«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА КЛАВЕСАХ»
методическая разработка по музыке

В материале представлен практический опыт игры клавесах на музыкальных занятиях в ДОУ, а также - структурированы различные методы и приёмы использования клавесов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx49.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ  К ИГРЕ НА КЛАВЕСАХ»

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3.

      1.  Специфика обучения игры на клавесах………………………………….………4.        

      2. Формы организации  музыкальной деятельности по игре на клавесах…………5..

      3. Результаты педагогической диагностики…………………………………………7.

      4. Заключение…………………………………………………………………………..8..

        5. Литература…………………………………………………………………………...8..             6. Цифровые ресурсы…………………………………………………………………. 9    

Введение

«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз)

            Актуальность работы. В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Развитие чувства ритма напрямую связано с развитием таких когнитивных функций мозга, как речь, память, внимание. Поскольку с развитием ритмических способностей активизируются деятельность мозга,развивается мелкая моторика, формируются новые нейронные связи, можно с уверенностью утверждать, что чувство ритма влияет и на развитие личности в целом. В свою очередь сам ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Данная разработка как раз и  направлена на формирование чувства ритма.

Ритм в музыке – категория времени, имеющая эмоционально-выразительный, образно-поэтический, художественно-смысловой характер. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что эта сфера очень популярна в различных образовательных системах, действенна для освоения и имеет широкий спектр применения, начиная от визуально-ритмических рядов в раннем возрасте и заканчивая профессиональным обучением музыкантов всех уровней.

Содержание музыкально-ритмической составляющей образовательной деятельности ДОО  определено также Федеральным государственным  образовательным стандартом дошкольного образования. В него входит «восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения». Целевые ориентиры музыкального развития предполагают, что ребёнок 6-7 лет проявляет самостоятельность в исполнении музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование). Способен к самостоятельному, сольному исполнению.

Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком – Далькрозом получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Развитие чувства ритма помогает осознать свои силы и ощутить радость жизни через творчество. В нашей стране система ритмического воспитания разработана такими специалистами, как Н.Г.Александрова, Е.В.Кононова. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым. По мнению психолога Б.М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…».

Таким образом, освоение данной музыкальной области и привело к созданию собственной авторской методической разработки с использованием деревянных палочек – КЛАВЕСОВ. Методическая разработка рассчитана на работу с детьми в группах старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи и фонетико-фонематическими нарушениями речи. Она может использоваться в логопедических группах ДОО

Цель  работы: создание методической разработки по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством использованияклавесов.

Задачи:

- создать условия для освоения игры на клавесах;

- формировать умение исполнять различные ритмические последовательности с

применением клавесов.

-  развивать точность воспроизведения ритмического рисунка музыки;

-  способствовать  мотивации к самостоятельному освоению элементарных ритмических

формул.;

- формировать и закреплять различные навыки игры с помощью клавесов.

- воспитывать интерес к музицированию и самостоятельному ритмическому творчеству.

В поиске средств решения задач, был сделан вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при обучении детей игре на музыкальных инструментах в игровой форме. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, то данный подход способствует реализации следующих педагогических функций: познавательной, креативной, эстетической, коммуникативной. Основными принципами, которые легли в основу исследования стали:

• Принцип последовательности и взаимосвязи от простого к сложному.

• Принцип психологической комфортности. При работе обеспечивалось создание благоприятной атмосферы для эффективного образовательного процесса.

• Принцип интегрированного подхода. Использовались приёмы визуализации с применением ритмических карточек для обеспечения различных уровней восприятия. Работа велась в течение двух лет с детьми разного возраста, в группах компенсирующей направленности (ЗПР, логопедических группах).

1.Специфика обучения игры на клавесахhttps://surdo.su/wp-content/uploads/2021/02/klavesy_cover.jpg

