ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития. Трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере. Одной из многочисленных и разнородных категорией детей с особенностями в развитии являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Тяжелые нарушения речи оказывают негативное влияние не только на развитие познавательной, коммуникативной деятельности, но и на развитие его эмоциональной сферы (Калягин В.А., 2006). Экспериментальное исследование, направленное на выявление влияния тяжелых нарушений речи на эмоциональное развитие дошкольников, проводилось на базе общеобразовательного и комбинированного детских садов Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 60 дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием: из них 30 дошкольников с нормальным речевым развитием и 30 человек – дошкольники с общим недоразвитием речи (у всех детей 3 уровень речевого развития; стёртая псевдобульбарная дизартрия). Средний возраст испытуемых – 6,5 лет. Для исследования эмоциональных состояний дошкольников с нарушениями речевого развития использовался следующий комплекс психодиагностических методик: методика Р.Теммл, В.Амен, М.Дорки «Выбери нужное лицо», анкета по выявлению тревожного ребёнка Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко; методика А.И.Захарова, М.А.Панфиловой «Страхи в домиках». Анализ данных, полученных посредством методики А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» показал, что среднее количество страхов детей в обеих группах – у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием превышает нормативные показатели (в контрольной группе - 13, в экспериментальной – 15, нормативные показатели по данным методики -11), что подтверждает данные имеющихся исследований об тенденции увеличения количества детей с высокими уровнями отрицательных эмоциональных состояний - агрессии, тревожности, навязчивым чувством страха и др. (Колягина В.Г., 2011). У детей с ОНР и без нарушений речи отмечаются общие страхи, которые могут отражать их возрастные особенности. Наименее выраженными страхами в обеих группах оказались социально-опосредованные страхи (людей, родителей, врачей), которые в той или иной степени связаны с общением и социумом, и специфические страхи (боязнь замкнутого пространства, воды, больших площадей). У детей с ОНР присутствуют такие возрастные страхи как страх смерти родителей, страх собственной смерти, боязнь темноты и боли, страх стихийных бедствий, бандитов и нападений, пожара, животных. Кроме того, у 29,4% имеется страх речи, который проявляется в переживании и неуверенности в себе, сказывается на речевой активности детей и на их взаимоотношениях с окружающими людьми. Дети отмечали своё переживание по поводу своих речевых недостатков, трудностей в произношении, испытывают страх не исправить свои недостатки речи, неуверенность в общении с окружающими, в том числе и со своими сверстниками. К сожалению, как показывает наш опыт работы, одной из причин этого являются взрослые, которые акцентируют внимание детей на речевом дефекте, усиливая их переживания, а также дети, которые дразнят своих сверстников, имеющих различные речевые трудности. На эмоциональное состояние дошкольников влияют также условия и методы воспитания в семье. Авторитарное отношение к ребёнку и предпочтение физических мер воспитания становится причиной возникновения у детей боязни родителей и наказания. Наличие страха наказания у детей не всегда является доказательством жестокого воспитания с применением физического наказания. Часто взрослые воспитывают ребёнка в авторитарно-диктаторском стиле, предъявляя к ребенку завышенные требования. При этом, страх перед родителями выявлен у 10,7% детей с ОНР и только у 2% нормально развивающихся дошкольников. Исследование эмоционального состояния тревожности (методика Р. Теммл, В.