Совместное занятие учителя - логопеда с инструктором по физической культуре "Водяная капелька"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Необычное занятие, задачами которого было дифференцировать звуки "С" и "Ш" с закреплением навыков и способов передвижения в воде. Занятие получилось интересным и запоминающимся. как для детей, так и для педагогов и логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятий «Водяная капелька»

Цель занятия: Создание необычных условий для закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях и во время занятий по обучению  плаванию

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

Формирование лексического запаса, развитие фонетико-фонематического восприятие, формирование длительного речевого дыхания.

Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах и в предложениях, закрепление притяжательных местоимений.

Развитие двигательной, речевой, зрительной и слуховой памяти, чувства ритма и силы голоса.

Оздоровительные:

Совершенствование навыков и способов передвижения в воде, погружение с задержкой дыхания и последующем выдохом

Развитие координации рук, ног и дыхания при движении под водой, маховых движений рук и ног при плавании свободным стилем, двигательной памяти и активности.

Закрепление у детей правил  безопасности  поведения в бассейне.

Коммуникативные:

Формирование желания и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми ( игровое общение).

Оборудование: водяная капелька, массажные коврики, обручи, пластмассовые шарики, резиновые игрушки, пластмассовые игрушки, доски для плавания.

Ход занятия

Под музыку в бассейн входят дети. Их встречает  учитель-логопед. Дети встают в один ряд, лицом к бассейну.

Вводная часть (учитель – логопед)

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

-Здрав-ствуй-те!                         Дети отхлопывают ритмическую структуру  слова

 - Солнышко к нам заглянуло, здравствуй!   Все поднимают руки вверх.

- Здрав-ствуй!     Дети отхлопывают и протопывают     ритмическую структуру слова.      

Загадка ( загадывает ребёнок):                                                         

 «Она и в озере, и в лужице,

Она снежинкой над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в кране, и в реке бежит?»      

Дети хором:  (вода)

Логопед: Кто это стучится???

Водяная капелька: Здравствуйте дети, здравствуйте гости. Это я водяная капелька, вы меня позвали и я  пришла. Хотите отправиться со мной в путешествие.

Дети: Да

Водяная капелька: Сначала мы будем передавать капельку и расскажем ей, какая бывает вода? (Дети передают друг другу капельку и называют слова: чистая, холодная, прозрачная, вкусная, свежая, теплая, мутная, грязная).

Учитель-логопед:

Капелька начинает свой путь в ручейке, он вытекает из земли и вода в ручейке холодная. Давайте споем песенку ручейка: «с-с-с-с-с», почувствуйте  холодную струю воздуха (дети подносят ладошку ко рту и  произносят звук [с]). В каком положении губы? Где находится язычок? (губы в улыбке, язык внизу).

Ручейки стекаются в одну большую реку, а потом все реки вливаются в море. У моря своя песенка, оно шумит: «ш-ш-ш-ш-ш», почувствуйте теплую струю воздуха (дети подносят ладошку ко рту и  произносят звук [ш]). В каком положении губы? Где находится язычок? (губы округляются, язык вверху).

Красиво спеть песенку ручейка и моря поможет нам игра «Насос и мяч» (дыхательное упражнение с произнесением звука): девочки насосы, а мальчики – большие надувные мячики.

     Ребенок-«мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки шея расслаблены. Корпус наклонен немного вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Ребенок – «насос» начинает «надувать» мяч - медленный вдох через нос, руки при этом скользят перед туловищем вверх к подбородку, сгибаясь в локтях.( как будто качают насосом мяч) Медленный выдох через рот со звуком [с]. Руки скользят вперед  туловища вниз. (Выполняется 3 раза). С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше (выпрямляются ноги в коленях, затем выпрямляется туловище, поднимается голова, надуваются щеки и руки отходят от боков). «Мяч»  надут. Ребенок- «насос» выдергивает из «мяча» шланг насоса.

Из ребёнка -«мяча» выходит воздух со звуком [ш]. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

Водяная капелька: Вы молодцы ребята и я приглашаю вас в моё царство воды спускаемся в воду.

2. Основная часть.  

(Дети под музыку заходят в бассейн).

Разминка в бассейне вместе с водяной капелькой

К речке быстрой мы спустились,                                    Дети шагают на месте.

Наклонились и умылись.                                                 Наклоны вперед, руки на поясе.

Раз, два, три, четыре,                                                            Хлопки в ладоши.

Вот как славно освежились!                                                 Встряхивание руками.

Делать так руками нужно: вместе – раз-                  Круги двумя руками вперед

это брас –                                                                             Круги двумя руками назад

Одной, другой –                                                        Круги руками по очереди вперед

Это кроль -                                                                 Круги двумя руками назад        

Все как один, плывем, как дельфин.                     Плывут к бортику, разворачиваются и  

                                                                                         плывут назад                                  

Дыхательно - игровое упражнение «Подуем на шарики» (упражнение на дыхание):

Ребёнок: ( Лапшин Саша)

У меня есть мяч воздушный

Легкий, звонкий и послушный

Будем с другом мы играть

Мяч друг другу передовать

Работа в паре - детям дают один обруч и по одному пластмассовому шарику и они дуют на него, чтобы он доплыл до противоположной стороны обруча.

Работа над ритмом и голосом.   