Клавесами, или Клаве называют две палочки из твёрдого дерева, ударяя которыми друг о друга музыканты подчеркивают ритмический рисунок композиции. Этот незамысловатый инструмент пришёл к нам из Кубы. Это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении инструмент, который ещё называют  палочки – стучалочки или ритмические палочки. На них можно играть в группе или в одиночку. Музыкальный руководитель может использовать игру на клавесах периодически, а не систематически, причём, как в качестве ритмического упражнения, так и качестве исполнения под музыку в виде шумового оркестра.  Клавесы удобны ещё и тем, что не требуют каких-либо навыков при игре, а эффект для развития чувства ритма не уступает эффекту при игре на других музыкальных инструментах, таких как бубенцы, барабан или бубен. А для развития мелкой моторики их значение вообще трудно переоценить, К тому же, известны различные способы игры на клавесах. Помимо обычного стука друг об друга, мы их катаем между ладошек, кладем на ладошку и держим баланс, стучим торцевой частью, складываем в виде «клювика», молоточка, стучим по полу, и т.д. Также, клавесы отлично подходят для ритмизации стихотворного текста. В качестве такового подойдут ритмические попевки, которые может сочинить сам музыкальный руководитель.

Помимо общего, совместного слаженного исполнения, действенным способом является поочерёдное исполнение каждым ребёнком одного и того же ритмического рисунка с сохранением метрической структуры или стук на определённую долю музыкального размера. Рассмотрим каждый из них отдельно.

2.Формы организации игры на клавесах.

  • Метро-ритмическая пульсация.

С помощью клавесов можно отстукивать метро- ритмическую пульсацию на каждую долю такта, например: В руки палочки мы взяли и тихонько постучали.

              Тук – тук – тук – тук, вместе палочки идут.

  • Использование различных приёмов игры.

Необходимо отметить, что использование подтекстовки существенно облегчает ребёнку овладение различными приёмами игры, т.к. текст иллюстрирует определённый способ стука. Например, песенка, мелодию к которой музыкальный руководитель может сам без труда придумать (см.видео)

Пример песенки с различными приёмами игры. Автор песенки педагог Картушина М.В.

                               Весёлые клавесы.

                  Палочками я стучу                   Стучим торцами клавесов  друг об друга

Вот играть я как могу            

Раз и два повторю

Превращения начну

Пластилин я раскатаю                Катаем клавесы в ладошках

И колбаску покатаю

Раз и два повторю

Превращения начну

Птенчик клювик открывает          Палочки в виде «клюва» открываем

Он со мною так играет                   Закрываем

Раз и два повторю

Превращения начну

                        Рожки острые смотри                    Ставим клавесы на голову

Не бодаются они                              Немного раскачиваемся

      Раз и два повторю

Превращения начну

Мы моторчик заводили                   Крутим палочками «моторчик»

Покататься мы решили

Раз и два повторю

Превращения начну

Взяли в руки молоток                       Стучим по торцу клавеса

Строим домик невысок

Тук-тук молоток

Строим домик невысок.

Для усложнения исполнения метрической пульсации, интересно попробовать сочетание ударов палочек друг о друга с ударами палочек об пол. Для этого удобнее всего расположиться в кругу на полу, , сидя на коленях. Сначала удобнее использовать подтекстовку, например. (см.видео)

Две лошадки.

Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!  - об пол друг о друга

Мчатся, мчатся без оглядки, но, но, но!

Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!

Вы, лошадки, нас возьмите, да, да, да!     -  друг о друга и об пол

Быстро в город нас домчите, да, да, да!

Эй, лошадки, на пригорок, гоп, гоп, гоп!    друг о друга и вверх

Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!

  • Одна метрическая доля.

Клавесы можно использовать и без речевого сопровождения. Например, стучать на определённую долю такта несложной мелодии с ярко выраженной метрической пульсацией в четырёхдольном размере, например:

Х – --  -- ;   – Х – -- ;   – -- Х –;  –- --  -- Х. (Где Х – это ударная доля каждого такта)

Здесь музыкальный руководитель должен всё время считать доли в такте: «Раз, два, три, четыре». (см. видео.) При этой форме игры целесообразно разделить детей на группы, каждая из которых стучит в определённый момент счёта

  • Исполнение метрической пульсации с использованием ритмических карточек (ритмической визуализации).

При постепенном усложнении музыкального материала целесообразно добавление ритмической визуализации, ритмических карточек,  где условно обозначены сами удары и их количество.

Данный вид исполнения интересен тем, что внутри одной композиции возможны различные комбинации метроритма

Можно усложнить задание. По ходу звучания музыки, взрослый может произвольно показывать карточку для воспроизведения ритма.

  • Совмещение игры на клавесах с движением и перестроением.