Амен, М.Дорки «Выбери нужное лицо») показало более высокий уровень тревожности у дошкольников с ОНР по сравнению с их сверстниками с нормальным речевым развитием. Наибольшая тревожность наблюдается в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок – ребёнок» (61%), что может быть связано с ситуацией соперничества, конкуренции, когда дети стремятся быть первыми, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. По мнению Е.Савиной и Н.Шаниной, это является одной из причин, вызывающих детскую тревожность (Савина Е., Шанина Н., 1996). Данная ситуация вызывает негативное отношение ребёнка к любой возможности сравнения его действий с действиями других детей. Особо следует отметить выбор детей в ситуациях, имеющих двойной смысл: то, какой эмоциональный смысл придаёт им ребёнок, указывает на его мировосприятие и опыт общения. Так, например, отрицательный выбор в ситуации игнорирования – родитель играет с маленьким ребёнком, а старший за ними наблюдает - (печальное лицо выбрали 43% детей) объясняется как ревность, эгоизм, страх лишиться родительской любви. Отрицательный выбор в ситуации собирания игрушек – родитель просит ребёнка убрать игрушки - (печальное лицо выбрал 41% детей) может быть связан с возрастной особенностью преобладания игрового мотива у детей данного возраста. Результаты, полученные с помощью анкеты по выявлению тревожного ребёнка Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко, подтверждают высокий уровень тревожности детей с ОНР. Наиболее часто встречающимися негативными состояниями оказались пониженная работоспособность, невозможность длительного сосредоточения на чём-либо, излишнее беспокойство при выполнении заданий, общая обеспокоенность. Высокий уровень тревожности может отрицательно сказываться на адаптированности детей с ОНР к ситуациям общения с окружающими людьми. Как отмечают исследователи, боязнь и трудности коммуникативной деятельности могут приводить к формированию мотивации избегания неудач, препятствовать полноценному социальному развитию (Калягин В.А., 2006). Проблемы эмоционального развития ребенка с недостатками речевого развития в дошкольном возрасте становятся фактором, осложняющим взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении и в школе. Неблагоприятное эмоциональное самочувствие негативно влияет на психическое здоровье ребенка. Проблема эмоционального развития дошкольников с речевыми недостатками требует дельнейшего психологического изучения с целью более обоснованной целенаправленной психокоррекционной работы. Список литературы: Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с. Колягина В.Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития. Дисс. канд. псих. наук. - М., 2011. Калягин В.А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети// Дошкольное воспитание. – 1996.-№ 4. – с. 11-14.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4_0.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития. Трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере. Одной из многочисленных и разнородных категорией детей с особенностями в развитии являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Тяжелые нарушения речи оказывают негативное влияние не только на развитие  познавательной, коммуникативной деятельности, но и на развитие его эмоциональной сферы (Калягин В.А., 2006).

