«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
статья по логопедии

Замотаева Светлана Юрьевна

     Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Глядя на экран монитора, ребёнок сам видит результат своей работы. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Замотаева Светлана Юрьевна

учитель-логопед МБДОУ Д/С «Журавлик»

город Абакан

 

«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Мы живем в век активного проникновения информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в образование. Ребенок, как никто другой, нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представления о мире, учится мыслить и анализировать, развивать свои способности, память, воображение.  В решении этих задач могут помочь развивающие компьютерные игры. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Можно сколько угодно спорить о пользе или вреде компьютерных игр, но несомненным остается тот факт, что дети обожают играть в них. Вопрос только в том, что именно даст ребёнку та или иная игра. За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей.  Большая  часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, развития зрительно-моторной координации. А, как известно,  данные  психические процессы являются психологической базой для развития речи, поэтому эти игры с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.  Их применение является чрезвычайно  эффективным, поскольку сочетает безграничные возможности виртуальной реальности с высокой мотивацией детей. Даже самая обыкновенная и привычная деятельность на мониторе компьютера воспринимается совсем по-иному.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе. Обучающая функция компьютерных игр является одной из важнейших ее характеристик.

Компьютерные игры построены так, что ребенок получает обобщенное представление обо всех похожих предметах и ситуациях, а не только о единичных понятиях или конкретных ситуациях. Таким образом, у него формируется такая операция мышления, как обобщение.

 Компьютерные игры, в отличие от других видов игр, позволяют увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику своего творчества. Это ведет к выработке способности самооценки. В этом состоит огромное преимущество компьютерных игр перед другими играми. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.  Компьютер  очень  «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он  сам  исправит   их.
    Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Глядя на экран монитора, ребёнок сам видит результат своей работы. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять своё произношение с эталоном.
   Предлагаю вам описание, анализ некоторых игр, используемых мною в коррекционной работе.

1.Игры Мерсибо: Серия «Звуковой калейдоскоп», в нее входит 11 игр, которые направлены на выделения ударного гласного звука в словах, определения места звука в слове, анализа звукового состава слова, соотнесения звука и буквы, поиска заданного звука в слове.

Детям особенно нравится спасать бедного дракончика, это игра, в которой звучит гласный звук, и ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве. Когда все выполнено верно, то дракончик освобождается и улетает. Осваивать науку гласных очень весело и интересно вместе с паровозиками в игре « Паровозики», уметь выделять гласный звук в слове – очень важно, ведь от этого зависит в дальнейшем грамотное письмо. В игре «Меткий стрелок» ребенок должен выбрать ту картинку, в которой нет заданного звука. Для этого он называет картинки и выбирает, в какую из них надо целиться.
    В серию «Речевой экспресс», входит 12 игр, которые направлены на развитие речи, на расширения словарного запаса, умения составления связного рассказа, на формирования фонематического слуха, на  развития грамматического строя, на отработку «трудных» звуков. Больше всего в этой серии детям нравится игра «Не будить до весны». Игра развивает слуховое внимание, умение запомнить количество звуков и выбрать соответствующий значок. Если все верно выполняет ребенок, то медведи просыпаются и идут на прогулку. В  игре «Аленький цветок» волшебное семечко превратится в прекрасный цветок, если его правильно поливать. Выбирая слова для полива, ребенок учится чисто произносить "трудные" звуки, различать близкие по звучанию согласные.

 Отличить звуки твердые и мягкие между собой помогут забавные герои Карамельный Джо и Зефирная Меланья в игре «Сладкий дом», если все верно выполнено, то в конце игры ребенок может построить домик для них.

2. С помощью программы «Баба Яга учится читать» дети легко и естественно приобщаются к чтению: изучают буквы, составляют из букв слоги, запоминают написание букв, различают правильно и  зеркально написанные буквы, работают с деформированным словом, составляют слова из предложенного набора букв. Она эффективна как для профилактики дислексии (специфическое нарушение процесса чтения), так и для обучения чтению.

     3. Фирма «1С»  образовательные программы:

Серия «Умные игры» включает комплекты развивающих и обучающих игр с простым, интуитивно понятным ребенку интерфейсом. Сборники рассчитаны на детей 4–8 лет и содержат доступные им игры всех направлений, направленные на расширение кругозора, тренировку памяти, логики, внимания, а также на освоение основ работы с компьютером.

      Скоро в школу. Тренируем память.  Одним из важнейших критериев является при оценке готовности ребёнка к школе его развитая память. В программе представлены игры и задания, которые направлены на развитие всех видов памяти детей 4–7 лет и помогут подготовить ребёнка к школе, привить ему навыки аналитического мышления. Выполняя упражнения, маленький ученик также разовьёт внимание и мелкую моторику, освоит основные математические понятия и представления.