По мере усложнения музыкально-ритмических заданий можно добавить движения, перемещение по залу во время игры на клавесах. В качестве музыкального сопровождения лучше взять музыкальную композицию с чёткой метро-ритмической пульсацией.

(см. видео)

Примерная  таблица музыкального материала

Музыкальный материал

Возрастная группа

Специфика игры

Две лошадки

Старшая (компенсирующей направленности ЗПР)

Использование различных приёмов  игры

Весёлые клавесы

Старшая (компенсирующей направленности ЗПР)

И. Штраус «Марш Радецкого»

Старшая

(компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР)

Выделение одной метрической доли

Неизвестен «Клавесы»

Подготовительная (компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР)

Применение  ритмических карточек  (Ритмической визуализации)

Композиция «Вирусы»

Подготовительная (компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР)

Сочетание игры на клавесах с продвижением и перемещением по залу

3. Результаты педагогической диагностики.

Результаты диагностики в области развития чувства ритма у старших дошкольников при активном использованием клавесов на занятии позволяют сделать вывод об эффективности их применения.

 Таблица сравнительной педагогической диагностики

за 2020 – 2021 учебный год

Период

Уровень развития чувства ритма

воспитанников

Низкий

Средний

Высокий

Сентябрь

58%

42%

0%

Май

26%

50%

24%

  4.Заключение

       Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о том, обучение детей дошкольного возраста игре на клавесах  способствует развитию чувства ритма. В процессе музыкальной деятельности у воспитанников детского сада развивалось музыкально – слуховое восприятие. У детей появилась уверенность в своих силах, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений, стал более развитый звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма. Активизировалось внимание и сосредоточенность. Ритм, передаваемый детьми, стал более точным и чётким. Педагоги отметили, что работа позволила скорректировать отклонения в эмоциональном развитии, у детей снизился страх перед неудачей. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они проявляют позитивный эмоциональный настрой не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в обычной жизни. Таким образом, обширная работа по развитию у детей чувства ритма дала свои положительные результаты. Воспитанники нашего детского сада с удовольствием выступают на различных творческих мероприятиях. У них хорошо сформированы музыкально-ритмические способности, выработаны определённые  исполнительские качества, такие как уверенность в себе, умение свободно держаться при исполнении музыки.

5. Литература

  1. Борисова Е. Развиваем творческие способности // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 2. – С. 2.
  2. Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 9.
  3. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. – С. 21.
  4. Кудрявцев В. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание. – 2006. -  № 3 – С. 71, № 5 – С. 71.
  5. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение: Владос, 2020.
  6. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом» Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры со звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. 100с.
  7. Уроки мастерства: Учебно-методическое пособие /Т.А. Затямина, Л.В. Стрепетова – М.: Изд-во «Глобус», 2009.-112.
  8. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г.Ф62 «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. — СПб.: «Детство-пресс», 352 с, ил.
  9. Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1994.
  10. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. С.Пб - 2019

6.Цифровые ресурсы.

  1. https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1642351913537295-6507401265872390271-sas3-1012-26a-sas-l7-balancer-8080-BAL-451&wiz_type=vital&filmId=1701022996041656196
  2. https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1642351913537295-6507401265872390271-sas3-1012-26a-sas-l7-balancer-8080-BAL-451&wiz_type=vital&filmId=5182921349102325559
  3. https://stand.hitplayer.ru/?s=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%8B
  4. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/04/27/sbornik-partitur-i-klavirov-dlya-detskogo-shumovogo
  5. https://mp3crown.cc/music/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%85.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы «Палитра для гнома»

Музыкально-ритмическое  занятие "Палитра для Гнома" для детей старшего дошкольного возраста включает основные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творческие задания. Основная цель - р...

Методическое пособие «Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально – ритмическую игру»

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»     «Развитие чувства ритмау детей с тяжё...

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

Развитие чувства ритма у детей старшей группы

laquo;Этот удивительный РИТМ!»(методтческая разработка) Развитие чувства ритма у детей старшей группы   «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК!»Цель занятия:  Закрепить представлен...

Развитие чувства ритма у детей младшей группы

Игры на развитие чувства ритма...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию чувства ритма для детей средней группы «В гостях у Феи Музыки»

Цель НОД: формирование ритмических способностей в сфере восприятия и организации движений, развитие слуховых способностей.Задачи: Развивать чувство ритма,  музыкальной памяти  и музыкально -...