Статья «Повышение двигательной активности детей в группе компенсирующей направленности через организацию игровых упражнений со скакалкой» в сборнике "Лучшие педагогические практики в системе образования Белгородской области" Выпуск №2
статья по логопедии (старшая группа)

Лазарева Любовь Михайловна

В статье представлен опыт внедрения игровых упражнений со скакалкой для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: двигательная активность, речевое, психофизическое развитие, спортивный снаряд скакалка, игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lazareva_l.m._solomentseva_v.n._zimireva_i.v.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ СО СКАКАЛКОЙ»

В.Н. Соломенцева,

старший воспитатель

И.В. Зимирева,

воспитатель

Л.М. Лазарева,

учитель - логопед

МБДОУ «Детский сад «Россияночка»

п. Чернянка Белгородской области»

Аннотация.

В статье представлен опыт внедрения игровых упражнений со скакалкой для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: двигательная активность, речевое, психофизическое развитие, спортивный снаряд скакалка, игровые упражнения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обязывает учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому, перед педагогами группы компенсирующей направленности стоит задача не только создавать условия для максимальной коррекции недостатков в развитии речи детей, но и в сохранении и укреплении здоровья.

В последние годы большинство дошкольников испытывают гипокинезию – недостаток в движениях. Причина этого – гиподинамия, т.е. малоподвижный образ жизни, вследствие комфортных жизненных условий (автомобили, лифт, и прочее). А также развитие научно-технического прогресса и высоких технологий (бытовая и цифровая техника, интерактивные игрушки). Это неизбежно меняет стиль жизни современных детей, проводящих большую часть времени с развлекательными гаджетами, у экрана телевизора или монитора компьютера.

В связи с этим, становится все больше детей с различными нарушениями в речевом и психофизическом развитии. Речевые нарушения все чаще сопряжены с проблемами неврологического (гипотонус, гипертонус), психологического (гиперактивность, дефицит внимания), физического (дискоординация, вялость движений) и социального порядка (снижение потребности в общении), что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

Всем известно, что двигательная активность выступает как комплексное средство физического, речевого, интеллектуального, нравственного, эстетического развития. А, значит, чтобы успешно познавать мир, нам нужно больше двигаться. 

Решение данной проблемы «подсказала» Л.Н. Волошина в своей парциальной программе «Выходи играть во двор», соответствующая задачам ФГОС. В практике доказано, что упражнения со скакалкой развивают выносливость, внимательность, ловкость, тренируют быстроту, координацию движений, укрепляют сердечнососудистую, дыхательную систему, кисти рук, помогают выплеснуть эмоции, снять напряжение – всё это важно детям-логопатам. Возникла идея повышать двигательную активность детей в группе компенсирующей направленности через организацию игровых упражнений со скакалкой.

В тесном сотрудничестве со специалистами изучили медицинскую литературу. Выявили, что противопоказанием являются сердечно-сосудистые заболевания, болезни позвоночника и суставов, сколиоз, заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения; очень важно следить за ЧСС и правильным дыханием во время прыжков со скакалкой.

В учебном пособии по физическому воспитанию ознакомились с рекомендациями техники захвата скакалки за ручки, вращения скакалки; с методикой обучения прыжкам через скакалку и др.

Приступая к практике, заинтересовали детей стихотворениями, потешками, просмотром иллюстраций, видеоматериалами о спортивном снаряде скакалка. Каждому ребёнку подобрали скакалку, которую он украсил по-своему желанию (наклейки, бантик, цветной скотч), чтобы «не терять» драгоценные минуты при её нахождении. Разучили музыкально-ритмические движения, комплексы общеразвивающих упражнений; выполняли основные виды движений, играли игры со скакалкой.