     Скоро в школу. Учимся быть внимательными. Мал объём внимания – ребёнок не способен сосредоточиться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточна концентрация – малышу трудно долго сохранять внимание на чём-либо, не отвлекаясь и не ослабляя его. Невелика избирательность – ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развита переключаемость внимания – и маленький ученик с трудом переходит от одного вида деятельности к другому. Подобные недостатки можно устранить в ходе занятий с данной программой. У дошкольника возрастёт устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом.

      Скоро в школу! Учимся читать. В программе представлен высокоэффективный начальный курс обучения чтению для детей от трёх до семи лет. Встроенный озвученный алфавит (буквы и звуки) и 25 уроков чтения различной сложности помогут малышу выучить буквы, освоить навыки чтения, произношения слов и предложений в увлекательной игровой форме.

   4.  Компьютерная программа «Учимся читать!»  содержит богатый материал, который можно применять для коррекции отдельных сторон психической деятельности: для развития зрительного и пространственного восприятия, мышления, памяти и внимания, временных и фонетико-фонематических представлений. Дети знакомятся с алфавитом, учатся распознавать заданные буквы, составлять слова и предложения, соотносить прочитанное слово с картинкой и его значением. При этом у детей развивается фонематический слух, память, речь, Дети учатся правильно говорить, писать и читать.

   5. Компьютерные игры на различных сайтах в форме онлайн. Сайт «Теремок». Детские игры. Учимся читать. Детские развивающие игры данного раздела направлены на то, чтобы снять страх ребёнка перед чтением по слогам.  Игры «Собери слово-2», «Чей домик?», «Учим слоги», «Вкусный первый слог», «Собери слово» и другие.
    Занятия с использованием компьютеров для детей 5—7 лет провожу не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю. Занятия провожу индивидуально или по подгруппам, но не более 2-3 детей. После занятия с детьми провожу гимнастику для глаз.        Продолжительность работы с компьютером на занятиях: для детей 5 лет –  10 минут, для детей 6—7 лет — 15 минут.
     Компьютерные игры я использую на всех этапах коррекционной работы. В каждом индивидуальном случае (в зависимости от  темы занятия, особенностей мотивации и работоспособности ребенка) я варьирую место игр в структуре занятия. Возможно, это будет заключительная часть занятия, и в этом случае возможность поиграть будет для ребёнка своего рода «вознаграждением» за активную работу на занятии. А для некоторых  детей я включаю игровой момент в начале занятия с целью заинтересовать, привлечь внимание, усилить мотивацию к работе.

Дети воспринимают игру на компьютере как развлечение,  а фактически идет коррекционный процесс. Положительные эмоции, получаемые детьми от игры на компьютере, активируют их речевую деятельность, возрастает потребность высказать свои чувства и мысли, то есть возрастает мотивация общения. Поведение ребёнка на занятии становится более раскрепощённым, повышается его самооценка.

Таким образом, использование компьютерных игр в обучении грамоте имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что-то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Компьютерные игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал. Компьютерные игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Все эти факторы имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Литература:

1. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // www.vopsyl.ru

2. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 1994.

3. Горвиц Ю.М. Зачем малышам компьютер?// Детский сад от А до Я. – 2003. – №1.

4. Зеленская В.А. Компьютер для дошкольников. // Управление ДОУ. – 2008. -№6.

5. Ивакина И. О-Э. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх. //Дошкольное воспитание. – 1995

6. Осипова Т.Г. Компьютерные программы для детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1.

7. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. // Дошкольное воспитание – 2000 – №8.

8. Сурова О.А. Что могут дать детям компьютерные игры? // Управление ДОУ. – 2009. – №8.

9. Устинова Ю.И. Использование компьютерных игр для обучения грамоте и развитию речи детей дошкольного возраста. // Начальная школа плюс до и после. – 2003. – №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые рекомендации по подготовке дошкольника к обучению в школе

Уважаемые родители, данная консультация не даст Вам информацию о том, как подготовить ребенка к поступлению в гимназию, лицей или какое-то иное особенное учебное учреждение. Она поможет Вам настроить ...

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе...

Учебно-методическое пособие «Психологический тренинг подготовки дошкольников к обучению в школе»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Подготовка дошкольников к обучению в школе в условиях ДОУ

Доклад к выступлению на круглом столе в ГБОУ СШ №402, посвященному портрету нынешнего первоклассника и его проблемам...

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Статья "Подготовка дошкольников к обучению в школе"

В последние годы уделяется много внимания проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности ребенка к школьному обучению.Эта статья о том,ка...