Нейрологопедия: современный подход к современным детям.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Дёмушкина Евгения Олеговна

«Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с высшими функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда мы пытаемся проникнуть за черепные своды, то начинаем понимать, что мы делаем и для чего». Т.Г. Визель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет №3

Учитель-логопед
Дёмушкина Евгения Олеговна

Нейрологопедия: современный подход к современным детям.

Нейрологопедия - это мост от медицины к педагогике. Обычно логопед устраняет только внешние проявления речевых нарушений. Эти методики безусловно-эффективны только в том случае, если нарушения речи не обусловлены серьезными неврологическими проблемами. 

Логопедия всегда шла рука об руку с психологией, а сегодня она получила возможность обогатить свой научный аппарат достижениями нейронаук: нейропсихологии, нейролингвистики, нейрофизиологии и нейробиологии.

Приведу слова Татьяны Григорьевны Визель: «Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с высшими функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда мы пытаемся проникнуть за черепные своды, то начинаем понимать, что мы делаем и для чего».

Методы нейрологопедии позволяют на 35% быстрее справиться с речевыми проблемами ребенка. Их эффективность научно доказана.

Но это не все! «Побочным эффектом» становится продвижение ребенка и в других областях (интеллектуальное развитие, внимание, память, поведение). Происходит настоящий прорыв в обучении ребенка. И эти результаты сохраняются на всю жизнь.

Сегодня я хочу рассказать о таких методах как моторное планирование, сенсорная интеграция, логоритмика, биоэнергопластика, межполушарное взаимодействие. Кратко я расскажу и покажу о каждом приеме работы.

Моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное. Как только действия становятся навыками, они перестают требовать моторного планирования и выполняются легко и быстро, без предварительного обдумывания. Моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «говорит» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это. У детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования. На видео представлено упражнение на моторное планирование. Ребенку нужно перепрыгнуть, встать и пройтись по моей инструкции.

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Метод сенсорной интеграции в работе логопеда предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику. На фото примеры работы по методу сенсорной интеграции. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кистей рук. Выполняя артикуляционное упражнение, ребенок сопровождает его движение одной или обеих рук. При этом развивается координация движений мелкой моторики пальцев, память, произвольное внимание. Эффективность исправления дефектов звуков вырастает в 2 раза, т.к. работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Пример упражнения на видео.

Межполушарное взаимодействие. По этому методу опубликовано не мало книг, пособий и методических разработок. Отмечается, что у детей с речевыми расстройствами имеется нарушение в связи между левым и правым полушарием. Я не буду углубляться в описание работы мозга, правого и левого полушария, расскажу о ценности этой методики в работе логопеда. Упражнения по этому методу улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Я активно использую упражнения на развитие межполушарного взаимодействия на индивидуальных и групповых занятиях.

Логоритмика- коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания. Логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному ми...

Современные подходы к оздоровлению детей в раннем возрасте

В материале раскрывается система комплексного подхода к оздоровительной деятельности в первой младшей группе ДОУ....

Памятка для воспитателей "Современные подходы к оздоровлению детей"

Сохранение и укрепление здоровье ребенка - одна из главных стратегических задач развития страны....

Статья: "Современный подход к приобщению детей к художественной литературе"

-В настоящее время,к моему удивлению и радости, хочется отметить, что библиотеки действительно становятся привлекательными для детей.На их площадках проводятся интересные мероприятия. Когда я обратила...

СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

В статье раскрыт вопрос здоровьесберегающих технологий: задачи, этапы работы,цель, виды и использование в режиме дня......

Педагогический совет «Современные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»

педагогический совет "Современные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию на тему: «Легенда о Черном Тигре» подтема: «Современные подходы в воспитании детей» для детей старшей группы. + Самоанализ

Цель: помочь детям научиться управлять своими эмоциями, настроить на бесконфликтное общение. Задачи:Образовательные:дать понимание, что возможно в приемлемой форме выплеснуть свой гнев.научи...