Практические рекомендации:

- придерживаться дидактического правила «от простого к сложному»;

- выполнять специальные упражнения для лучезапястных и локтевых суставов (эти суставы активно принимают участие в выполнении техники вращения скакалки), икроножных мышц и связок голеностопа (чтобы избежать растяжения);

- уделять особое внимание толчку ногами и приземлению на ногах в прыжке;

- соблюдать периоды отдыха между прыжками (предлагать детям небольшую дыхательную гимнастику, так как ЧСС должна оставаться в «зоне безопасности»);

- учитывать гендерный подход при обучении прыжкам через скакалку девочек и мальчиков (девочки быстрее усваивают технику прыжка);

- приучать к порядку (складывать и завязывать скакалку, укладывать спортивный инвентарь). 

Разработали систему упражнений со скакалкой для использования в двигательной среде, исходя из индивидуальных возможностей детей нашей группы. Детям с нарушением зрения составили индивидуальный маршрут повышения двигательной активности. Упражнения включали в утреннюю гимнастику, занятия физической культурой, а также в первую половину дня в свободную игровую деятельность и в прогулки. Были подобраны игровые упражнения со скакалкой, позволяющие раскрыть не только индивидуальные способности, но и чувство товарищества, умение работать в паре, группе.

Прыжки на скакалке все-таки утомительная работа для детей, поэтому старались поддерживать их интерес: поощрениями, подбадриваниями; разнообразной двигательной активностью; музыкальным сопровождением; использованием предметов-заместителей, скакалок из разного материала; в перерывах выкладывали с помощью скакалок буквы, цифры, фигуры.

Для родителей детского сада подготовили методические рекомендации о спортивном снаряде скакалка, выпустили газету с достижениями наших детей. Личным примером и увлеченностью заинтересовали родителей упражнениями со скакалкой (многие не владели техникой выполнения, учились у своих детей), организовали веселые праздники, все вместе ощутили радость движения, совершенствовали свои возможности.

Наш практический опыт реализовался в проект (2018г.), цель которого: обеспечить положительную динамику двигательной активности старших дошкольников МБДОУ «Россияночка» п.Чернянка, не имеющих противопоказаний, к маю 2019г. от 10 до 25% через занятия со скакалкой. В процессе работы цель была достигнута. А сдача норм ГТО зафиксировала повышение уровня общей физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

И хочется отметить, что сохранение и укрепление здоровья – одно из главных направлений государственной политики. Мы живём под девизом «Здоровье нации – основа процветания России». Хотите до старости оставаться здоровым – прыгайте на скакалке, получайте как можно больше положительных эмоций!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А.В. Кенеман, Г.П. Лескова, О.Г. Аракелян и др.; под ред. А.В. Кенеман, Т.И.Осокиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176с.
  2. Планирование образовательной деятельности по парциальной программе физического развития «Выходи играть во двор»: методическое пособие /Л.Н. Волошина и др. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. - 367 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ »

«Движение – это жизнь» сказал кто-то из мудрецов. С этой аксиомой жизни мы – взрослые люди - встречаемся ежедневно и на собственном опыте понимаем важность активного движения. Но не менее важно развив...

Обтимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений

Обтимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста...

Статья Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через ритмическую гимнастику

В статье представлены результаты опыта работы инструктора по физической культуре по повышению двигательной активности старшего дошкольного возраста через ритмическую гимнастику. Был создан проект по р...

«Как решается проблема повышения двигательной активности детей в группе»

Игрой надо руководить так, чтобы детям доставляло удовольствие от ее процесса. Дать возможность участникам проявить активность, творческую инициативу и самостоятельность. Воспитатель должен заинтересо...

Открытый показ по познавательному развитию детей 2 группы раннего возраста через организация игрового "Квеста" "Осеннее приключения"

Цель: Формирование первичных представлений об осенних изменениях в природе.                              ...

ПРОЕКТ «Дидактическая игра, как средство познавательно-речевой активности детей старшей группы компенсирующей направленности»

В дидактической  игре на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дети с ОНР обучаются практическим навыкам  словообразования и словоизмене...

«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА КЛАВЕСАХ»

В материале представлен практический опыт игры клавесах на музыкальных занятиях в ДОУ, а также - структурированы различные методы и приёмы использования клавесов....