МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Транспорт» по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Осипова Елена Петровна

 Цель: формирование у детей лексико-грамматических средств языка через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                 детский сад №49 комбинированного вида                                                                                             Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект

 непрерывной образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности                                                          по формированию лексико-грамматических средств языка                                             и развитию связной речи                                                                                                       по теме «Транспорт» с использованием                                                                современных образовательных технологий.

                                        Составила учитель-логопед  Е.П.Осипова

     Санкт-Петербург

              2019 г.

 Цель: формирование у детей лексико-грамматических средств языка через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

Речевое развитие:

- закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

- активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

- закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

- учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;

- закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

- развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;

- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;

- развивать общую и мелкую моторику;

- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

  - воспитание творческого воображения, творческой активности, подражательности;

- обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

- продолжать развитие пространственной ориентировки;

- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

- продолжать развитие пространственной ориентировки;

Познавательное развитие:

- закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать интерес к НОД через использование занимательных упражнений.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, игровые, ЭОР.

Оборудование:

  • предметные картинки с изображением разных видов транспорта;
  • силуэт грузовика и детали к нему;
  • «водительское удостоверение» на каждого ребенка;
  • игрушечные автомобили;
  • волшебный ящик с двойным дном;
  • «волшебный поезд» с кармашками для картинок и слоговых схем;
  • слоговые схемы;
  • плакат-схема движения грузовика;
  • контурные картинки на тему «транспорт»;
  • опорная схема для описательных рассказов;
  • листы бархатной бумаги с контурами разных машин;
  • запись гудка поезда;
  • сладкие мармеладные машинки (призы);
  • экран, ноутбук, проектор, авторская, интерактивная, компьютерная игра «Один-много» и «Чего не стало»

Ход НОД:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда).
- К каждой картинке нужно подобрать схему с соответствующим количеством слогов.

 (Трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль). 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

- Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить.
- Правильно, о транспорте.
- О людях какой профессии эта загадка?

«Встаем мы очень рано, ведь наша забота - всех по утрам отвозить на работу».
- Правильно, это шофер (водитель).
- Какие это люди по характеру?

(Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные). 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

(Выставляются на наборном полотне картинки по теме «транспорт»).

- Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? - Автобус водит внимательный шофер.

- Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик).
- Кто управляет поездом?
(Поездом управляет зоркий машинист).
- Кто летает на ракете?
(На ракете летает умелый космонавт).
- Кто водит трамвай?
(Трамвай водит старательный вагоновожатый).
- Кто управляет кораблем?
(Кораблем управляет отважный капитан).
- Кто ездит на мотоцикле?
(На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист).
- Кто летает на вертолете?
(На вертолете летает отважный летчик).
- Назовите одним словом, что это?
(Транспорт).
- Какие виды транспорта вы знаете?
(Водный, воздушный, наземный, подземный). 

ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
(Машина).

- Большая машина, а маленькая... (Машинка).

- У нас в группе была красивая маленькая машинка, но случилась беда. К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звездный воин. Он грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с нашим грузовиком. (Показ плоскостной модели грузовика). Он его просто раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова соберем грузовик из частей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СБОРКА ГРУЗОВИКА»

(Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика).

- Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары, колеса, номер, бензобак, сиденье, руль, бампер).

(В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика).

- Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).

- У меня есть волшебный ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим в ящик наш грузовик. Крибли-крабли, бум! - плоская машинка в настоящий грузовик превратись! (Логопед достает игрушечную машину).

- Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как нам с ним справиться? (Cделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звездного воина, уменьшить звездного воина до очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог сделать).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»

Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем,
(тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Волосы ерошит ветер.
(шевелить пальцами)
Мы шоферы хоть куда!
(поднять большой палец)

УСВОЕНИЕ ГЛАГОЛА «ЕХАТЬ» С РАЗЛИЧНЫМИ ПРИСТАВКАМИ

- Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин.

(На мольберте - плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы...
(доехали),
Яму...
(объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки...
(доехали),
Мост...
(переехали) и дальше... (поехали).
От моста...
(отъехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома...
(доехали),
Во двор...
(заехали), вот и... (приехали).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЗНАЙ ПО КОНТУРУ»

(Наложенные один на другой контуры транспорта).

А теперь все дружно пошли по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. Нужно угадать по контуру машину, обвести указательным пальцем и сказать, для чего нужна машина. (Составление предложения с союзом чтобы).

А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Автомагазин - это магазин, где продаются машины.

 Компьютерная игра «ОДИН-МНОГО» и «ЧЕГО НЕ СТАЛО»

- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине микроавтобус, а в магазине...
(микроавтобусы).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине...
(легковые автомобили).
- На витрине милицейская машина, а в магазине...
(милицейские машины).
- На витрине спортивный самолет, а в магазине...
(спортивные самолеты).
- На витрине мотоцикл, а в магазине...
(мотоциклы).

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ОПОРНОЙ СХЕМЕ

Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме).  Я - продавец.

(Дети «покупают машину» и составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ).

ИТОГ

- Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).

- А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше никогда не будет ломать игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Транспорт".

Перед вами комплексное занятие, которое обогащает знания детей о транспорте, закрепляет названия профессий людей работающих на транспорте. Развивает связную и диалогическую рячь детей. Развивает...

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».

Тема: «Профессии».Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовыват...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Знатоки родного города» Форма проведения: Викторина

Учить детей владеть речью, как средством общения;обогощать активный словарь (викторина, малая родина, герб, благородство, мужество). Формировать у детей гражданское самосознание.Закреплять знания дете...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -​грамматических категорий  с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....