Экспериментальное исследование, направленное на выявление влияния тяжелых нарушений речи на эмоциональное развитие дошкольников, проводилось на базе общеобразовательного и комбинированного детских садов Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 60 дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием: из них 30 дошкольников с нормальным речевым развитием и 30 человек – дошкольники  с общим недоразвитием речи  (у всех детей 3 уровень речевого развития; стёртая псевдобульбарная дизартрия). Средний возраст испытуемых – 6,5 лет. Для исследования эмоциональных состояний дошкольников с нарушениями речевого развития использовался следующий комплекс психодиагностических методик: методика Р.Теммл, В.Амен, М.Дорки «Выбери нужное лицо», анкета по выявлению тревожного ребёнка Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко; методика А.И.Захарова, М.А.Панфиловой «Страхи в домиках».

Анализ данных, полученных посредством методики А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» показал, что среднее количество страхов детей в обеих группах – у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием превышает нормативные показатели (в контрольной группе   - 13, в экспериментальной – 15, нормативные показатели по данным методики -11), что подтверждает данные имеющихся исследований об тенденции увеличения количества детей с высокими уровнями отрицательных эмоциональных состояний - агрессии, тревожности, навязчивым чувством страха и др. (Колягина В.Г., 2011).

У детей с ОНР и без нарушений речи отмечаются общие страхи, которые могут отражать их возрастные особенности. Наименее выраженными страхами в обеих группах оказались социально-опосредованные страхи (людей, родителей, врачей), которые в той или иной степени связаны с общением и социумом, и специфические страхи (боязнь замкнутого пространства, воды, больших площадей). У детей с ОНР присутствуют такие  возрастные страхи как  страх смерти родителей, страх собственной смерти, боязнь темноты и боли, страх стихийных бедствий, бандитов и нападений, пожара, животных. Кроме того, у 29,4% имеется страх речи, который проявляется в переживании и неуверенности в себе, сказывается на речевой активности детей и на их взаимоотношениях с окружающими людьми.  Дети отмечали своё переживание по поводу своих речевых недостатков, трудностей в произношении,   испытывают страх не исправить свои недостатки речи, неуверенность в общении с окружающими, в том числе и со своими сверстниками. К сожалению, как показывает наш опыт работы, одной из причин этого являются взрослые, которые акцентируют внимание детей на речевом дефекте, усиливая их переживания, а также дети, которые дразнят своих сверстников, имеющих различные речевые трудности. На эмоциональное состояние дошкольников влияют также условия и методы воспитания в семье. Авторитарное отношение к ребёнку и предпочтение физических мер воспитания становится причиной возникновения у детей боязни родителей и наказания. Наличие страха наказания у детей не всегда является доказательством жестокого воспитания с применением физического наказания. Часто взрослые воспитывают ребёнка в авторитарно-диктаторском стиле, предъявляя к ребенку завышенные требования. При этом, страх перед родителями выявлен у 10,7% детей с ОНР и только у 2% нормально развивающихся дошкольников.

Исследование эмоционального состояния тревожности (методика Р. Теммл, В.Амен, М.Дорки «Выбери нужное лицо») показало более высокий уровень тревожности у дошкольников с ОНР по сравнению с их сверстниками с нормальным речевым развитием. Наибольшая тревожность наблюдается в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок – ребёнок» (61%), что может быть связано с ситуацией соперничества, конкуренции, когда дети стремятся быть первыми, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. По мнению Е.Савиной и Н.Шаниной, это является одной из причин, вызывающих детскую тревожность (Савина Е., Шанина Н., 1996). Данная ситуация вызывает негативное отношение ребёнка к любой возможности сравнения его действий с действиями других детей. Особо следует отметить выбор детей в ситуациях, имеющих двойной смысл: то, какой эмоциональный смысл придаёт им ребёнок, указывает на его мировосприятие и опыт общения. Так, например, отрицательный выбор в ситуации игнорирования – родитель играет с маленьким ребёнком, а старший за ними наблюдает - (печальное лицо выбрали 43% детей) объясняется как ревность, эгоизм, страх лишиться родительской любви. Отрицательный выбор в ситуации собирания игрушек – родитель просит ребёнка убрать игрушки - (печальное лицо выбрал 41% детей) может быть связан с возрастной особенностью преобладания игрового мотива у детей данного возраста. Результаты, полученные с помощью анкеты по выявлению тревожного ребёнка Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко, подтверждают высокий уровень тревожности детей с ОНР. Наиболее часто встречающимися негативными состояниями оказались пониженная работоспособность, невозможность длительного сосредоточения на чём-либо, излишнее беспокойство при выполнении заданий, общая обеспокоенность. Высокий уровень тревожности может отрицательно сказываться на адаптированности детей с ОНР к ситуациям общения с окружающими людьми. Как отмечают исследователи, боязнь и трудности коммуникативной деятельности могут приводить к формированию мотивации избегания неудач, препятствовать полноценному социальному развитию (Калягин В.А., 2006).  Проблемы эмоционального развития ребенка с недостатками речевого развития в дошкольном возрасте становятся фактором, осложняющим взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении и в школе. Неблагоприятное эмоциональное самочувствие негативно влияет на психическое здоровье ребенка.  

Проблема эмоционального развития дошкольников с речевыми недостатками требует дельнейшего психологического изучения с целью более обоснованной целенаправленной психокоррекционной работы.

Список литературы:

  1. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.
  2. Колягина В.Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития. Дисс. канд. псих. наук. - М., 2011.
  3. Калягин В.А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
  4. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети// Дошкольное воспитание. – 1996.-№ 4. – с. 11-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Характеристика особенностей эмоциональных состояний детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Целью  Адаптированной основной  образовательной программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием...

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье описываются особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поставлены задачи и раскрыты основы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР....

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...