята мы  всё выполнили и   вернули мир в страну Смешариков.

Понравилось ли вам путешествие? Что понравилось больше всего?  А теперь нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Конспект открытого занятия учителя – логопеда Забродиной Анны Юрьевны «Звуки П и Пь, буква П. Продукты питания.»

Конспект занятия с презентацией.Цели и задачи:Расширение словаря и обобщение понятийДифференциация понятий звук – буква;Дифференциация ; П и Пь;Буква п; профилактика оптической дисграфии ;Развит...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на родительском собрании тема: «Звуки Л-Ль. Буква Л»

конспект непосредстенно образовательной деятельности по обучению грамоте детей 6-7 лет по теме "Звуки Л-ЛЬ. Буква Л"...

Конспект открытого занятия «Вот какая буква Ч»

Закрепление произношения звука Ч, знакомство с буквой Ч....

Конспект открытого занятия по теме "Звуки П-ПЬ.Буква П"

Родной язык играет уникальную роль в становлении лично­сти человека. Язык и речь традиционно рассматривались в пси­хологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психичес...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буква С"

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буква С"...