Учитель-логопед:

Ребята, капелька превратилась в дождик и хочет с нами поиграть. Закапали большие капельки ША и маленькие капли са. Дети произносят:

«са, ША, са                                Руки лежат на поверхности воды.

Шо, со, со                                Дети делают давящие движения сверху вниз, ощущая 

ШУ,ШУ, су            сопротивление воды и соотнося амплитуду движений

 ШУ,су,ШУ                                                 с силой голоса.

Игра-эстафета «Выбери свою игрушку»

В море бурном,

В море синем быстро плавают дельфины

Не пугает их волна

Рядом плещется она

Водяная капелька: Пришло время эстафеты, доски взяли, наклонились, слушаем задание. Команда девочек берёт игрушки со звуком «С». команда мальчиков со звуком «Ш» и называет игрушки.

Дети плывут с доской до бортика, на бортике выставлены разные игрушки со звуками [с], [ш]. Одна команда – девочки выбирает игрушки со звуком [с], другая команда  - мальчики– со звуком [ш]. Ребёнок ставит игрушку на доску и плывёт обратно с доской, работая ногами, кладёт игрушку на доску на бортик. Каждая команда называет свои игрушки.

(Звучит фонограмма песни ).

Чистоговорки с движениями в воде. Игра «Лисы и охотники».

Дети делятся на команду лис и команду охотников (девочки-лисички, мальчики – охотники).

Водяная капелька:  Кап, кап, кап – капельки волшебные, превратите мне детей в лисичек и в охотников.

Логопед:

Лисички где?      девочки – мы

Охотники, где?  мальчики – мы

Начали.

Лиса: Са-са-са – вот идёт лиса.             Движение руками и ногами, изображая лису.

Охотники: Шо-шо-шо – спрятались мы хорошо.               Дети ныряют в воду.

Лиса: Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.             Соединив ладони дети делают

                                                                                     волнообразные движения по воде.

Охотники: Су-су-су – вот поймаю я лису.        Дети делают руками хватательные

                                                                           движения по поверхности воды.

Лиса: Ши-ши-ши – лучше спрячусь в камыши.           Дети ныряют под воду.

Охотники: Ша-ша-ша – выходи из камыша.                Дети идут высоко поднимая

                                                 колени.

Лиса: Су-су-су – не поймать тебе лису.                Охотники плывут, догоняя лис.

Выходит пират: Кто тут расшумелся, сколько брызг, сколько волн. Вы мне всю рыбу распугаете, всё дно замутите, как я буду сокровище искать на дне морском?. Вы меня узнали?

Дети: Да пират.

Пират: Здравствуйте ребята! Я морской пират Джек Воробей. Я знаю что вы очень любите приключения. И сегодня мне хотелось бы посмотреть какие вы ловкие, да умелые. И тогда я возьму вас моряками на борт моего корабля

Каждое задание спрятано в загадках, надо отгадать загадки и отгадки показать на  воде.

Всколыхнется белой гривой

Выйдет на берег игриво

Между пальцами прольется

и домой к себе вернется ( волна)

Глубоко на дне она

Словно на небе видна

Но не светит и не греет

Потому что не умеет ( звезда)

На рыбалку его взял, крепко, крепко к леске привязал

Если станет он кивать, рыбка начала клевать

Ну ответь скорей дружок, что же это?  ( поплавок)

Убеждался и не раз ты

Что хвосты у  них как ласты

Хоть безногие они

А попробуй –догони. (дельфины)

Пират:

Умелые вы ребята. Я беру вас на борт корабля и посвящаю вас в моряки. Свистать всех на борт корабля. ( свисток)

Пират: Поплывем на звезде к острову сокровищ.

(плывут под музыку «Остров сокровищ») – на надутой звезде дети поднимают одну ногу, потом другую, махи ногами за звездой, внутри звезды.

Пират:

Верные мои моряки  на острове сокровищ я спрятал клад. Если мы хотим добраться до него, то нам надо  выполнить задание. Сделаете всё правильно – сокровище будет нашим

Пират:

Все по морю разойдитесь

 вгладь морскую присмотритесь

как увидите блеск на дне

предмет берите и плывите ко мне. ( пират стоит возле сундука)

( дети поднимают со дна бассейна предметы и складывают  в сундук)

Пират:

Во время плавания вы были дружные и смелые.

Нашли огромный сундук с сокровищами.

                         /музыка /

Водяная капелька:

А теперь скорей ныряй

В сад плыви! Не отставай!

И сокровище своё получай!

Итог:

Дети выходят из бассейна, пират и водяная капелька одевают медальки на шею детям, дети выстраиваются в одну линию.

Пират:

Сокровище вы берегите

И в следующее путешествие с собой возьмите.

Оно поможет, вам друзья, находить сокровища.

Я с вами прощаюсь, до свидания друзья.

Водяная капелька: И мне пора в мою водную стихию. До свидания , ребята.

Логопед:  Ребята попрощаемся с гостями. Досвидания.

Дети: ( отхлопывают ) ДОС-ВИ-ДА-НИ-Я 

Дети принимают душ и переодеваются.  Звучит музыка .

                                               

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Конспект интегрированного занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Интегрированное занятие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда....

Совместное занятие учителя-логопеда и инструктора по ФК «Путешествие в осенний лес»

Совместная работа специалистов ДОУ увеличивает эффективность коррекционного процесса и заключается, в том числе, в подготовке и проведении совместных занятий....